Курс: Отечественная элита: история и современность - История элитного образования

История элитного образования

История элитного образования включает в себя историю развития элитных образовательных систем и институтов, а также историю элитопедагогики. Она особенно интересна с точки зрения впитывания современными образовательными институтами традиций, накопленных многовековым развитием элитного образования. Интересен и поучителен также опыт отказа от этих традиций (например в России в советский период).

На заре человеческой истории на протяжении десятков тысяч лет образование было неотделимо от жизни рода, затем семьи: мать обычно выступала в роли педагога по отношению к дочери, отец – по отношению к сыну, им ассистировали бабушки, дедушки, соплеменники
(то есть специального института образования не существовало, он зародился на позднейшей стадии развития первобытного общества, точнее на стадии его разложения и возникновения классово-дифференцированного общества). Со временем домашнего образования оказалось недостаточно, и прежде всего тем, кто готовил себя (или кого готовили) на роль вождя племени, шамана или жреца. А в условиях растущего разделения труда, когда человеку потребовался значительно больший объем информации, стали создаваться специализированные образовательные институты; в это время возникает и профессия педагога. Одновременно обнаружилось, что система разделения труда требует различного уровня подготовки, соответствующего квалификации того или иного рода деятельности.

Как уже отмечалось выше, первые образовательные институты возникли как институты элитарные. Само получение образования означало выделение индивида, приобретшего определенные знания, из числа прочих членов племени, возвышение над ними. Получение образования было и ценностью в себе, выступало как элитизация личности и, вместе с тем, было средством для занятия высокого положения в общине. Сами образовательные институты носили практически полностью элитарный характер и лишь много позже расширили круг принимаемых учащихся (это относится, в частности, к Древней Греции).

С тех пор человечество накопило огромный опыт элитного образования, опыт многих веков и даже тысячелетий, начиная от домашней подготовки фараонов, царей, королей. Вспомним, что наставником Александра Македонского был Аристотель, наставником Нерона – Сенека (впрочем, Сенеке не удалось укротить неистовый характер Нерона, превратившегося в жестокого тирана, по приказу которого сам его учитель должен был кончить жизнь самоубийством), воспитателем наследника российского престола – видный юрист и государственный деятель К. Победоносцев, вспомним также о знаменитых элитных учебных заведениях – от Академии Платона, Ликея Аристотеля до Оксфорда, Кембриджа, Сорбонны, Гарварда, Принстона.

К периоду, который знаменитый немецкий философ К. Ясперс назвал «осевым временем» истории (VII-IV вв. до н.э.), относятся и первые классические образцы рефлексии по поводу сущности элитного образования, его содержания (возникает элитопедагогика) и его предназначения.

Одна из первых целостных систем элитного образования была разработана Конфуцием. Эта система влияла на культуру Китая и всей Восточной и Юго-Восточной Азии на протяжении двух с половиной тысячелетий и продолжает влиять на нее. Это была не только система получения знаний, но прежде всего духовного, нравственного самосовершенствования. Проблемой для Конфуция была не только подготовка к государственному управлению «сына правителя» и администраторов-чиновников, но, более широко, воспитание «благородного мужа», каковым он считал не просто выходца из высших слоев общества, но человека, получившего всестороннее и глубокое образование и только в силу этого приобретшего право на занятие высокого (элитного) государственного поста. Это право проверялось системой строгих экзаменов, и только по их результатам человек мог быть допущен к занятию административной должности. Его идеалом было воспитание совершенного (элитного) человека, стремящегося к добродетели, к знанию, осознающего свою ответственность. Итак, «благородный муж», то есть человек элиты, является таковым в силу воспитания в себе высоких моральных качеств, благодаря образованию. И перед человеком незнатного происхождения может открыться возможность войти в элиту общества, если он обнаружит высокие способности, будет усердно трудиться, проявит себя как добродетельный человек. Строгий отбор, экзамены для получения административных должностей Конфуций считал важнейшим средством повышения уровня государственного управления. Это была первая образовательная система, которая включала в себя элементы и зародыш того, что в будущем будет сформулировано как принцип равных возможностей в области образования.

Великие античные философы были, как правило, основателями собственных школ, проявили себя как выдающиеся педагоги (Фалес, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур).
Во многом благодаря их деятельности Древняя Греция явилась колыбелью европейской цивилизации.

