Курс: Русское искусство второй половины XVI - XVII вв - ЗОДЧЕСТВО КОНЦА XVI ВЕКА

ЗОДЧЕСТВО КОНЦА XVI ВЕКА

В конце царствования Ивана Грозного городские и монастырские соборы строятся по образцу московского Успенского собора. Обращение к этому прототипу носило в основе своей ретроспективный характер. В спокойном величественном пятиглавии московского двора усматривали наиболее удачную форму храма, достойную «царственной Москвы» и ее самодержцев. С особенной полнотой мысль о «царственной», монументальной и торжественной архитектуре воплотилась в новом Вологодском соборе, выстроенном Иваном Грозным в 1568-1570 гг. и посвященном, как и главный цареградский храм, Софии Премудрости Божьей. Строитель Вологодского собора - предельно упростил формы кремлевского прототипа. Здание выглядит словно массивный блок, сложенный целиком из камня и кирпича. Собор ритмично расчленен простыми лопатками, завершающимися закомарами. Окна расположены в два ряда. Отсутствуют не только украшающий стену пояс, но даже карнизы, столь часто применявшиеся в подобных сооружениях в начале столетия. Внутри собора господствуют мощные столбы, загромождающие пространство своими массивными объемами, вследствие чего отдельные части интерьера собора напоминают узкие колодцы, хотя зодчий и стремился воспроизвести пространственную композицию московского прототипа.

Это же стремление к массивному и сверх-монументальному сказалось и в Успенском соборе Троице-Сергиева монастыря (1554-1585). Ясная архитектоничность прототипа утрачена. Мастер стремился подчинить весь ансамбль монастыря огромному центральному сооружению, призванному поразить зрителя гигантскими плоскостями широких закомар, величественным пятиглавием и большими порталами.

Во второй половине XVI в. русские мастера создали новый тип храма - двустолпный, получивший известное распространение и в XVII в. Изменение внутреннего пространства храма, при наличии высокого иконостаса, привело к изоляции восточных световых глав и столбов, что привело к необходимости изменить его внутреннюю пространственную композицию. Два восточных столба упразднялись, поскольку они и так уже были скрыты за высокой стеной иконостаса. Западные же два столба были передвинуты в центр. Между ними был поставлен средний главный световой купол, опирающийся на арки. Четыре же боковые световые главы, опиравшиеся на сложную систему сводов, также располагались над основным помещением храма. Благодаря новому архитектурно-строительному приему, отпала необходимость крайних восточных делений южного и северного фасадов храма. Их роль в какой-то мере выполняли алтарные апсиды. Однако такое построение двустолпных храмов нарушило центрическое единство крестово-купольных зданий. Широтное построение объема и внутреннего пространства храма, с подчеркнутым западным входом,
с неодинаковым количеством кокошников-закомар по фасадам (на западном и восточном больше, на южном и северном меньше), определило его новый асимметрический облик.

К наиболее ярким образцам двустолпного храма принадлежит Благовещенский собор в Сольвычегодске, выстроенный Строгановыми в 1560-1579 гг. Он примечателен широким орнаментальным поясом, выложенным из кирпича в виде углублений различной формы. Этот пояс, подобно карнизу, зрительно отделяет закомары-кокошники от стен. Высокий подклет с галереей (первоначально открытой) подчеркивает стройный объем храма, возвышающийся над низкими берегами реки Вычегды.

Яркими примерами многопридельных храмов XVI в. служат Успенская церковь в Александровой слободе и собор Авраамиева монастыря в Ростове Великом (1554-1556), выстроенный «государевым мастером» Андреем Малым. Собор Авраамиева монастыря состоит из самостоятельных и разнохарактерных объемов, образующих необычайно живописную группу. В центре высится пятиглавый храм, к юго-восточному углу которого примыкает большой шатровый придел.
С юго-запада расположена колокольня, а на северо-западном углу - небольшой кубический придел. Составные части собора были объединены открытой галереей на арочном подклете. Благодаря разнообразию архитектурных форм приделов и колокольни церкви Авраамиевого монастыря, создается множественность точек зрения.

Значительный интерес представляет собор Никитского монастыря в Переславле-Залесском (1564). К маленькому храму посадского типа был пристроен с севера грандиозный пятиглавый собор, получивший, в свою очередь, с северной стороны шатровый придел. Живописность этого композиционного приема нейтрализовалась тем, что все апсиды трех храмов поставлены по одной линии. Несмотря на главенствующее значение основного массива пятиглавого собора с его непомерно большой средней главой, он не столько подчиняет себе все части композиции, сколько объединяет их в одно сложное, но слитное целое. При троечастном построении основного объема собора внутренняя расстановка столбов не соответствует равномерному членению фасада. Столбы расставлены так широко, что боковые нефы в три раза уже центрального, увенчанного грандиозной главой. Барабаны боковых глав, как и центральный барабан, сильно вытянуты вверх, чему вторят и формы куполов. Благодаря этому приему, вся его архитектурная композиция нарастает кверху. Боковой южный придел получил второй, надстроенный барабан главы, а северный был увенчан оригинальным высоким сводом, несшим главу.

