Курс: Отечественная элита: история и современность - Протоэлиты периода становления государственности на Руси: Киевская Русь и Русские земли VIII–XIII вв.

Протоэлиты периода становления государственности на Руси: Киевская Русь и Русские земли VIII–XIII вв.

Закономерности трансформации и смены элит четко просматриваются на более чем тысячелетней истории России. На ее примере мы можем выявить зависимость качества элиты и стабильности социально-политической системы от степени ее открытости.

В.О. Ключевский писал о наличии двух взглядов на начало нашей истории. Одни начинают ее с IX века, другие – с VII в. Более обоснованна, на наш взгляд, вторая точка зрения. В VII–VIII вв. славянские племена с родоплеменной знатью, племенными вождями (слово «князь» древнеславянское, первоначально означало племенного вождя) создают племенные союзы, затем суперсоюзы (древляне, родимичи и др.) перерастают в предгосударственные образования, а затем и в государственные с центрами в Ладоге, Новгороде, а затем в Киеве. Попытаемся коротко описать ранние российские.

В.О. Ключевский считал, что высшим классом в складывающейся русской государственности во главе с князем была княжеская дружина. Разумеется, этот «класс» не был чем-то недифференцированным. Дружина «делилась на высшую и низшую: первая состояла из княжих мужей, или бояр, вторая – из детских, или отроков; древнейшее собирательное название младшей дружины – гридь, или гридьба... заменилось потом словом двор, или слуги. Эта дружина вместе со своим князем вышла... из среды вооруженного купечества больших городов. В XI веке она еще не отличалась от этого купечества резкими чертами – ни политическими, ни экономическими. Дружина княжества составляла, собственно, военный класс; но и большие торговые города были устроены по-военному, образовывали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей... Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый тысяцкий, сотнями и десятками – также выбранные сотские и десятские. Эти выборные командиры составляли военное управление города и принадлежавшей ему области, военно-правительственную старшину, которая называется в летописи «старцами градскими».

Начиная с периода зарождения древнерусской государственности, управление выступало как соединение политической, военной, социальной, судебной и отчасти культовой власти. Характерно, что эта первая элита в большей мере зависела от князя, чем князь от элиты (последнее было характерно для Западной Европы), она становилась элитой за службу князю, прежде всего военную, это была элита заслуг. Впрочем, по мере смены поколений она все более превращалась в наследственную элиту, «элиту крови», в боярство. Эта элита в значительной мере и существовала за счет княжеских доходов.

Что касается норманнской теории происхождении государства на Руси, то следует заметить, что процесс складывания государственности восточнославянских племен начал происходить еще до Рюрика, а главное, приглашение «на царство» вообще было достаточно распространено в Европе (особенно в случае внутренних разногласий в процессе конкуренции за власть) и часто было более похоже на «наем» князя (монарха). Князь с дружиной осуществляли сбор дани, охрану государства от набегов соседей, прежде всего кочевых племен. Именно с династией Рюриковичей связано объединение северо-восточных славян с центром в Новгороде и юго-восточных с центром в Киеве и возвышение Руси в Х-ХП веках. Ключевский справедливо пишет «не о благодушном приглашении чужаков властвовать над безнарядными туземцами, а скорее о военном найме. Очевидно, заморские князья с дружиною призваны были новгородцами с союзными с ними племенами для защиты от каких-то внешних врагов и получали определенный корм за свои сторожевые услуги.... Почувствовав свою силу, наемники превратились во властителей, а свое наемное жалование превратили в обязательную дань с возвышением оклада». Общий интерес торговых городов Руси и примыкавших к ним селений состоял в том, что с появлением «наводнивших степи печенегов» появилась настоятельная потребность в военной силе, способной оградить пределы страны и ее торговые дороги от вражеских набегов. «Став носителем и охранителем общего интереса, подчинившего ему торговые города страны, этот князь с дружиной... превратился в политическую власть».

