Курс: Элитология как наука: теоретическая и прикладная элитология - Становление американской элитологии

 

Становление американской элитологии

Английские колонии в Северной Америке, основанные в начале XVII века, управлялись английским королем и назначенными им губернаторами; элементы самоуправления строго контролировались и ограничивались. Было ли управление этими колониями демократическим с самого их возникновения? Такое предположение является более чем спорным. Тем не менее, ряд политологов, прежде всего, американских, придерживается этой точки зрения. Близкую позицию занимал и знаменитый французский исследователь американской демократии А. Токвиль (Токвиль Алексис (1805-1859), французский историк, социолог и политический деятель, лидер консервативной Партии порядка, министр иностранных дел (1849). В сочинениях «О демократии в Америке» (1835), «Старый порядок и революция» (1856) анализировал противоречия «демократической революции», отмечая несовместимости свободы с тенденциями к социальному равенству и нивелированию индивидуальных различий; утверждал, что и без революции была возможна ликвидация старого режима во Франции). По отношению к США можно говорить о трансформации и смене элит, причем происходивших в оптимальной форме, – бескровно. Тем не менее, можно упрекнуть Токвиля за недостаточно исторический подход к проблеме трансформации американских элит: в сущности, он ведет речь об американских элитах эпохи
Э. Джэксона
(Джэксон Эндрю (1767-1845), американский государственный деятель, седьмой президент США в 1829-1837 годах, один из основателей Демократической партии (1828)), в его книге фактически отсутствует исторический анализ эволюции этих элит, тут дается «срез» американских элит 30-х годов XIX в., а не процесс трансформации и смены элит).

Противостояние аристократической и демократической элит продолжалось достаточно долго, может быть, не следует считать, что оно вообще закончено, если иметь в виду продолжающееся противостояние элиты Северо-Востока, в частности, Новой Англии (старых денег) и опережающего роста богатства и влияния элиты Запада и Юга (новых денег), что, например, отражается на системе элитного образования, которое до сих пор по большей части сосредоточено на Северо-востоке.

На наш взгляд, обоснованной представляется точка зрения Д. Балцелла и ряда других американских политологов, считающих, что соотношение элит и масс в американской истории не было постоянным, что американская политическая система двигалась от весьма недемокра-тической к более демократической. Первоначально американской элитой выступала так называемая «естественная аристократия», которая была по существу наследственным высшим классом. Причем Балцелл справедливо замечает, что «высший класс является социальной и исторической категорией», а отнюдь не «естественной аристократией», что это была группа семей, чьи предки были членами элиты одно или несколько поколений. А далее американская элита институтизируется, почти полностью сохраняя черты закрытой, привилегированной касты. Причем эта элита была заражена этническими предубеждениями (англосаксизм) и достаточно консервативна на протяжении многих десятилетий. Не случайно, что в период «великой депрессии» 1929-1933 годов правящий класс США был резко настроен против реформ
Ф. Рузвельта
(Рузвельт Франклин Делано (1882-1945), американский государственный деятель, 32-й президент США (с 1933), от Демократической партии (4 раза избирался на этот пост). Провел ряд реформ («Новый курс»)) и только с победой «нового курса» американская элита начала интенсивно либерализироваться. Итак, представляется более обоснованным взгляд тех историков и политологов, которые считают, что управление колониями в ранний период американской истории было вполне элитарным, что это был период в целом недемократический, с определенным вкраплением демократических элементов, связанных с элементами представительных начал в ряде колоний, сосредоточенных в руках зажиточного меньшинства. Известный российский историк В. Согрин справедливо полагает, что политическая система начального периода американской истории представляла собой симбиоз английских традиций и американских нововведений, что на протяжении колониального периода недемократические (монархические, аристократические) начала преобладали над демократическими.

Управление колониями носило элитарный характер. Губернаторы назначались английским монархом, в колониальные советы входили наиболее состоятельные и лояльные представители колониальной элиты. В колониях зарождались и представительные органы в виде колониальных ассамблей, но, во-первых, их деятельность контролировалась и ограничивалась властью губернаторов, а, во-вторых, они сами представляли интересы наиболее зажиточного меньшинства. Подавляющее большинство колонистов было лишено избирательных прав прежде всего из-за высокого имущественного ценза, а также по религиозному, половому признаку. Причем депутатами ассамблей могли быть лишь выходцы из высших страт колонистов (имущественный ценз для имеющих право быть избранными в ряде колоний в несколько раз превосходил избирательный ценз). Таким образом, власть в колониях оказывалась в руках меньшинства – английских чиновников и представителей колониальной элиты (несколько семейных кланов фактически контролировали деятельность ряда колониальных ассамблей).

Однако в 60–70-х годах положение меняется. Когда Британский парламент увеличивает налоговое бремя колонистов, ограничивает их экономические и политические права, обрушивает репрессии на неподчиняющихся, растет недовольство жителей колоний, растет демократизация и радикализация сознания американцев, причем в движение протеста втягиваются и представители демократических кругов колониальной элиты, которые и выступают идеологами этого движения.

