Курс: Нравственные аспекты деятельности коллектива аудиторской фирмы - Этические аспекты стратегии деятельности аудиторской фирмы

 

Этические аспекты стратегии деятельности аудиторской фирмы

Стратегическое планирование представляет собой предприни­маемые руководством действия и решения, которые ведут к разра­ботке стратегий, предназначенных для достижения аудиторской организацией своих целей. И действия, и цели аудиторской органи­зации должны быть этичными. Процесс стратегического планирования – это ин­струмент принятия управленческих решений.

Современной задачей стратегического планирования является обеспечение гибкости и ново­введений в деятельности организации, необходимых для достижения целей в изменяющейся среде. Стратегическое планирование – это одно из средств воспроизве­дения организацией пред­принимательского поведения. В рамках стратегического планирования решаются четыре основные задачи:

- распределение ресурсов фирмы, которые ограничены, таких, как дефицитные кадры – управ­ленческий персонал и специалисты, аудиторские технологии, финансовые ресурсы;

- адаптация к внешней среде путем действий стратегического ха­рактера, которые используют благоприятные внешние возможнос­ти, противостоят опасностям путем выявления адекватных вари­ан­тов деятельности – альтернатив, обеспечивающих приспособле­ние к окружающим условиям;

- внутренняя координация стратегической деятельности с целью эффективной интеграции внутри организации с учетом сильных и слабых ее сторон, обеспечение эффективных внутрен­них операций;

- формирование стратегической, организационной и этической культуры путем развития мыш­ления управленческого персонала и формирования структуры организации, стиля деятельности.

Руководитель аудиторской фирмы инициирует процесс стратегичес­кого планирования, участвует в осуществлении, объединении и оценке этого процесса. Стратегия организации – это основное направление деятельности, которая дол­жна обеспечить осуществление миссии – главной цели организации – и достижение других ее целей. Стратегия аудита – вопросы теории и практики подготовки организации к аудиторскому обслуживанию клиента, включая морально-этические аспекты. Миссия организации – это основная общая цель аудиторской фирмы, ясно выраженная причина ее существования.

Значение миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, очень велико. Выработанные на ее основе цели являются критериями оценки всех управленческих решений с учетом их этических аспектов. Миссия детализирует статус организации и направления для определения целей и стратегий на различных организационных уров­нях. Фор­мулировка миссии должна включать: задачу организации по услугам, основным рынкам и основным технологиям; ха­рактеристику внешней среды, которая определяет принципы работы организации; характеристику культуры организации, определяющую ее морально-психологический климат, тип людей, которых привлекает такой климат.

Приведем пример миссии. Миссия аудиторской фирмы заключается в содей­ствии экономиче­скому и финансовому развитию и благосостоянию экономических субъектов, обслуживаемых фирмой, путем предоставления качественных услуг таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и эти­ческим стандартам, путем стимулирования соот­ветствующей прибыли клиентов. Выбор миссии аудиторской организации не следует путать с необ­ходимостью работать прибыльно. Прибыль – это внутренняя пробле­ма организации. Ауди­торская организация – открытая система, она может выжить только за счет удовлетворения потребностей вне ее самой. Руковод­ство должно отыскать общую цель организации в окружающей среде и найти ответы на два вопроса: кто наши клиенты и какие потребнос­ти клиентов можно удовлетворить?

Истоки многих проблем аудиторских организаций сосредоточены в их персонале, в людях. Основные проблемы, связанные с человеческими факторами, можно выявить, отыскав ответы на следующие вопросы.

1. Каков профессиональный и нравственно-этический уровень нынешнего и будущего типа аудитора?

2. Каков уровень компетентности и нравственной культуры руко­водства?

3. Имеется ли эффективная система материального вознаграждения и морального поощрения?

4. Спланирован ли порядок преемственности руководящих кадров?

5. Эффективна ли подготовка, повышение уровня профессионально-нравственной культуры ру­ководства?

6. Имелись ли потери ведущих специалистов? Если так, то какова роль в этом материальных и моральных факторов?

7. Когда проводился анализ системы оценки деятельности пер­сонала, включая этические показатели?

8. Можно ли улучшить качество работы аудиторов путем исполь­зования кружков качества или участия работников в управлении?

9. Справедлива ли доля участи персонала в доходах, прибылях и собственности?

