Курс: Русское искусство второй половины XVI - XVII вв - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ

В конце XVII в. Сольвычегодске становится одним из наиболее своеобразных центров прикладного искусства. В мастерских Строгановых получило развитие так называемое «усольское финифтяное дело». Характерной особенностью «усольской» эмали является особый подбор красок орнаментальной росписи и лицевых изображений по блестящему, чисто белому гладкому фону. Белой эмалью заливались предметы сплошь, по внешней и внутренней стороне, или она покрывала фон клейм, обведенных по краю сканным жгутиком. В росписи преобладают очень яркие цвета: желтый, голубой, зеленый и красно-кирпичный. Изображения и орнамент нанесены четкими линиями, напоминающими деревянную гравюру, в особенности манерой передачи теневых пятен сетчатой штриховкой. Сюжеты изображений очень разнообразны. Излюбленный орнаментальный мотив, который встречается почти на каждом предмете, - крупные тюльпаны на длинных стеблях с сочными зелеными листьями. Нередки изображения ромашек, васильков, подсолнухов и других цветов. На чашах, чарках, коробочках изображены юноши и девушки с падающими до плеч белокурыми или темными кудрями волос, сокольничий с соколом на руке, девушка с зеркалом, охотник, стреляющий из лука, олень, лебедь, лев и другие реальные животные и птицы, а также крылатый гриф, «птица райская», аллегорические сюжеты - «времена года», «пять чувств», «знаки зодиака», «зима» - в виде старца, греющего руки над огнем, - библейские сцены, притчи и др.

Строгановские мастера создали совершенно оригинальное искусство эмали. Оно получило развитие по всему русскому северу, где практиковалось сочетание синей и зеленой эмалей, или синей, зеленой и голубой, почти всегда в сочетании со сканным орнаментом, положенным на гладком фоне металла. В Великом Устюге применялась и иная расцветка эмали: сканный орнамент покрывался бирюзовой, зеленой и черной эмалью с белыми, черными и желтыми точками, фон же заливался белой эмалью, как на «усольских» изделиях. Такое сочетание цветов эмали имеется на серебряном окладе 1679 г. иконы святых Прокопия и Иоанна Устюжских, у ног которых изображен городской пейзаж и крупные цветы тюльпанов (ГИМ). Радостная пестрота орнамента эмалевой цаты с иконы Богоматери напоминает красочные росписи народных изделий русского Севера (ГИМ).

Высокого уровня достигли в Великом Устюге и другие отрасли прикладного искусства. Великоустюжские мастера железопросечного дела изготовляли в XVII в. плоские узорчатые железные полосы и пластинки, служившие для оковки и украшения деревянных ларцов и подголовков, разнообразными прорезными узорами. Во второй половине XVII в. на фигурных пластинках, подвешивавшихся к паникадилам, встречаются силуэтные изображения птиц и животных (льва, коня), вплетенные в ажурные разводы.

Ярославль выделяется среди других русских городов по количеству и качеству сохранившейся деревянной резьбы XVII в. Резные иконостасы, царские врата, надпрестольные сени, царские и патриаршие места ярославской работы отличаются глубоко национальным своеобразием и особым мастерством исполнения. На высоком уровне стояло в XVII в. в Ярославле и серебряное дело.
Серебряники занимали по численности шестое место в ряду ярославских ремесленников, делившихся по двадцати пяти основным видам различных ремесел. По переписным книгам в Ярославле числилось в 1669 г. сорок семь серебряников, четыре «крестешника» и один «сережник».

В 1652-1653 гг., когда из разных городов России съезжались в Москву серебряники для работы в Успенском соборе, больше всего мастеров прибыло из Ярославля и Казани - по девяти человек, причем о четырех из казанских серебряников был дан их товарищами отзыв: «те мастера к твоему государеву делу годны и большие дела им за обычай». Прикладное искусство Казани развивалось в постоянном соприкосновении с культурой Средней Азии, что накладывало отпечаток и на изделия местных серебряников. Своеобразные черты орнамента восточного характера бросаются в глаза в резных узорах серебряного креста 1689 г. из церкви св. Дмитрия в селе Ягодном, с причудливо изогнутыми в разных направлениях веерообразными цветками гвоздики (ГИМ).

В Нижнем Новгороде, на посаде и в слободах, жило и работало в XVII в. множество ремесленников различных специальностей - резчиков по дереву, серебряников, иконников, крашенинников, переплетчиков и других мастеров. Для работы нижегородских серебряников характерны элементы скульптурности, одновременное применение на одном предмете очень тонкой линейной резьбы и пышной, сочной чеканки со сложными переплетениями вьющихся стеблей, с фантастическими цветами и вкомпонованными в орнамент символическими и аллегорическими изображениями. Нижегородские серебряники пользуются иногда особым приемом для усиления рельефа - вводят в орнамент отдельные чеканные или литые детали. Так, на больших позолоченных чашах 1685 г. (Оружейная палата) и 1689 г. (Нижегородский художественный музей) в густой, пышный чеканный орнамент из фантастических цветов вкомпонованы изображения четырех стихий - земли, воды, воздуха и огня, символы евангелистов и херувимы с отдельно припаянными головками высокого рельефа.

Значительным центром прикладного искусства был в XVII в. Смоленск. В Москве, в Мещанской слободе, среди многочисленных ремесленников жили и работали живописцы, гончары, переплетчики книг, оружейники и серебряники из Смоленска и его окрестностей. В 1659 г. в Смоленск был послан из Серебряного приказа подьячий «для призыву золотого и серебряного и оружейного дела мастеров». Смоленскому воеводе предписывалось царским указом выбрать «самых добрых мастеров, да ребят в ученики лет по двенадцати и тринадцати и по пятнадцати, сколько тех мастеров и учеников в Смоленске сыщетца… чтобы они ехали к Москве с женами и на вечное житье..».

Писцовые и переписные книги Костромы, Владимира, Суздаля, Ростова, Архангельска, Вятки, Астрахани и многих других русских городов указывают на наличие среди посадского населения серебряников, крашенинников, гончаров и других ремесленников.



Индекс материала
Курс: Русское искусство второй половины XVI - XVII вв
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РУССКИЙ ГОРОД И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО XVI ВЕКА
ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО XVI ВЕКА
ЗОДЧЕСТВО КОНЦА XVI ВЕКА
МОСКОВСКАЯ ЖИВОПИСЬ СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА
ИКОНОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА
МЕСТНЫЕ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ XVI ВЕКА
ГРАВЮРА XVI ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, ИКОНОПИСЬ И КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVII вв.
ШИТЬЕ КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVII вв.
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ XVI - НАЧАЛА XVII вв.
РУССКИЙ ГОРОД XVII ВЕКА
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVII ВЕКА
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО КОНЦА XVII ВЕКА
РЕЗЬБА И СКУЛЬПТУРА XVII ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ИКОНОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ИКОНОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО МОСКОВСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ XVII ВЕКА
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ
ЛИЦЕВОЕ И ДЕКОРАТИВНОЕ ШИТЬЕ XVII ВЕКА
Все страницы