Образованные представители колониальной элиты знакомятся с трудами европейских просветителей XVIII века – Локка, Монтескье, Руссо, утверждавших идеи общественного договора между правителями и управляемыми, народного суверенитета. До 60-х – начала
70-х годов американские идеологи демократизации апеллировали к английской конституции, используя ее принципы для обоснования прав американского народа. Однако их взгляды радикализируются, подчинению английской короне они противопоставляют концепцию гомруля – государственного самоуправления. Одним из первых и наиболее влиятельных идеологов гомруля выступил выдающийся американский просветитель – ученый-естествоиспытатель, экономист и политический деятель Б. Франклин (Франклин Бенджамин (1706-1790), американский просвети-тель, государственный деятель, ученый, один из авторов Декларации независимости США (1776) и Конституции (1787). Основал в Филадельфии первую в североамериканских колониях публичную библиотеку (1731), Пенсильванский университет (1740), Американское философское общество (1743). Призывал к отмене рабства негров. Иностранный почетный член Петербургской АН (1789)). Всемирную известность ему принесли исследования в области физики, главным образом электричества и атмосферных явлений, изобретение громоотвода. Будучи выдающимся экономистом, он сформулировал свой вариант трудовой теории стоимости, как политолог выступал как сторонник республиканского правления, основанного на равноправии граждан, выступал против элитарного третирования народных масс. Принимая концепцию государства как общественного договора, он подчеркивал, что в случае нарушения правителями этого договора народ имеет право на свержение антинародного правительства. Франклин выступал против рабства, основал первое общество аболиционистов. От требований ограничить британское владычество представительными органами колонистов он перешел к радикальному требованию гомруля, принимая участие в работе над Декларацией независимости, а затем и Конституцией США.

Среди идеологов и лидеров американского освободительного движения наметилось резкое размежевание между радикально-демократическим и умеренно-консервативным крыльями, порой принимавшее форму противостояния между антиэлитаристами и элитаристами. Наиболее ярким представителем радикально-демократического направления был Т. Джефферсон (Джефферсон Томас (1743-1826), американский государственный деятель, дипломат, просветитель; третий президент США в 1801-1809 годах, государственный секретарь в 1790-1793 годах, вице-президент в 1797-1801 годах; идеолог демократического направления в период Войны за независимость в Северной Америке 1775-1783 годов; автор проекта Декларации независимости США), умеренно-консервативного – А. Гамильтон (Гамильтон Александр (1755 или 1757-1804), американский государственный деятель, лидер партии федералистов с 1789 года, в 1789-1795 министр финансов США в правительстве Джорджа Вашингтона, его секретарь во время Войны за независимость в Сев. Америке 1775-1783 годов). Оба они разделяли концепцию общественного договора. Но Гамильтон – в духе Гоббса, выступавшего за усиление роли государства, отдававшего государству примат по отношению к личности, а Джефферсон – в духе Локка, отдававшего приоритет личности. Развивая идеи народоправия, Джефферсон противопоставлял аристократический и демократический подходы к этой проблеме.

Демократические идеи Джефферсона, развивавшие идеи европейских просветителей о равенстве и естественных правах человека, о народном суверенитете, были закреплены в Декларации независимости, подготовленной им и принятой 4 июля 1776 году всеми тринадцатью Соединенными Штатами Америки. «Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй».

Обосновывая принципы республиканизма и критикуя тех, кто допускал в определенной ситуации передачи полномочий правительства олигархии или монархии, Джефферсон отмечал, что те, кто делает подобные предложения, часто ссылаются на пример истории Древнего Рима. Джефферсон предлагал разработать превентивные меры против того, чтобы олигархи воспользовались своими деньгами для того, чтобы вмешиваться в политику. Интересно и плодотворно высказывание Джефферсона: «Лучшее правительство – это правительство, управляющее в наименьшей степени». Чем меньше проявляет власть правительственная элита, тем в большей мере управляет народ – главный субъект политики. Джефферсон стремился создать «систему, которая лишила бы корней старую или будущую аристократию». Он считает, что «любое правительство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа». Большое внимание Джефферсон уделял демократизации системы образования, чтобы оно было доступно не только для детей из элитных семей, но и для детей малоимущих.

Говоря об американских политических мыслителях этого периода, нельзя не отметить англичанина Т. Пейна (Пейн Томас (1737-1809), просветитель радикального направления, участник Войны за независимость в Северной Америке 1775-1783 годов и Французской революции. Отстаивал идею суверенитета народа и его право свергать правительство, вышедшее из-под его контроля), приехавшего в Америку и ставшего активным участником революционной борьбы против английской метрополии. Его работа 1776 г. «Здравый смысл» явилась страстным призывом к борьбе за независимость американских колоний. В ней говорилось: «Общество» и «правительство»... это вещи не только разные, но и разного происхождения. Общество создается нашими потребностями, а правительство – нашими пороками... Первое – это защитник. Второе – каратель». Он призывает к созданию независимого американского государства, причем выступает как последовательный демократ, противник аристократической элиты.

