Курс: Элитология как наука: теоретическая и прикладная элитология - Элитология США в XX веке

 

Элитология США в XX веке

Мы уже отмечали противостояние двух тенденций в американской политической мысли – элитаристской и антиэлитаристской (с сильным вкраплением эгалитаризма), отражающих реальное противостояние элиты и масс. В последнюю четверть XIX – первую четверть XX века
(и позже) оно приняло форму противостояния либерально-консервативной, индивидуалисти-ческой идеологии (неограниченная свобода частной собственности, невмешательство государства в социо-экономический процесс), непосредственно выражавшей интересы капиталистической элиты, и эгалитарно-демократического либерализма, продолжавшего традиции Джефферсона, Джэксона, Линкольна, подчеркивавшего принцип равных возможностей как стержня политичес-кой культуры США и выступавшего за недопущение крайнего неравенства в структуре населения. С идеологическим оправданием первой тенденции выступали, в частности, сторонники социал-дарвинизма, такие, как У. Самнер (Самнер Уильям Грэм (1840-1910), американский социолог, экономист и публицист, представитель социального дарвинизма. В работе «Народные обычаи» (1906) разработал понятие «этноцентризм» и др., дал анализ норм социальной жизни, обычаев), которые считали наиболее удачливых капиталистов и особенно финансовых магнатов «естественной элитой» общества, победителями в конкурентной борьбе, а социальные низы – побежденными в силу своей «меньшей приспособленности». Выразителем второй тенденции в рассматриваемый период выступил социал-реформизм, видный представитель которого Л. Уорд (Уорд Лестер Франк (1841-1913), американский социолог, «отец социологии» в США. Главной движущей силой исторического развития считал интеллект; касты, классы, государство и право возникают из борьбы рас. Выступал защитником равенства рас, классов и полов, резко критиковал религию; в то же время - противник марксизма. Выдвинул идею «социократии», научного контроля социальных сил, преобразующей капитализм в «общество всеобщего благоденствия»), в отличие от большинства других сторонников психологического направления в социологии, считал, что разделение людей на элиту и массу обусловлено не различием врожденных способностей индивидов, а является следствием того, что представители различных социальных страт поставлены в неравные условия и обладают неравными возможностями (в частности, в области образования), тогда как принципы социальной справедливости и демократический менталитет американского народа требует создания равных возможностей для каждого «продвигаться наверх», сделать карьеру, достичь элитного статуса.

Процесс усиления власти капиталистической элиты, магнатов финансового капитала, превратившихся в фактическую несменяемую элиту США, вызвал сильную массовую оппозицию. Громкие разоблачения публицистов и социологов (Л. Стеффенс, Т. Лоусон и др.), названных апологетами финансовой элиты «разгребателями грязи», показали, что крупнейшие состояния в США (Рокфеллера и др.) нажиты во многом при помощи грязных махинаций. Полемика о роли экономической элиты, прежде всего магнатов финансового капитала, продолжалась и в 50-е годы. Дж. Чемберлен (Чемберлен Джозеф (1836-1914), министр колоний Великобритании в
1895-1903 годах. В 1880-1886 годы (с перерывом) входил в правительство. В начале карьеры либерал, с нач. 90-х гг. консерватор. Один из идеологов английского колониализма) утверждал, что видные американские писатели, такие, как Дж. Лондон, Ш. Андерсон, Т. Драйзер, С. Льюис, очень неглубоко трактовали образы лидеров американского бизнеса, чернили их. Профессор Гарвардского университета Н. Грас стал инициатором переписывания американской экономи-ческой истории с позиций подчеркивания творческой роли промышленных и финансовых магнатов США.

Антимонополистические настроения масс в этот период были накалены и влияли на общественное мнение. Сторонники реформаторского крыла в Демократической партии требовали усиления антимонополистического законодательства, совершенствования системы замещения элитных государственных должностей на принципах меритократии (меритократия (от лат. meritus – достойный и греч. kratos – власть, букв. – власть наиболее одаренных) - концепция, согласно которой в обществе в ходе эволюции утвердится принцип выдвижения на руководящие посты наиболее способных людей, отбираемых из всех социальных слоев). Реформаторское течение возникло и в Республиканской партии. Такие политики, как Р. Лафоллет, такие социологи, как Л. Уорд, выступали за усиление эгалитаристских тенденций, заложенных Т. Джефферсоном, Э. Джэксоном, А. Линкольном, за расширение демократических прав масс, ограничение власти финансовой олигархии.

