Курс: Русское искусство второй половины XVI - XVII вв - ШИТЬЕ КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVII вв.

ШИТЬЕ КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVII вв.

«Годуновская» и «строгановская» школы, определившие основные направления живописи конца XVI и начала XVII в., четко намечаются и в искусстве шитья этого времени.

Основные черты произведений годуновского шитья - роскошь, подчеркнутое богатство шитья, широкое использование жемчуга и драгоценных камней, витиеватая сложность узоров. Небольшой покровец с изображением Троицы, шитый, по преданию, царевной Ксенией Годуновой, и вложенный Борисом в Троице-Сергиев монастырь в 1601 г., шит на красном шелке золотом и серебром. Прикрепы выполнены шелком в тонах, очень близких золоту и серебру, т.е. желтовато-серым, блеклым серовато-синим и лилово-серым. Все контуры фигур ангелов, палат, престола, дуба Мамврийского и горы унизаны крупным жемчугом. Почти сплошь зашиты жемчугом нимбы ангелов. На нимбах сохранилось несколько красных и лазоревых яхонтов (рубинов и сапфиров). Кайма из лиловато-серого шелка украшена многочисленными золотыми с черневым растительным орнаментом пластинками различной формы и золотыми дробницами с черневыми изображениями
фигур святых. Последние по своему стилю очень близки фигурам фресок Смоленского собора Новодевичьего монастыря.

Великолепным образцом годуновского жемчужного низанья является пелена (1599), также вложенная в Троице-Сергиев монастырь Годуновыми. На малиновом штофе четко выделяется крест, составленный из золотых круглых пластинок. Крест стоит на престоле, по сторонам которого изображены трость и копье. Пластины украшены фигурами и орнаментом, исполненными
чернью
. Нити крупного бурмицкого жемчуга образуют роскошный орнаментальный узор. Центральная часть престола покрыта восемнадцатью черневыми золотыми пластинками с летописным текстом. На самом кресте, рядом с Троицей, Нерукотворным Спасом, Богоматерью Великой Панагией, изображениями пророков Ильи, Моисея и Исайи, помещен образ киевского князя Владимира. На кайме, среди других - святые, соименные членам семьи Бориса Годунова.

К годуновскому шитью можно отнести походный иконостас (1592), сделанный по заказу
царя Феодора Ивановича и царицы Ирины. От него сохранились шесть поясных фигур деисусного чина, пять пророческого чина, три праздничные композиции, Троица из местного ряда и северная дверь с изображением святых Федора Стратилата и мученицы Ирины, соименных царской чете. Уцелело также несколько маленьких поясных фигур, по-видимому, со столбиков царских дверей. Для этого чина характерна торжественная величавость, особая сдержанность движений, большая плавность линий и в то же время тяжеловесная роскошь. Фигуры из Троицы, местного ряда и
святых, соименных членам царской семьи, из-за своих укороченных пропорций кажутся еще более грузными. Большое разнообразие узоров на одеждах, шитых золоченым золотом с прикрепами в тон, говорит об изумительном искусстве вышивальщиц. Мастерицы, считаясь с предназначением их произведения для походной военной церкви, ограничились лишь подражанием драгоценным камням, имитированным яркими шитыми розетками. Однако не исключается возможность, что первоначально иконостас все же был украшен жемчугом.

Для строгановского шитья жемчужное низанье не характерно, мастерицы предпочитают
простой шов и тональное сочетание цветных шелков, с которыми сливается и золото. Наиболее значительным памятником этого направления является плащаница (Русский музей), вложенная в Сольвычегодский Благовещенский собор Никитой Григорьевичем Строгановым. Она выполнена на красной камке лиловыми, голубыми, зелеными шелками, которые то выделяются яркими
пятнами, то притушены серебряными и золотыми нитями, то еле просвечивают сквозь золотой и серебряный покров. По кайме вышито вязью песнопение Великой субботы «Да молчит всякая плоть...».

К памятникам строгановского шитья конца XVI - начала XVII вв. можно отнести так называемое «Знамя Сапеги», происходящее из Борисоглебского монастыря близ Ростова Великого, с
изображением явления архангела Михаила Иисусу Навину (ГТГ). Шитье знамени двустороннее, выполнено золотом и шелком простыми швами. Красивая красочная гамма построена на зеленых,
голубых, лимонно-желтых тонах. Старого фона не сохранилось. Шитье перенесено при реставрации на крашенину кирпичного тона. Несомненно, что рисунок этого знамени был сделан одним из лучших художников строгановского направления. Высокое мастерство, сложность работы над
двусторонним шитьем, благородство сочетаний блеклых тонов говорят об исполнении памятника одной из лучших мастериц своего времени, имя которой история, к сожалению, не сохранила.



Индекс материала
Курс: Русское искусство второй половины XVI - XVII вв
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РУССКИЙ ГОРОД И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО XVI ВЕКА
ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО XVI ВЕКА
ЗОДЧЕСТВО КОНЦА XVI ВЕКА
МОСКОВСКАЯ ЖИВОПИСЬ СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА
ИКОНОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА
МЕСТНЫЕ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ XVI ВЕКА
ГРАВЮРА XVI ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, ИКОНОПИСЬ И КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVII вв.
ШИТЬЕ КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVII вв.
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ XVI - НАЧАЛА XVII вв.
РУССКИЙ ГОРОД XVII ВЕКА
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVII ВЕКА
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО КОНЦА XVII ВЕКА
РЕЗЬБА И СКУЛЬПТУРА XVII ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ИКОНОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ИКОНОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО МОСКОВСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ XVII ВЕКА
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ
ЛИЦЕВОЕ И ДЕКОРАТИВНОЕ ШИТЬЕ XVII ВЕКА
Все страницы