Курс: Отечественная элита: история и современность - Государство и элитное образование

Государство и элитное образование

Как мы видели выше, элитное образование – часть общей системы образования, зависящая от нее. Поэтому для элитного образования небезразлична позиция общества, государства по отношению к образованию в целом, общая политика государства в области образования в целом и элитного образования в частности.

Опыт развития мировой системы образования в последние десятилетия показывает, что в этой области должна формироваться гибкая система управления этим процессом (часто не прямая, а косвенная – в виде влияния), где отсутствует жесткая централизация, где нужно добиваться баланса правительственных программ образования и региональных, местных программ.

В пользу этого говорят результаты международного исследования национальных систем контроля за поднятием уровня высшего образования в ряде развитых стран Запада, получившие отражение в книге «Меняющееся отношение между высшим образованием и государством». Национальные программы развития образования включают в себя контроль за академическим уровнем образования, за уровнем менеджмента в образовании, педагогический контроль – сфокусированный на искусстве обучения, профессиональный контроль – анализ выпускников вузов с точки зрения учета требований «потребителей», поощрение разнообразия форм и методов обучения. Общая задача политики в области образования должна быть нацелена на ее вклад в социальное и экономическое процветание общества.

Исследуя элитное образование, нельзя не отметить некоторые общие сдвиги в развитии современных образовательных систем. Пожалуй, раньше всего следует отметить рост финансовых вложений в образование в мире в целом и особенно в наиболее динамично развивающихся странах. Причем рост отмечается не только в абсолютных цифрах, но и в процентах к ВВП. Американские президенты Дж. Буш-старший (Буш Джордж Герберт Уокер (р. 1924) – американский государственный деятель, 41-й президент США в 1989-1993 гг., от Республиканской партии. В 1976-1977 гг. директор Центрального разведывательного управления), а затем и
У. Клинтон (Клинтон Билл (Уильям Джефферсон Клинтон) (р. 1946) – американский госу-дарственный деятель, 42-й президент США (1993-2001)) заявляли, что Соединенные Штаты гордятся тем, что расходы на образование в них превышают расходы на оборону. Собственно, развитие науки и образования ныне являются важными показателями влияния и мощи страны (если смотреть на эту мощь в динамике). Причем нетрудно обнаружить прямую зависимость между размерами финансирования образования теми или иными странами и темпами их социально-экономического развития; то есть вложения в образование оказываются наиболее эффективными с точки зрения социально-экономического прогресса. И, соответственно, действует и обратная зависимость. Стоило, например, Бразилии на некоторое время уменьшить бюджетные ассигнования на образование, как это сказалось на замедлении темпов ее экономического развития, и потребовало коррекции национальной стратегии. Увеличение расходов на образование касается и ряда развивающихся стран, берущих пример в этом отношении с «азиатских тигров».

К сожалению, с этой общемировой тенденцией контрастирует политика в области образования в России, снизившей свои ассигнования в этой области. В результате нас быстро обгоняет в сфере образования все большее число стран. Так, в 60-70-х годах по количеству студентов к общей численности населения Россия занимала одну из лидирующих позиций в мире. Ныне же по этому показателю Россию обогнали не только США и большинство стран Западной Европы, Япония, но и такие восточноазиатские страны, как Южная Корея, Тайвань. Ссылки на экономические трудности (тем более в условиях высоких цен на энергоносители) не могут оправдать подобную недальновидную политику в области образования, которая снижает шансы России на подъем, на возрождение в XXI веке.

Потребности информационного общества детерминируют необходимость существенных сдвигов, структурных изменений, смены приоритетов в социальной системе. Крен в сторону технократизма, характерный для большинства стран, находившихся на стадии индустриального общества, постепенно преодолевается. Эта тенденция обозначилась в образовательных системах Северной Америки и Западной Европы.