Впрочем, на деле реформистский курс, проводимый президентом-демократом В. Вильсоном, отнюдь не ослабил финансовую олигархию. Объективно политика реформаторов работала на экономическую элиту, роль которой возрастала не через конфронтацию с массами, а, напротив, через определенные компромиссы, уступки массам, от которых элита выиграла гораздо больше, чем если бы проводила конфронтационную политику.

В период республиканских президентов консервативного крыла У. Гардинга (Гардинг Уоррен (1865-1923), американский государственный деятель, 29-й президент США (1921-1923), от Республиканской партии), К. Кулиджа (Кулидж Калвин (1872-1933), американский государст-венный деятель, 30-й президент США (1923-1929), от Республиканской партии; вице-президент в 1921-1923 годах. Правительство Кулиджа содействовало восстановлению военного и промышлен-ного потенциала Германии – план Дауэса, проводило политику непризнания СССР), Г. Гувера (Гувер Герберт Кларк (1874-1964), американский государственный деятель, 31-й президент США (1929-1933), от Республиканской партии. В 1921-1928 годах - министр торговли) роль социально-экономических элит еще более укрепилась, ее представительство на высших государственных постах составило 80%. Позиции американских левых политиков значительно ослабли.

Положение существенно изменилось в период кризиса 1929-1933 гг., который американцы называли «великой депрессией». Выход из глубочайшего кризиса предложили президент
Ф.Д. Рузвельт и его «мозговой трест». Это был знаменитый «Новый курс» – спасение американского капитализма путем глубоких реформ, прогрессивного налогообложения корпораций и перераспределения национального дохода в пользу широких народных масс. Характерно, что американский высший класс, прежде всего, экономическая элита, напуганная реформаторскими планами Рузвельта, увидевшая в них угрозу своим привилегиям, была в своем большинстве оппозиционно настроена к нему. Рузвельт доказал, что миссия политической элиты, особенно в годы кризиса, – видеть дальше, чем это делают сами представители класса, интересы которого она объективно выражает (а вместе с тем - интересы страны в целом), что «Новый курс» был оптимальным путем к стабилизации американской социально-политической системы. Этот курс предложил модель отношений элиты и масс, в которой противоречия не перерастают в конфликт, в социальную революцию, а разрешаются путем компромиссов, модель, которая вышла за временные рамки «Нового курса» и продолжает существовать и поныне.

Нужно отметить, что благосостояние масс США с 30-х по 70-е гг. XX столетия росло несколько более быстрыми темпами, чем обогащение высшего класса (впрочем, этого нельзя сказать об экономической сверхэлите – мультимиллионерах, миллиардерах, и тем более о появившихся во второй половине XX века мультимиллиардерах). Если социологи и политологи больше используют категории «высший класс», «высший-средний», «средний» «низший-средний», «низший», то американская экономическая статистика использует деление на пять квинт. В 80-е годы – годы «консервативной волны» – доходы высшей квинты возросли более быстрыми темпами, чем остальных, особенно низшей квинты, в 90-х годах этот рост был более равномерным. Причем экономическая элита – сверхбогачи, финансовые магнаты, топ-менеджеры крупнейших корпораций – это особая, специфическая группа, они не просто на несколько порядков богаче остальных страт, это люди, живущие в своем мире, они отгорожены от остальных оградами своих имений, закрытых аристократических клубов, закрытых элитарных учебных заведений, со своей элитарной субкультурой, формируемой фамильными связями (элита США отличается сложным переплетением фамильных связей, наподобие тех, отмечает социолог и экономист Ф. Ландберг, которые связывали старинные аристократические семьи Европы. Не случайно в США издается «светский регистр», где перечислены «избранные»). В аристокра-тические клубы (их социологический анализ дал известный американский социолог и политолог У. Домхофф) порой принимаются представители верхушки политической элиты, отдельные «герои потребления», чьи имена у всех на слуху, идолы массовой культуры, получающие гонорары в сотни миллионов долларов, преуспевающие интеллектуалы. Но основу сверхэлиты составляют «старые деньги» Северо-Востока США (новые сверхбогачи – нувориши Запада и Юга принимаются не сразу). Естественно, эти люди не могут не привлекать внимание социологов, политологов, экономистов, исследующих этот феномен, то есть элитологов.

Американская школа элитологии сформировалась позже европейской школы. Ее основные направления начинают формироваться в 30-40-х годах XX века, после того, как в США были переведены и изданы в 30-х годах основные труды В. Парето и Г. Моски, вырос интерес к элитологической проблематике, тогда и получил распространение сам термин «элита» (причем ряд американских политологов счел этот термин недемократическим, в демократическом обществе предпочтителен термин «лидерство»). Предшествующие исследования политических, экономи-ческих и др. элит не носили системного характера и могут быть названы протоэлитологией.

