Курс: Аудиторская деятельность и проблемы морального выбора и моральной оценки - Содержание поступка и характер его оценки

Содержание поступка и характер его оценки

Если бы мотив был единственным субъективным фактором, оп­ределяющим содержание поступка, то результат последнего по своей моральной значимости никогда не мог бы расходиться с мотивом. Поскольку же случаи такого расхождения являются фактом, остается допустить, что, помимо этического мотива, на поступок и его результат влияют и какие-то другие силы, ко­торые необходимо принять во внимание для их объяснения. Понятия борьбы мотивов, морального выбора, свободы воли, явля­ющиеся традиционным в этике, со всей очевидностью указывают на то, что в психологической детерминации поведения участвует отнюдь не один единственный этический мотив. Иначе – с чем бы ему пришлось вести борьбу и какой смысл было бы гово­рить о выборе и свободе: моральный поступок совершался бы автоматически, без выбора и преодоления препятствий, а зна­чит, без участия воли, осуществляющей свободу морального выбора и действия.

Волевое отношение личности к моральной цели определяется многими условиями, факторами, лишь одним из которых является этическое побуждение. Положительно этическое, то есть моральное, побуждение – это, как говорилось раньше, потребность приносить благо обществу, социальной группе и отдельным личностям. Моральная потребность выступает в таких формах, как нравст­венный идеал, знание требований морали, основанное на убеждении в необходимости их выполнения, чувства долга, гуманности, справедливости, чести и собственного достоинства, совесть, моральные привычки, черты характера, моральная воля. Достоинство – особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества (общности), в котором признается ценность личности. Честь – понятие морального сознания, где ценность личности связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним нравст­венными заслугами. Совесть – способность личности осуществлять моральный самоконтроль, требовать от себя выполнения обязанностей и производить самооценку совершаемых поступков. Например, чувство долга, совести и уважение к дисциплине труда побуждает аудитора добросовестно выполнять свои профессиональные, служебные обязанности, любовь и уважение к людям побуждают к тому, чтобы действовать ради их блага, обеспечивать удовлетворение их нужд. Этическое побу­ждение может быть и отрицательным, аморальным. Такой характер имеют, например, неуважение к общественным обязанностям, недоброжелательность, высокомерие, морально отрицательные привычки и черты характера (лживость, нечестность, леность и т.п.). Моральный характер – сово­куп­ность нравственных качеств личности, являющихся объектом моральной оценки и предметом нравственного воспитания.

Все другие факторы относятся к области, которую можно на­звать внеэтической («внеморальной»). Их отличительной чертей является то, что сами по себе они не определяют этической на­правлен­ности поведения, не делают его моральным или немо­ральным. Например, способность испытывать чувство страха пе­ред опасностью сама по себе ни моральна, ни аморальна, то есть до известной степени морально нейтральна. В зависимости от ситуации она может играть как положительную, так и отрица­тельную роль; страх перед наказанием может помешать осуще­ствлению преступного намерения, но страх может помешать и выполнению долга. Так же обстоит дело и со знаниями, которые могут использоваться и в интересах добра, и в интересах зла.

Знающий аудитор-профессионал может провести аудиторскую проверку на высоком уровне, а может и ловко «обстряпать дело», т.е. войти в сговор с обслуживаемым клиентом и мастерски сокрыть выявленные искажения и нарушения. По моральной значимости прежде всего следует выделить личные потребности и интересы, соображения личной выгодности или невыгодности поступка, соответствующие влечения, чувства, симпатии и антипатии и т.п., которые могут выступать в каче­стве мотивов, определяющих отношение личности к моральной цели.

Потребность и интерес не тождественны. Потребность – на­правленность на предмет потреб­ления, интерес – на объект деятельности (созидания, укрепления, сохранения). Потребности делятся на первичные, естественные по своему происхождению (на­пример, в пище, тепле), хотя и они в процессе воспитания по­лучают социально обусловленную форму, и вторичные, порож­денные обще­ством. Интересы, отражающие условия общественной жизни, переходят в соответствующие потреб­ности, например: за­интересованность в труде – в потребность трудиться, заинтере­сованность в том, чтобы познавать мир, – в познавательную потребность и т.п. Потребности и интересы обусловливают пси­хологическую активность, проявляясь в форме не всегда осозна­ваемых или ясно осознаваемых влечений, желаний, стремлений, а также – в форме представлений, взглядов, убеждений. Все эти формы способны приобретать привычный характер, благодаря чему эффективность их влияния на поведение значительно воз­растает.