Часто первые образовательные учреждения носили эзотерический характер, создавались для узкого круга избранных. Так, школа Пифагора имела вид тайного союза, с жесткой системой индивидуального отбора кандидатов и посвящения «избранных» в тайны учения: высшей целью обучения было достижение совершенства личности. Учение пифагорейцев воспринималось как тайна, знать которую дозволялось только адептам, которые рассматривали себя как элиту общества.

Неформальной элитной школой был знаменитый кружок Сократа. Ученики Сократа прославили его методы элитопедагогики – обогащение человека знанием, умение мыслить диалектически; он выделял людей, быстро усваивающих науку, умеющих, как писал его ученик Ксенофонт, использовать знание для руководства людьми, чтобы сделать их счастливыми.

Целостная система элитного образования была разработана Платоном. Как большинство выдающихся философов античности, в том числе и его ученик Аристотель, он считал, что разрабатываемая им философия – не для толпы, но для избранных, и потому не подлежит массовому тиражированию, она предназначена для подготовки элиты – элиты стражей, офицерства и сверхэлиты – аристократии духа. Ранее уже говорилось о том, что Платон воспроизводил древний восточный миф (не ссылаясь на источник) о том, что при сотворении людей бог примешал к каждому человеку определенный металл: людям, достойным стать правителями, – золото, стражам – серебро, ремесленникам и земледельцам – медь и железо. И хотя Платон не был полностью свободен от консервативной установки на то, что представители различных классов, слоев общества «большей частью» рождают себе подобных, он не абсолютизировал этот тезис, признавая, что «все же бывает, что от золота рождается серебряное потомство, а от серебра – золотое; то же – и в остальных случаях». Так что классовый признак не является строго наследуемым, и поэтому необходимо более способных из низших слоев переводить в высшие, а менее способных детей из высших слоев – в низшие.

Выявление способностей ребенка и молодого человека происходит, по Платону, в процессе воспитания и образования. И особую роль для общества имеет воспитание и образование будущих правителей. Взгляды Платона откровенно аристократичны. Но при этом важно отметить, что критерий аристократизма для Платона прежде всего – не родовитость, не богатство, а высокие интеллектуальные и моральные качества. Это люди долга и чести, призванные взять на себя ответственность за судьбы страны. И при выборе достойнейших для занятия элитных позиций селекторат должен пренебречь родственными или дружескими связями, что совершенно необходимо для поддержания статуса элиты, для легитимизации ее позиций. От селектората (которым являются философы-правители), требуется высокая принципиальность, и «если ребенок родится с примесью меди или железа, они никоим образом не должны иметь к нему жалости, но поступать так, как того заслуживают его природные задатки, то есть включать его в число ремесленников или земледельцев; а если у последних родится кто-нибудь с примесью золота или серебра, это надо ценить и с почетом переводить его в стражи». Готовность отрешиться от родственных чувств и личных симпатий – тот оселок, на котором можно проверить нравственные качества лиц, осуществляющих селекцию; только на этой основе можно преодолеть протекционизм, непотизм и тем предотвратить вырождение элиты. По Платону, для того, чтобы стать правителями, мало природных задатков, надо их выявлять и развивать в процессе воспитания, совершенствовать в процессе зрелого опыта. Наставники, предлагая детям различные упражнения, причем сложные, должны изучать наклонности и способности каждого ученика, и особое внимание уделять тем, в которых они разглядели потенциальных правителей. Созданная Платоном Академия просуществовала почти тысячелетие.

Другой классик элитопедагогики – Аристотель, создавший в Афинах элитное учебное заведение – Ликей, соединявший функцию учебного заведения с разработкой философских и научных знаний. Он также ставил задачей воспитание духовной аристократии, как бы мы сказали, элитизацию личности, причем полагал, что глубины философии доступны лишь избранным. Кстати, его знаменитый ученик Александр Македонский упрекал своего учителя в том, что он обнародовал свое учение, предназначенное только для узкого круга, считая, что этим он подрывает авторитет правителя.

В Древнем Риме образование в большей мере носило аристократический, статусный характер и было более прагматическим, практически ориентированным. Молодой аристократ воспитывался сначала в семье, тут же часто и получал начальное образование. Следующей ступенью была грамматическая школа, где преподавались греческий и латинский языки и литература, затем шла риторическая школа, имевшая главной целью развитие ораторского искусства.