В 30-40-е годы создается несколько центров элитологических исследований в США. Основателем одного из них, на наш взгляд, самого плодотворного, был Г. Лассуэлл (1902–1978). Многие современные элитологи США считают Лассуэлла своим учителем.

Лидером другой школы был профессор Нью-Йоркского университета Дж. Бернхэм, предло-живший технологическое обоснование элитаризма. В своем программном произведении «Менед-жерская революция» (1940 г.) пропагандируемой коммунистами социалистической революции он противопоставил революцию менеджеров, которая приведет к власти «новый правящий класс» – элиту управляющих. К этой элите он относит президентов, председателей советов, директоров крупнейших корпораций, а также лидеров правительственных институтов; он признает, что пропагандируемая им социально-политическая система (государственно-монополистический капитализм) может быть названа «типом корпоративной эксплуатации», менеджерская элита «эксплуатирует остальное общество». В другой своей работе он обосновывает макиавеллиевскую школу элитаризма.

Ряд американских элитологов считает сердцевиной американского элитаризма понятие «истеблишмента». Собственно, сам термин «истеблишмент» появился в Англии в середине
XX века, его ввел историк А.Тейлор, называя этим словом «тех, кто ест иную пищу, чем другая часть населения, имеет свою привилегированную систему образования... свои институты – видимые и невидимые». Вскоре термин пересек океан и укоренился в американской элитологии. Термин «истеблишмент» подразумевает моральное лидерство. Гарвард и некоторые другие элитные университеты Северо-Востока прекрасно отвечает этим требованиям.

Начиная с 50-х годов XX века, наиболее влиятельным направлением в политологии и социологии стал плюрализм. В начале 50-х годов такие его главные представители, как Д. Рисмен (Рисмен Дэвид (р. 1909), американский социолог, с 1958 года - профессор Гарвардского университета. Изображает изменение типа личности от активного субъекта эпохи свободного предпринимательства к личности, подчиненной бюрократической организации, поклоняющейся идолам потребления и развлечения; с демократических позиций критикует бюрократию и милитаризм) и др., считали, что термин «элита» – недемократический, предпочитали ему термин «лидерство», утверждали, что в США элита отсутствует. Позже Р. Даль, исходя из теории о совместимости элиты и демократии, выдвинул идею «полиархии», множества центров власти в плюралистическом обществе.

В 50-х – начале 60-х гг. XX века наиболее ярким американским элитологом стал Р. Миллс (Миллс Чарлз Райт (1916-1962), американский социолог и публицист, родоначальник социологии образования. Опираясь на метод исследования К. Маркса, рассматривал марксизм как устарелую теорию. Выступил с резкой критикой социальной структуры современного американского общества («Властвующая элита»)). Это был леворадикальный социолог, лидер американских «новых левых», критик американской политической системы. Подвергался резкой критике, если не сказать, травле со стороны ряда своих коллег – консервативных, а порой и либеральных социологов и политологов, рано умер. Ныне наиболее влиятельным американским элитологом левого толка, близким к неомарксизму, предпочитающим понятию «элита» термин «правящий класс», является профессор Калифорнийского университета У. Домхофф.

В 70-х годах в американской элитологии возникает направление, которые многие политологи называют «неоэлитизмом». Его представители – Т. Дай, X. Зайглер и ряд других критикуют плюралистическую интерпретацию американской политической системы, считая элиту атрибутом любой социальной структуры, и рассматривают американскую политическую и экономическую элиты как наиболее квалифицированные элиты в мире.



Индекс материала
Курс: Элитология как наука: теоретическая и прикладная элитология
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Становление американской элитологии
Элитология США в XIX веке
Элитология США в XX веке
Элита: Понятие и реальность
Этимология термина «элита» и дискуссии о его применении
Понятие «элита» в социологических исследованиях: операциональный уровень термина
Элиты в мировой политике и процессах глобализации
Элита и правящий класс
Элита и масса, элита в массовом обществе
Элитаризмизм и плюрализм В дискуссии о структуре власти и структуре элит в США
Теории политического плюрализма и их критики
Дискуссия о структуре власти в США
Неоэлитаризм и модели политической структуры развитых капиталистических стран
Особенности дискуссии о структуре власти в США в последней четверти XX – начале XXI вв.
Элитаризм и демократия: Элитарная и эгалитарная парадигмы
Элитаризм как альтернатива демократии
Специфика так называемого «демократического элитизма»
Элита, масса, демократия: поиск оптимума
Элитарная и эгалитарная парадигмы
Все страницы