Но, пожалуй, особенно интересен процесс развития образовательной системы в Японии и, более широко, в странах конфуцианской и буддийской культуры. Хотелось бы вспомнить в этой связи послевоенную Японию. После 1945 года страна лежала в руинах, но экономическая разруха не привела к ослаблению внимания к образованию, а скорее обострила внимание к нему.
И образование подрастающего поколения оказалось одной из точек опоры, позволившей Японии совершить в 70-80-х годах прыжок в постиндустриальный мир. Важнейшим элементом всякого и в особенности элитного образования в этих странах является воспитание в молодых людях высоких нравственных качеств. Этическое и эстетическое воспитание занимает важное место в школьных программах, образовательный процесс ориентируется на воспитание таких нравственных ценностей, как чувство долга, трудолюбие, самосовершенствование личности, уважение к другим людям, особенно к старшим, к культурным традициям. В рамках этой традиции поощряется воспитание предприимчивости, но оно выступает прежде всего как средство самореализации личности (богатство как таковое занимает в системе этих ценностей более низкое место). Мощным технологическим рывком 60-80-х годов Япония в немалой степени обязана вниманию, уделяемому проблемам образования, прежде всего, элитного (отметим тут роль Токийского университета). Повторим, что в тяжелейший для Японии период после поражения во Второй мировой войне в ее системе образования много часов отводилось нравственному и эстетическому воспитанию. Не с этих ли уроков начиналось «японское чудо»?

Потребности информационного общества требуют гармонически развитого человека, развитого не только интеллектуально и физически, но и нравственно, это общество нуждается в гуманитарной элите, в людях, получивших широкое гуманитарное образование. Не случайно, что в последние десятилетия в США с их прагматической ориентацией в учебных планах школ, колледжей, университетов гуманитарные дисциплины занимают все более важные позиции.

Следует отметить, что эта – мировая – тенденция гуманитаризации образования проявляет себя и в России: направление развития ее системы высшего образования – сокращение технических вузов сопровождается увеличением гуманитарных специальностей, особенно юридических, экономических (причем, даже с «перехлестом»: в последние три-четыре года обнаружилось «перепроизводство» выпускников вузов по этим специальностям). Хуже обстоит дело с другими, более общими показателями российской образовательной системы. Сокращение ассигнований на образование сопровождается «утечкой мозгов», невысоким качеством массового (неэлитного) образования, застоем в таком важном показателе развития образования, как число студентов на тысячу человек населения. В 1999 г. в Соединенных Штатах свыше пятнадцати миллионов студентов обучались в более чем 3700 вузах; если прибавить сюда разветвленную систему образования для взрослых, то более половины американцев охвачено разными формами образования. В России же в том же году обучались 4,2 миллиона студентов. Посмотрим на данные об образовании в России и США в динамике. В 1950 г. СССР тратил на образование
10% национального дохода против 4% в США. В 1988 г. мы видим уже обратную ситуацию: 7% в СССР и 12% в США. А уже в 1992 г. в России эта цифра опустилась ниже 4%. В середине
90-х годов на нужды науки тратилось в России 0,52% от ВНП, тогда как в Израиле – 3,5%, в Японии – 3,05%, в США – 2,75%. Эти драматические изменения в положении образования и науки в России нанесли удар не только по российскому массовому образованию, но и образованию элитному.

Известно, что ассигнования на образование – это вложение в будущее страны, а уменьшение этих ассигнований – мина замедленного действия под будущее той или иной страны. Возрождение России как великой страны возможно лишь в том случае, если образование станет одним из важнейших приоритетов в ее социальном развитии. Ибо она может возродиться не за счет продажи своего газа, нефти и других сырьевых ресурсов (что означает ограбление наших внуков и правнуков и прямую дорогу к превращению в категорию стран «третьего мира»), а только развивая те традиции великой культуры, благодаря которым она внесла неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации.



Индекс материала
Курс: Отечественная элита: история и современность
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Закономерности трансформации и смены элит
Протоэлиты периода становления государственности на Руси: Киевская Русь и Русские земли VIII–XIII вв.
Господствующий класс Русского (Московского) государства и Российской империи
Советская элита
Теория «нового класса»
Смена поколений советской элиты
Постсоветская элита
Дискуссия о смене элит в нашей стране в начале 90-х годов XX века
От «монолитности» к плюрализму элит: тенденции и контр-тенденции
Политико-административная элита
Экономическая элита
Региональная элита
Культурная элита
Взаимоотношение элит: конфликт или консенсус
Рекрутирование политических элит
Типы и каналы рекрутирования элиты
Рекрутирование элит в России
Элитное образование
Понятие элитного образования
История элитного образования
Опыт элитного образования в России
Элитное образование и социальная справедливость
Социология элитного образования
Функциональная концепция
Концепция статусного конфликта
Неомарксистская теория элитного образования
Элитное образование и теория «человеческого капитала»
Государство и элитное образование
Элитное образование в США
Конкуренция элитных вузов
Все страницы