Курс: Отечественная элита: история и современность - Неомарксистская теория элитного образования


Неомарксистская теория элитного образования

К теории статусного конфликта близко стоит неомарксистское направление в социологии образования. Оно бросает своего рода вызов функционализму, подчеркивая, что организация образования во многом отражает диктат корпоративно-капиталистической экономики (S. Dowless, Y.Gintis), что школа выполняет заказ капитализма – служит корпоративной иерархии, передает привилегии от поколения к поколению; характер образовательной системы определяет господствующий класс, капиталистическая элита. Впрочем, некоторые представители этой школы (P.Willis) считают, что школы – не только агенты социальной репродукции, но и центры сопротивления капиталистическим порядкам, то есть центры формирования контрэлиты. Положение массовых школ относительно элитных ухудшается, в частности, потому, что элитные школы переманивают к себе с помощью стипендий детей из низших социальных страт. «Никто не возражает против того, чтобы сделать образовательные стандарты высокими, – пишет Дж. Мэтьюз в книге «Классовая борьба: что неправильно и что правильно в лучших американских элитных школах». – Но элитные школы существуют не только для высоких достижений, но и из желания поставить себя выше других», усиливая классовую сегрегацию в обществе.

Индустриальное и постиндустриальное общества подчиняются логике капитализма, характеризующегося жесткой иерархией власти, и оставляют мало шансов пробиться наверх выходцам из рабочих семей. «Школы разделяют детей, богатые и бедные воспитываются по-разному... Школы для привилегированных делают упор на воспитание лидерских качеств в будущей элите». Напротив, массовые школы обычно ориентируют учащихся на исполнительские функции. Таким образом, школы и другие образовательные институты играют важную роль в воспроизводстве социального неравенства. Причем образовательная система помогает легитимизировать это неравенство. Она оправдывает это неравенство в сознании людей и примиряет их с их положением. Как это делается? Поскольку большинство людей верят в то, что образование предоставляет всем равные шансы, существование разных уровней образования они считают оправданным. Выпускники элитных учебных заведений считают свои привилегии (высокую зарплату и т.д.) оправданной наградой за свои способности и прилежание,
«а получившим образование более низкого уровня внушают, что они несут персональную ответственность за неудачную карьеру».

Образование и социальное неравенство – центральная проблема в социологии образования. Большинство специалистов по социологии образования признают, что соотношение между классовыми различиями и уровнем образования иерархическое: чем выше класс, к которому принадлежит человек, тем, как правило, выше его образовательный уровень. Часто термин «класс» они заменяют термином «статусная группа». В иерархии статусных групп высшую строчку и занимает элита (прежде всего экономическая и административная). Весьма высокое место среди статусных групп отводится университетской элите, из которой в значительной степени рекрутируется административная элита (таких людей часто называют «мандаринами» – этот термин использовал М. Вебер, говоря о китайской императорской бюрократии, сдававшей сложные экзамены и получавшей таким путем право на занятие элитных должностей). Преимущество в получении элитного образования имеет не только высший, но и высший средний класс. Большая часть среднего класса Великобритании платит весьма значительные деньги за дополнительные занятия с их детьми. В результате больше половины поступивших в Оксфорд и Кембридж – выпускники частных школ.



Индекс материала
Курс: Отечественная элита: история и современность
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Закономерности трансформации и смены элит
Протоэлиты периода становления государственности на Руси: Киевская Русь и Русские земли VIII–XIII вв.
Господствующий класс Русского (Московского) государства и Российской империи
Советская элита
Теория «нового класса»
Смена поколений советской элиты
Постсоветская элита
Дискуссия о смене элит в нашей стране в начале 90-х годов XX века
От «монолитности» к плюрализму элит: тенденции и контр-тенденции
Политико-административная элита
Экономическая элита
Региональная элита
Культурная элита
Взаимоотношение элит: конфликт или консенсус
Рекрутирование политических элит
Типы и каналы рекрутирования элиты
Рекрутирование элит в России
Элитное образование
Понятие элитного образования
История элитного образования
Опыт элитного образования в России
Элитное образование и социальная справедливость
Социология элитного образования
Функциональная концепция
Концепция статусного конфликта
Неомарксистская теория элитного образования
Элитное образование и теория «человеческого капитала»
Государство и элитное образование
Элитное образование в США
Конкуренция элитных вузов
Все страницы