Этическая и внеэтическая сферы побуждений не разделены непроходимой границей, они влияют одна на другую, в частности в процессе формирования побуждений. Влечения и желания раз­виваются под контролем разума, от которого существенно зави­сят характер каждого из них и его место во всей системе по­буждений.

Глубокое влияние на формирование потребностей, желаний, стремлений оказывает моральный идеал. Моральный идеал – представление, в котором предъявляемые к людям моральные и нрав­ственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, воплотившей в себе наиболее высокие моральные качества (добродетели). Он побуждает к то­му, чтобы соразмерять удовлетворение желаний и сами желания с общественными возможностями, с общим уровнем жизни, с собственным трудом, с требованиями морали. Удовлетворение тех или иных желаний не должно вступать в конфликт с общим стремлением к личному счастью и к счастью других людей, всего общества. Следовательно, желания должны быть нравственно вос­питанными, каждое из них должно включать моральный элемент.

Наиболее прямо на поведение воздействуют импульсивные желания, аффекты, которые могут толкнуть на такие поступки, на которые человек в обычном состоянии никогда бы не решился. В общем же и целом действие потребностей на поведение опосредуется интересом, соображениями выгодности или невы­годности поступка для создания условий, обеспечивающих удов­летворение собственных потребностей и потребностей других людей.

Личный интерес, прежде всего, личная материальная заинте­ресованность – это, несомненно, моральное побуждение, ибо непосредственной целью этого побуждения служит благо от­дельной личности. Целью более высокого морального побуждения яв­ляется согласование личного блага с общественным. Направление реализации личного интереса в условиях рыночных отношений не противоречит стремлению личности участвовать в создании общественного блага. По­буждая к труду на благо общества, личный интерес выступает в качестве мотива, действующего в одном направ­лении с мо­ральным мотивом, следовательно, поддерживающего и усиливаю­щего действие послед­него. Поскольку личный интерес сочетается с моральным побуждением, он приобретает морально положи­тельное значение. В какой-то мере он может возмещать отсут­ствующий моральный мотив, обеспечивая полезный для блага общества результат.

Известно, какую специфическую роль личная материальная заинтересованность в труде играла в социалистическом и коммунистическом строительстве. В условиях социализма она соединяла человека, участвующего в общем труде, с коллективом, способствовала формированию у него сферы коллективистского сознания. Считалось, что если личный интерес был главным стимулом трудовой деятельности, то он имел внеморальный, сугубо прагматический характер. Если же личный интерес дополнялся моральным стимулом, по отношению к которому он для многих отступал на второй план, хотя и продолжал сохранять существенное стимулирующее значение, то такой личный интерес приобретал моральное значение.

Конечно же, личный интерес может играть и действительно играет роль положительного фактора морального пове­дения, в частности, в сфере трудовой деятельности. Однако при определенных условиях личный интерес может обеспечиваться за счет нарушений моральных (а подчас и правовых) норм. Мораль и право, защищая интересы общества и его членов, ставят границы притязаниям тех или иных личных интересов. Если чело­век слишком узко смотрит на жизнь, если он не отличается достаточной сознательностью, он может предпочесть такой личный интерес, который противоречит общественному. Из всякого объективного явле­ния можно извлечь ту или иную выгоду. В этом смысле любое условие способно породить соответствующий интерес, и постоль­ку интерес имеет объективное основание. Но частная выгода подчас оказывается в противоречии с благом общества, тогда объективно обусловлен отказ от ее использования. Следовательно, имеются две противопо­ложные возможности, выбор между которыми вы­ступает в форме борьбы мотивов. Исход ее зависит от ряда внут­ренних и внешних обстоятельств.