10. Насколько эффективно организован труд аудиторов?

Культуры и образа (имиджа) организации. Нетрадиционные для многих отраслей факторы имеют решающее значение для успешной дея­тельности аудиторской фирмы в долгосрочной пер­спективе.

Атмосфера или морально-психологический климат в организации называются культурой организации. Культура отражает преобладающие обычаи, нравы и социальные ожидания на пред­приятии. Руководство использует эту культуру для привлечения работников определенных типов и стимулирования определенных типов поведения.

Имидж, образ аудиторской организации как внутри, так и вне ее относит­ся к тому впечатлению, которое создается ею с помощью сотруд­ников, клиентов и общественного мнения в целом. Культура и образ подкрепляются или ослабляются моральной репутацией фирмы. При анализе этого фактора необходимо установить следующее: степень соответствия репутации фирмы ее целям; степень последовательности фирмы в своей деятельности; соотноше­ние культуры и образа фирмы с куль­турой и образом других аудиторских организаций; степень привлекательности фирмы для хороших людей.

Выработав свою стратегию, аудиторская организация присту­пает к ее детальной разработке (табл. 1). Аудиторы должны своевременно определить свои возможности таких взаимоотно­шений с клиен­том, при которых они не нарушат этический принцип независимости собственной по­зиции, уменьшат свой риск и соберут достаточное количество аудиторских доказательств высокого качества, чтобы сформировать и выразить в соответствующем аудиторском заключении верное профессио­нальное суждение о балансе клиента. Поскольку аудиторы призваны выявить существенные неточно­сти в отчетности, они могут столкнуться при проверке с опреде­ленными действиями адми­нистрации или служащих, которые можно квалифицировать как злоупотребления, т.е. действия неэтичные. Разу­меется, наличие не просто некорректностей, а именно злоупотреб­лений (персонала или адми­нистрации) также оказывает существен­ное воздействие на аудиторскую стратегию.

 

Таблица 1

Общее описание аудиторской стратегии

 

п/п

Этап аудиторской стратегии

Действие по этапам аудиторской стратегии

1

Аудиторская стратегия в связи с оценкой риска контроля

1.1. Аудит значимых счетов и хозяйственных операций, явля­ющихся предметом внутренних контрольных моментов

1.2. Иные значимые счета и хозяй­ственные операции

1.3. Другие счета и хозяйственные операции (не для тестирова­ния)

1.4. Оценка риска контроля (макси­мального, ниже максималь­ного, низ­кого)

1.5. Влияние оценки на тестирование контрольных моментов и проверок по существу

2

Эффективность привлечения персонала и экспертов

2.1. Меры, применяемые для повы­шения эффективности и производи­тельности

2.2. Планирование и расчеты на: временные рамки; кадровое обеспечение; повышение квалификации и профессионально-этической культуры кадров

3

Утверждение аудиторской стра­тегии

3.1 . Партнером (менеджером) ведущим аудитором, руководи­телем коллектива

3.2. Аудит

3.3. На этапе предварительной оцен­ки риска

3.4. Подтверждение (или нет) пред­варительной оценки по резуль­татам тестирования контрольных моментов

4

Приложения

4.1. План аудиторского тестирования (по выбору)

4.2. Схема организации

4.3. Сводная бухгалтерская отчет­ность

4.4. Общий обзор постановки бухгал­терского учета

4.5. Другие

 

Аудиторский риск – субъективно определяемая аудитором вероятность признать по итогам аудиторской проверки, что бухгалтерская отчетность может содержать не выявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле искажений нет.

 



Индекс материала
Курс: Нравственные аспекты деятельности коллектива аудиторской фирмы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Этические аспекты стратегии деятельности аудиторской фирмы
Принципы организации труда и ответственности в коллективе аудиторской фирмы
Основные моральные приоритеты репутации коллектива аудиторской фирмы
Особенности и пути преодоления этических коллизий, связанных с оценкой аудиторского риска
Имидж аудиторской фирмы
Становление и основные этапы развития коллектива
Морально психологический климат коллектива и профессионально-этический потенциал кадров
Моральные конфликты и конфликтные ситуации
Особенности конфликтных ситуаций в работе аудиторов с клиентом
Руководитель как организатор нравственных отношений в аудиторском коллективе
Все страницы