В Раннем Средневековье образование будущей политической элиты носило по преимуществу домашний характер. Средневековое мировоззрение определялось прежде всего учением о небесной и земной иерархии; средневековая система образования отражала эту иерархию, носила сословный характер. Господство «элиты крови» предопределяло закрытость аристократического обучения, которое первоначально имело преимущественно придворный характер. Но монополия придворного образования закончилась в связи с созданием школ при монастырях; некоторые из них отличались высоким уровнем учености. Но главный вызов домашнему и придворному обучению был связан с интереснейшим феноменом Средневековья – возникновением первых университетов (XI-XIII века). Первоначально университеты были полностью ориентированы на обслуживание интересов церкви, готовя теологов, специалистов по церковному праву. Затем обучение в них стало носить более светский характер. В университетах изучалась аристотелевская логика, физика, латынь, греческий, метафизика, математика и другие дисциплины. Прилежно обучаясь, студент получал степень бакалавра и, продолжая образование, магистра. Позже в качестве высшей ученой степени вводится степень доктора. Интересно, что университеты носили в значительной степени интернациональный характер, студенты могли переходить из одного европейского университета в другой, из университета французского – в немецкий или итальянский; такие переходы облегчались обязательным знанием латыни, на которой и читались лекции. Несмотря на засилье религиозной догматики, университеты способствовали развитию наук. Регулярные дискуссии, проводившиеся в этих университетах, развивали мышление, дисциплинировали его. В университетах формировались определенные традиции, которые развивались в эпоху Возрождения (особую роль в XV веке сыграла Флорентийская академия) и в Новое время, когда именно с университетами, такими как Оксфорд, Кембридж, связано быстрое развитие наук, во многом предопределившее начало первой промышленной революции.

Обобщая опыт развития мирового института образования, выдающийся испанский философ и культуролог X. Ортега-и-Гассет писал в книге «Миссия университета» о том, что именно универ-ситеты являются центрами воспитания интеллектуальной элиты. Именно в них заложена идея элитаризации субъекта образования. Миссию университета Ортега видит в воспитании «аристократии талантов», которые являются ферментами в развитии мировой культуры.

Идея университета родилась прежде всего как идея элитного университета. Гарвард, Принстон, Йель, Оксфорд, Кембридж, Сорбонна, Московский, Токийский и другие ведущие университеты мира играют фундаментальную, ведущую роль в формировании элит постиндустриального общества. Американский исследователь элитного образования Верспур пишет, что подобные университеты «очень сходны в своих функциях: они репродуцируют процесс селекции элит». Ведущие университеты США являются элитными учебными заведениями; их выпускники имеют наибольшие шансы достичь элитных позиций. Это полностью относится к английским университетам Оксфорду и Кембриджу. Английский социолог X. Томас подчеркивал, что почти все члены Верховного суда Великобритании, епископы, консервативные члены парламента и многие лейбористские парламентарии – выходцы из элитных частных школ и элитных университетов. При этом шансы на получение элитного образования уменьшаются по мере движения вниз по социальной лестнице. Причем селекция элит в странах Запада отнюдь не обязательно связана с частными элитными университетами. Во Франции, где государственная служба традиционно считается одной из наиболее престижных, элитные вузы, готовящие государственных чиновников, почти полностью интегрированы в систему Grandes Ecoles.

Элитные университеты в наибольшей мере ориентированы на производство интел-лектуальной элиты. Это относится как к западным, так и российским университетам, таким, как Московский, Петербургский, Уральский, Ростовский.

Рассматривая современное состояние элитного образования, мы обратимся прежде всего к опыту элитного образования в наиболее развитых странах мира, сделав акцент на сравнении элитного образования в России и США.



Индекс материала
Курс: Отечественная элита: история и современность
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Закономерности трансформации и смены элит
Протоэлиты периода становления государственности на Руси: Киевская Русь и Русские земли VIII–XIII вв.
Господствующий класс Русского (Московского) государства и Российской империи
Советская элита
Теория «нового класса»
Смена поколений советской элиты
Постсоветская элита
Дискуссия о смене элит в нашей стране в начале 90-х годов XX века
От «монолитности» к плюрализму элит: тенденции и контр-тенденции
Политико-административная элита
Экономическая элита
Региональная элита
Культурная элита
Взаимоотношение элит: конфликт или консенсус
Рекрутирование политических элит
Типы и каналы рекрутирования элиты
Рекрутирование элит в России
Элитное образование
Понятие элитного образования
История элитного образования
Опыт элитного образования в России
Элитное образование и социальная справедливость
Социология элитного образования
Функциональная концепция
Концепция статусного конфликта
Неомарксистская теория элитного образования
Элитное образование и теория «человеческого капитала»
Государство и элитное образование
Элитное образование в США
Конкуренция элитных вузов
Все страницы