Перечисленные авторы – демократы, в большей или меньшей степени антиэлитаристы. Им противостояли в ряду американских патриотов А. Гамильтон, Дж. Адамс (Адамс Джон
(1735-1826), американский государственный деятель, второй президент США в 1797-1801 годах, участник Войны за независимость в Северной Америке в 1775-1783 годах) и их сторонники, которые являлись в большой мере элитаристами. Отметим, однако, что эта борьба отступала на задний план перед лицом общей борьбы за независимость, за становление новой государст-венности США.

В вопросе о соотношении элиты и масс Гамильтон резко полемизировал с Джефферсоном, выступая с позиций элитаризма. «В обществе есть немногие и многие. Первые богаты, у них хорошее происхождение. Вторые – массы народа. Говорят: глас народа – глас Божий. Но это не так. Народ переменчив, подвержен волнениям, он редко судит правильно». Пытаясь обосновать невозможность и нежелательность правления народа, Гамильтон утверждал: «Дайте волю народным массам, и они будут подавлять немногих». Он стоял на том, что «правление элиты предпочтительнее власти неинформированных и апатичных масс».

Остановимся более подробно на наиболее крупном идеологе элитаризма в Америке этого периода, втором президенте США (1797-1801 гг.) Джоне Адамсе. Высший слой (термин «элита» им не использовался), осуществляющий функцию управления обществом, развития культуры, он считал важнейшим элементом социальной структуры. Попытки ограничения власти и влияния элиты сталкиваются с большими сложностями и вообще мало перспективны. Только люди чести, люди с высокой репутацией могут вдохновить наиболее энергичных и талантливых граждан на общественно-полезные дела, считал он. Вместе с тем, Адамс видел, что главным критерием элиты все более становится богатство. Он с грустью заключал, что богатству придают большее значение, чем добродетелям, талантам. Адамс предвидел преобладание в США «экономической символики» над политической и опасался засилия меркантилизма, «восхищения народа благами, а не достойными государственными деятелями». Защищал он тезис о необходимости сильного государства, выражающего прежде всего интересы зажиточных граждан и элиты богатства. Адамс в книге «Защита Конституции Соединенных Штатов» (1786 г.), как и Гамильтон, исходил из того, что каждое общество необходимо делится на две части – привилегированное меньшинство и непривилегированное большинство.

Нам представляется обоснованной концепция известного американского историка В. Парин-гтона о том, что с момента возникновения США в них развивались две идеологические традиции: одна – элитаристская, представленная А. Гамильтоном, Дж. Адамсом, Д. Медисоном (Медисон Джеймс (1751-1836), американский государственный деятель, четвертый президент США в
1809-1817 годах. Участник Войны за независимость в Северной Америке в 1775-1783 годах. Один из авторов проекта Конституции США 1787 года. В 1801-1809 годах - государственный секретарь), в дальнейшем вылившаяся в консервативную идеологию, другая – эгалитаристская (может быть, ее было бы точнее обозначить как умеренно эгалитаристскую, чтобы отличать ее от концепций радикалов типа Г. Бабефа), в определенной мере антиэлитистская, виднейшими представителями которой явились Т. Джефферсон, Э. Джексон, А. Линкольн (Линкольн Авраам (1809-1865), американский государственный деятель, 16-й президент США в 1861-1865 годах, один из организаторов Республиканской партии (1854), выступившей против рабства. В ходе Гражданской войны в США 1861-1865 годов правительство провело ряд демократических преобразований (в частности, приняло законы о гомстедах, об отмене рабства, обеспечило разгром войск южан). Эти законы позднее вылились в лево-либеральную идеологию, явились стержнем идеологической истории США.



Индекс материала
Курс: Элитология как наука: теоретическая и прикладная элитология
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Становление американской элитологии
Элитология США в XIX веке
Элитология США в XX веке
Элита: Понятие и реальность
Этимология термина «элита» и дискуссии о его применении
Понятие «элита» в социологических исследованиях: операциональный уровень термина
Элиты в мировой политике и процессах глобализации
Элита и правящий класс
Элита и масса, элита в массовом обществе
Элитаризмизм и плюрализм В дискуссии о структуре власти и структуре элит в США
Теории политического плюрализма и их критики
Дискуссия о структуре власти в США
Неоэлитаризм и модели политической структуры развитых капиталистических стран
Особенности дискуссии о структуре власти в США в последней четверти XX – начале XXI вв.
Элитаризм и демократия: Элитарная и эгалитарная парадигмы
Элитаризм как альтернатива демократии
Специфика так называемого «демократического элитизма»
Элита, масса, демократия: поиск оптимума
Элитарная и эгалитарная парадигмы
Все страницы