Стрельчатые подпружные арки усиливают своеобразие этого незаурядного памятника, построенного Иваном Грозным вскоре после женитьбы на Марии Темрюковне. Архитектурная композиция собора Никитского монастыря в Переславле-Залесском нашла свое отражение в целой группе подобных церквей, строившихся в усадьбах Годуновых (села Спас-Михнево, Никитское,
Троицкое-Лобаново - все три по течению р. Северки, впадающей в Москву-реку близ Коломны, - Хорошево, Вяземы).

В Хорошевском храме (1598) главный объем и два симметричных придела по бокам перекрыты, как и все храмы названного типа, крещатыми сводами. Два яруса кокошников, широкие карнизы многообломного профиля, вставные цветные блюда из родосского фаянса, украшающие тимпан нижнего ряда кокошников, и т.д., - все это намного усиливает декоративную выразительность здания.

Храм в Вязёмах (1598), с отдельно стоящей многопролетной двухъярусной звонницей, поражает своей величественностью и совершенством декоративного убранства. Высокий подклет, цоколь которого повторяет рисунок цоколя собора Василия Блаженного, служит основанием стройному четырехстолпному пятиглавому храму с двумя приделами, окруженными открытой галереей. Впечатлению пышности и декоративности способствует совершенная и тонкая по применяемым профилям обработка фасадов симметричными филенками, ложными арками и другими декоративными деталями. Той же декоративностью и изысканностью отличается и звонница, в которой старый московский мотив многопролетной аркады утерял свой суровый пластический облик. Вскоре после окончания храм в Вязёмах был расписан фресками. В центральном куполе храма изображен Христос Пантократор как Строитель мира, с циркулем в руке.

Не менее интересен собор Рождества Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре (1596). Его внешний архитектурный облик исключительно целостен и строен. Точность рисунка его карнизов, изящество настенных филенок и пилястров, обработка торжественного, свободно поставленного пятиглавия говорят о воздействии форм Архангельского собора Московского Кремля. Той же близостью к московскому образцу отличаются и храмы в Хорошеве и Вязёмах.

Усиление декоративного начала заметно и в убранстве кубических по форме храмов. Вместо монументальных и массивных одноглавых монастырских соборов с пирамидами кокошников строятся небольшие здания, напоминающие маленькие посадские церкви начала столетия. Первым произведением такого рода была Пятницкая церковь, «что на Подоле» у стен Троице-Сергиева монастыря (1559). В 1593 г. был выстроен на Арбате храм Николы Явленного. Храм и его придел завершались высокими ярусными пирамидами кокошников, благодаря чему это здание выделялось среди других современных ему посадских церквей. Аналогичное архитектурное оформление получил и собор Донского монастыря (1593). Особым совершенством отличается архитектурное убранство его стен. Они расчленены на каждом фасаде на три вертикальных деления и завершаются прекрасным по рисунку кирпичным антаблементом, широким поясом, охватывающим четверик храма под трехъярусной пирамидой кокошников.

Борису Годунову принадлежала идея постройки в Кремле грандиозного храма Воскресения, в подражание Иерусалимскому храму. С этой целью были приглашены мастера, изготовлена модель и завезен строительный материал. В связи с этим проектом была предпринята надстройка столпа колокольни Ивана Великого, подчеркнувшего своей высотой главенствующее значение группы кремлевских соборов.

Развернувшееся в московском государстве строительство потребовало большого числа квалифицированных мастеров и рядовых каменщиков. В 1583-1584 гг. был образован Приказ каменных дел, который провел большую работу по учету всех сил страны в области строительства. Благодаря этим мероприятиям, удалось осуществить крупнейшие военно-оборонительные работы, имевшие огромное значение в обороне страны в польско-шведской интервенции и событиях Смутного времени.



Индекс материала
Курс: Русское искусство второй половины XVI - XVII вв
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РУССКИЙ ГОРОД И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО XVI ВЕКА
ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО XVI ВЕКА
ЗОДЧЕСТВО КОНЦА XVI ВЕКА
МОСКОВСКАЯ ЖИВОПИСЬ СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА
ИКОНОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА
МЕСТНЫЕ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ XVI ВЕКА
ГРАВЮРА XVI ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, ИКОНОПИСЬ И КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVII вв.
ШИТЬЕ КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVII вв.
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ XVI - НАЧАЛА XVII вв.
РУССКИЙ ГОРОД XVII ВЕКА
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVII ВЕКА
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО КОНЦА XVII ВЕКА
РЕЗЬБА И СКУЛЬПТУРА XVII ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ИКОНОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ИКОНОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО МОСКОВСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ XVII ВЕКА
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ
ЛИЦЕВОЕ И ДЕКОРАТИВНОЕ ШИТЬЕ XVII ВЕКА
Все страницы