Обычно великие князья назначали своих сыновей и других родственников править областями, волостями в качестве их посадников (наместников), и те платили как посадские дань со своих областей великому князю-отцу. Между отцом и детьми действовало семейное право. Но между братьями четкого семейного права (во всяком случае до Ярослава Мудрого) не существовало, и это порождало многочисленные конфликты со смертью отца – великого князя. Ключевский отмечает: «1) ...верховная власть была собирательная, принадлежала всему княжескому роду;
2) отдельные князья временно владели теми или другими частями земли. Следовательно, в рассматриваемом складе княжеского владения надобно различать право владения, принадлежащее целому владетельному роду, и порядок владения по известной очереди как средство осуществления этого права». Итак, верховная власть принадлежала роду, а не лицам. «Порядок лиц в очереди владения основывался на том, что дальнейшие поколения должны были подниматься по родовой лестнице и чередоваться во владении волостями в том самом порядке, в каком шли друг за другом их отцы. Дети должны идти в порядке отцов; место в этой цепи родичей, унаследованное детьми от отца, и было их вотчиной». По мере размножения князей отдельные линии княжеского рода расходились все далее, отчуждались одна от другой, враждовали. «Каждый младший родич, областной князь, считал себя вправе противиться великому князю киевскому, если находил его действия неправильными, неотеческими».

Центробежные силы подталкивались междоусобицами князей, их стремлением к независимости от великого князя. Кодификация права в «Русской правде» Ярослава Мудрого не могла отменить указанный процесс; это право – отражение ситуации феодальных отношений, когда натуральное хозяйство стимулировало центробежные тенденции.

В «Русской правде» четко обозначено, что по отношению к князю люди делятся на два сословия – на княжих мужей и простолюдинов. Первые служили князю, составляли его дружину, высшее привилегированное сословие, посредством которого князья правили своими княжествами, обороняли их от врагов; это была, так сказать, княжеская элита.

Следует особо сказать о специфической социально-политической структуре Новгородской земли, в которой в XII-XVI веках отмечались элементы республиканского правления. Высшим органом было вече – народное собрание, в котором участвовали все свободные граждане, которые избирали и смещали всех должностных лиц, в том числе высших. Высшим исполнительным органом был Совет господ, в состав которого входили князь (отношения с которым строились на основе договора и функции которого были ограничены; важнейшей из них было руководство обороной Новгородской земли от внешней угрозы), архиепископ, посадские, тысяцкие, верхушка боярства. По существу это и была политико-административная элита Новгородской земли.

В период возвышения Москвы, ставшей центром, собиравшим российские земли, определенным образом изменяется состав, структура, менталитет политико-административной элиты Руси. Собирание Руси сопровождалось вступлением на московскую службу множества князей, бояр из присоединенных к Москве княжеств, а также поступлением на службу московскому государю знатных иностранцев из Литвы, немецких княжеств, Золотой Орды. Великий князь, а начиная с Ивана IV – царь, назначал наместников, управлявших отдельными регионами, назначал бояр и других представителей элиты на доходные должности, обеспечивающие «кормление» их обладателей. Нужно сказать, что традиции «кормления», которые глубоко укоренились в российской элите и представляли по существу узаконенную коррупцию, оказывали разлагающее влияние на эту элиту, да и на общество в целом. Можно объяснить (но не оправдать) причины этого явления – как объективные (необходимость разветвленной административной элиты в огромной стране и недостаток денег для вознаграждения за службу ввиду, прежде всего, огромных расходов на непрерывные войны), так и субъективные (живейшая готовность членов элиты извлечь максимум выгод из занятия своего административного поста). Нужно сказать, что эта традиция пережила тысячелетия, существует и до сих пор в коррумпированной части современной элиты (некоторые серьезные исследователи полагают, что эта часть составляет ее большинство).



Индекс материала
Курс: Отечественная элита: история и современность
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Закономерности трансформации и смены элит
Протоэлиты периода становления государственности на Руси: Киевская Русь и Русские земли VIII–XIII вв.
Господствующий класс Русского (Московского) государства и Российской империи
Советская элита
Теория «нового класса»
Смена поколений советской элиты
Постсоветская элита
Дискуссия о смене элит в нашей стране в начале 90-х годов XX века
От «монолитности» к плюрализму элит: тенденции и контр-тенденции
Политико-административная элита
Экономическая элита
Региональная элита
Культурная элита
Взаимоотношение элит: конфликт или консенсус
Рекрутирование политических элит
Типы и каналы рекрутирования элиты
Рекрутирование элит в России
Элитное образование
Понятие элитного образования
История элитного образования
Опыт элитного образования в России
Элитное образование и социальная справедливость
Социология элитного образования
Функциональная концепция
Концепция статусного конфликта
Неомарксистская теория элитного образования
Элитное образование и теория «человеческого капитала»
Государство и элитное образование
Элитное образование в США
Конкуренция элитных вузов
Все страницы