Курс: Отечественная элита: история и современность - Функциональная концепция

Функциональная концепция

Функциональная концепция является наиболее влиятельной и распространенной. Ее отличает либерально-прогрессистский оптимизм, вера в движение постиндустриального общества к социальной стабильности, к процветанию, к обществу, преодолевающему бедность. Отмечая важную роль образования в социальной мобильности, функционалисты утверждают, что различные социальные роли, в особенности элитные, требуют различных способностей.
И поэтому, чтобы общество функционировало эффективно, эти роли должны исполняться людьми с соответствующими способностями.

Образовательная система должна играть при этом ключевую роль, выполняя три жизненно важные функции в развитии общества. Во-первых, она способствует развитию человеческих ресурсов (особенно – подготовке беловоротничковых, техников, менеджеров), столь необходимых для постиндустриального общества. Во-вторых, она создает механизм селекции индивидуумов в соответствии с их способностями и талантами, готовя их к той форме деятельности, к той работе, которую они могут лучше всего выполнять. В-третьих, функционалисты утверждают, что образовательная система способствует интеграции общества, его сплочению, прививая ценности информационного общества.

В нормативном плане система образования призвана обеспечить обществу эффективную и справедливую селекцию способностей и талантов, так что именно наиболее способные достигают самых ответственных, то есть элитных, позиций.

Образование и призвано развивать способности индивидов и используется как средство социальной селекции, причем оно обеспечивает селекцию, базирующуюся в большей мере на личных достижениях, чем основанных на предписанном статусе. Для того, чтобы привлечь наиболее квалифицированных людей на элитные позиции, последние должны сопровождаться более высокими социальными и экономическими наградами. Функционалисты подчеркивают роль образования для удовлетворения нужд в социальном порядке, связанном с рациональностью, меритократией и демократией. Структурный функционализм утверждает, таким образом, что образовательная система способствует сплочению общества, прежде всего подрастающего поколения, прививая ему ценности информационного общества. Впрочем, многие сторонники этой концепции откровенно говорят о том, что не уверены в том, осуществляется ли эта селекция в соответствии с интеллектуальными способностями и заслугами самих обучающихся или же это определяется в большей мере такими «предписанными» факторами, как принадлежность к определенному классу или социальной группе.



Индекс материала
Курс: Отечественная элита: история и современность
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Закономерности трансформации и смены элит
Протоэлиты периода становления государственности на Руси: Киевская Русь и Русские земли VIII–XIII вв.
Господствующий класс Русского (Московского) государства и Российской империи
Советская элита
Теория «нового класса»
Смена поколений советской элиты
Постсоветская элита
Дискуссия о смене элит в нашей стране в начале 90-х годов XX века
От «монолитности» к плюрализму элит: тенденции и контр-тенденции
Политико-административная элита
Экономическая элита
Региональная элита
Культурная элита
Взаимоотношение элит: конфликт или консенсус
Рекрутирование политических элит
Типы и каналы рекрутирования элиты
Рекрутирование элит в России
Элитное образование
Понятие элитного образования
История элитного образования
Опыт элитного образования в России
Элитное образование и социальная справедливость
Социология элитного образования
Функциональная концепция
Концепция статусного конфликта
Неомарксистская теория элитного образования
Элитное образование и теория «человеческого капитала»
Государство и элитное образование
Элитное образование в США
Конкуренция элитных вузов
Все страницы