Если интерес противостоит морали, он носит сугубо эгоистический характер. Борьба между эгоистической и моральной тенденциями – основное содержание борьбы мотивов в процессе морального выбора. Интересы, противостоящие основам общественной жизни, а значит, и прин­ципам общественной морали, довольно разнообразны. Это, например, интересы мошенника, совер­шившего подлог, искажение отчетности, сокрытие размеров прибыли, причем делающего это умыш­ленно, в корыстных целях. Именно с такими формами отклоняющегося от социальных норм поведения нередко сталкиваются при проведении проверок аудиторы.

В качестве особого фактора поведения выступают моральные знания и убеждения. Моральное убеждение – рациональная основа нравственной деятельности личности, позволяющая ей созна­тельно совершать тот или иной поступок. Знания и убеждения каждого человека играют роль своеобразного, относительно самостоятельного фактора, влияющего на его отношение к моральной цели. Для аудиторов они являются требованиями как норм их профессиональной этики, так и нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность.

Так, система контроля качества работы аудиторской организации должна включать:

а) соблюдение профессиональными сотрудниками аудитор­ской организации требований неза­висимости, честности, объек­тивности, конфиденциальности и профессиональной этики;

б) укомплектование аудиторской организации профессио­нальными сотрудниками, обладаю­щими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;

в) поручение аудиторских заданий профессиональным со­трудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;

г) получение сотрудниками при недостатке опыта или зна­ний в конкретных обстоятельствах соответствующих консульта­ций как внутри аудиторской организации, так и вне ее.

Иногда высказывается мнение, что мораль недоступна для науч­ного исследования, что лучше и не пытаться постигнуть ее в рациональной форме, надо просто следовать ее голосу, идуще­му откуда-то из таинственных и непознаваемых глубин нашей души. Такое понимание отнюдь не ново, его давно уже выдвинуло одно из направлений этики, которое получило на­звание интуити­визма. Один из наиболее известных представите­лей этого направления английский этик Д. Мур в начале XX века выступил с утверждением, что добро неопределимо, что мы мо­жем его только чувствовать, то есть можем быть убеждены, что нечто является добром, но нет никакой возможности научно об­основать наше убеждение. Но в этом случае ничто не может по­мешать свести мораль к индивидуальному произволу, что, по существу, равнозначно отказу от морали. Стирается всякая грань между моралью и аморализмом. Исчезает возможность отли­чить правильную моральную позицию от неправильной, а вместе с тем – основа для убежденности в своей моральной правоте. Действительно, замечают критики интуитивизма, как быть, если некто, ссылаясь на свою интуицию, заявит, что жульничество, мошенничество морально? Чем хуже его интуиция интуиции того, кто выска­зывает противоположное убеждение? Очевидно, что с позиции интуитивизма этот спор неразрешим. Остается предоставить право каждой социальной группе и даже каждому индивиду утверждать, что именно ее или его мораль является подлинной, не имея возможности проверить, чье же утверждение истинно и чье ложно.

Противопоставление морального рациональному нередко основывают на том, что мораль может вступать в противоречие тем, что «выгодно», «целесообразно», «наиболее полезно». Это действи­тельно так вовсе не потому, что сама мораль нецелесообразна. Как было показано раньше, мораль полезна в определенном отношении, именно в аспекте согласования, сочетания личного и общест­венного. Но то, что полезно в одном отношении, в силу противоречивости общественной жизни может прийти в столкновение с полезным в каком-либо другом отношении. Отсюда не следует, что само оно не обладает полезностью.



Индекс материала
Курс: Аудиторская деятельность и проблемы морального выбора и моральной оценки
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Сущность и структура морального выбора
Проблема соотношения цели и средств аудиторской деятельности
Моральная допустимость применения правового воздействия при проведении аудита
Нравственная ответственность
Проблема предмета моральной оценки. Понятие поступка
Содержание поступка и характер его оценки
Оценка поступка и его результата
Нравственная деятельность
Этический потенциал личности. Совесть как форма самооценки и внутренний регулятор нравственного поведения
Значение моральной оценки в организации профессиональной деятельности аудиторов
Все страницы