Курс: Нравственные аспекты деятельности коллектива аудиторской фирмы - Имидж аудиторской фирмы |
Страница 7 из 12
Имидж аудиторской фирмы Роль имиджа следует особо подчеркнуть, поскольку успех фирмы, являясь слагаемым множества факторов, зависит и от сложившегося или формируемого имиджа фирмы. В настоящее время реальной становится потребность выделиться в массе себе подобных, завоевать определенную известность, приобрести репутацию. Предприниматели стремятся привлечь к себе внимание конкретных адресных групп: инвесторов, акционеров, партнеров, потребителей и других жизненно важных групп общества. Аудиторские коллективы заинтересованы в спросе на услуги их деятельности. Не случайно слово "имидж" у всех на слуху, это понятие входит в сознание людей, заполняет все сферы человеческой деятельности и во многом управляет поведением людей. Так или иначе имидж, как социально-психологический феномен, имеющий этический аспект, затрагивает жизнь любой организации. Имидж в переводе с английского – образ, облик, представление, подобие. Однако прямой перевод не раскрывает существенные смысловые оттенки этого понятия. В специальной литературе можно встретить большое число определений имиджа. В общих чертах, имидж – это целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей. Объектом или носителем имиджа может быть человек, группа людей, организация и ее коллективов. Имидж – образ, проектируемый в интересах фирмы, основанный на особенностях ее деятельности, достоинствах и качествах, который целенаправленно внедряется в сознание (подсознание) целевого адресата. Имидж соответствует его ожиданиям и служит отличию фирмы (услуг) от аналогичных. Членам коллектива аудиторской фирмы, прежде всего, следует помнить следующее. 1. Имидж – это социально-нравственное явление. Он не существует только на уровне отдельного человека, т.е. объект должен быть известен какой-либо группе людей (потребителей, клиентов и т.п.), а также должен иметь значение для членов этой группы, вызывать к себе интерес, привлекать внимание. Имидж должен вызывать морально-психологический резонанс. Это необходимо потому, что человек обладает выборочным вниманием, отсеивающим, как сквозь сито, незначимые объекты. Обычно имидж обладает совокупностью признаков, которые присущи самому объекту. Эти признаки могут существовать объективно или же просто приписываться объекту людьми. Например, как в случае различных фондов на разных стадиях их развития (МММ, Тибет, другие подобные компании). С помощью рекламы, а также других приемов вначале был сформирован имидж надежной фирмы, каковой на самом деле она не являлась. 2. Имидж не является чем-то однажды заданным, сформированным. Он динамичен, его атрибуты преобразуются, видоизменяются в соответствии с изменениями в самом носителе или в групповом сознании. 3. Имидж активен по своей сути. Он способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность, социально-нравственные установки и поступки как отдельных людей, так и целых групп населения. Как следствие, люди отдают предпочтение тем или иным товарам, аудиторским фирмам, банкам или политическим партиям. В мировой практике создание имиджа своей фирмы является одной из стратегических целей управления и маркетинга. Эта цель не менее важна, чем внедрение новых технологий, стабилизация финансовой сферы, развитие персонала, расширение рынков сбыта и др. Имидж фирмы – это совокупное общественное восприятие компании или фирмы многими людьми. Впечатления о фирме формируются в ходе личных контактов человека с фирмой и ее коллективом; на основе слухов, циркулирующих в обществе; из сообщений средств массовой информации. Важное значение для успеха организации имеет не только внешний (в глазах потребителей, клиентов), но и внутренний имидж. Этот тип имиджа существует в среде сотрудников фирмы и является весомой составляющей организационной и профессионально-нравственной культуры. Внутренний и внешний имидж одного и того же объекта могут сильно отличаться. Это как бы два взгляда с противоположных сторон на один и тот же объект. Скажем, внешний лоск офиса производит впечатление стабильности и преуспевания в фирме. В то же время сотрудники могут знать истинную цену этого внешнего благополучия и видеть реально существующие проблемы и трудности организации. Различают благоприятный и нейтральный имидж фирмы. Руководители фирм чаще всего хотят, чтобы был создан благоприятный, положительный имидж их фирмы. Они хотят, чтобы он вызывал положительные моральные чувства у потенциальных потребителей, запоминался, побуждал прибегать к услугам ее аудиторов. Однако опыт говорит, что формирование благоприятного имиджа фирмы не всегда оправдывает ожидания руководства и понесенные затраты, т.к. исключительно трудно создать универсальный имидж, который считался бы благоприятным для всех потребительских групп, взаимодействующих с организацией. Поэтому лучше всего формировать нейтральный имидж аудиторской организации. Это не значит, что аудиторская фирма должна иметь невыразительный, неопределенный или бесцельный имидж. Напротив, такой имидж открыт. Он позволяет всем потенциальным клиентам вписаться в позитивные отношения с фирмой. Нейтральный имидж отсекает лишь немногочисленные крайности среди потребителей. Его преимущество состоит в том, что человеку не навязывается отношение или установка к фирме. Если ее имидж не вызывает положительных эмоций у кого-то, то по крайней мере он не должен вызывать негативных моральных установок. Характеристики имиджа. 1. Адекватность, правдоподобность – создаваемый имидж должен соответствовать тому, что есть на самом деле; степень несоответствия должны быть четко определена и ограничена. Гиперболы, часто используемые в рекламе и приносящие эффект, не должны выходить за рамки здравого смысла. Если люди не верят созданному имиджу, он не достигает поставленной цели. 2. Имидж должен быть комплексным образованием. Это не просто торговая марка, дизайн, девиз или легко запоминающаяся картинка. Это тщательно проработанная биография или история фирмы. Листая каталог фирмы, потребитель обращает внимание не только и не столько на текст и иллюстрации. Его подсознательно интересуют качества, составляющие индивидуальность фирмы, способные вызвать положительную моральную оценку. 3. Оригинальность – имидж фирмы должен быть легко распознаваем среди имиджей других фирм (особенно, оказывающих однотипные услуги) и легко запоминаться. 4. Пластичность – оставаясь неизменным в восприятии потребителя, будучи легко узнаваемым, имидж в то же время должен оперативно модифицироваться, откликаясь на меняющиеся экономические, психологические, социальные условия. 5. Нейтральный имидж должен быть незавершенным. Его место где-то между воображением и чувствами, между желаемых и реальным. Ближе всего понятие «имидж» к понятиям «репутация» и «доброе имя». У отдельного сотрудника аудиторской фирмы и у самой фирмы может быть и положительный, позитивный, одобряемый образ, и негативный имидж. Имидж связан с восприятием: либо мы воспринимаем носителя имиджа как своего, пользующегося авторитетом и заслуживающего доверия, поведение которого нами одобряется, либо нет. Имидж аудиторской фирмы – это фактор доверия клиентов к фирме и ее услугам, фактор улучшения финансового состояния обслуживаемых фирмой клиентов, а значит, фактор процветания или упадка для самой фирмы и ее работников. Имидж аудиторской фирмы зависит не только от качества оказываемых ею услуг своим клиентам, но и от наличия у нее социальной ответственности, тех форм деятельности, которые общество расценивает как позитивные, соответствующие насущным общественным интересам и заботам. Имидж создается длительными и целенаправленными усилиями в сфере «паблик рилейшнз» (систематически планируемая деятельность, направленная на формирование нужного общественного мнения; связь с общественностью), в сфере рекламы, в области отношений с клиентами, в области поведения, формирования и поддержания репутации. Имидж – хрупкое явление: достаточно клиенту получить один раз некачественное аудиторское заключение или натолкнуться па неэтичное поведение сотрудника фирмы, как репутация фирмы в глазах клиента резко падает, и клиент потерян для фирмы («Единожды солгавши – кто тебе поверит»). Поэтому имидж фирмы зависит от каждого ее аудитора. Работники аудиторской фирмы также являются членами общества, имеют семьи и круг друзей и знакомых, отношение к работникам в фирме становится предметом обсуждения и оценки многих людей, поэтому отношение фирмы к своим работникам, их удовлетворенность принадлежностью к фирме или недовольство существенно влияет на имидж фирмы. По мнению экспертов, примерно в 98% случаев в США наблюдается большое различие между тем, как понимает свой образ сама фирма, и тем, как его представляют себе люди. Для выявления истинного представления о себе, формирования позитивного имиджа и его поддержания фирмы тратят большие средства и считают, что тратят не зря. Для этого же разрабатываются и проводятся в жизнь кодексы безупречного бизнеса, кодексы этичных корпораций, различные мероприятия по демонстрации понимания фирмой своей социальной ответственности. Имидж аудиторской фирмы определяется всесторонней оценкой ее деятельности, стратегии и культуры обществом, общностями и клиентами. Выше всего ценится честность, а чистота бизнеса должна быть во всем. Специалисты рекомендуют руководителям современных фирм следовать таким советам. 1. Будьте добропорядочным гражданином, делайте людям добро, ибо люди судят о фирме именно по ее делам. 2. Активно занимайтесь внедрением в свое окружение высоких этических стандартов поведения. 3. Всегда говорите правду, не откладывая на потом. Замалчивание правды и увиливание от прямых ответов лишь усугубляет проблемы. 4. Никогда не уходите от ответственности за свои действия. В солидных фирмах руководители организуют специальные постоянно действующие кризисные группы, которые должны анализировать возможности развития событий по худшему для фирмы варианту и разрабатывать планы достойного выхода из неприятных ситуаций. Главное для фирмы, собирающейся работать всерьез и надолго, – это завоевать и удержать доверие общества. Отечественные бизнесмены также начинают понимать эту простую истину. Опрос 185 руководителей фирм показал, что вторым по значимости фактором выживаемости фирмы они называют ее репутацию, а в числе факторов, способствующих успеху, называют имидж фирмы – 6-е место по значимости (исследования К.А. Прозоровской). В заключение следует отметить, что в каждом конкретном случае перед аудиторской организацией возникают свои цели и соответственно им она избирает пути их достижения.
|