Курс: Русское искусство второй половины XVI - XVII вв - МОСКОВСКАЯ ЖИВОПИСЬ СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА

МОСКОВСКАЯ ЖИВОПИСЬ СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА

С середины XVI в. Московский Кремль стал центром художественной жизни страны. Здесь, при царском дворе, сосредоточивалась деятельность лучших зодчих, оружейников, художников, писцов, резчиков по камню, дереву, металлу. Строились и расписывались дворцовые палаты, соборы, писались и иллюстрировались огромные фолианты Никоновского летописного свода, «Хронограф» и другие литературные произведения. Художники XVI в. ставят себе задачу как можно подробнее и полнее разъяснить свою тему. Иллюстрируя житие святого, притчу или иной сюжет, они буквально воспроизводят каждое слово текста, овеществляя даже отвлеченные понятия и символы. Стремясь показать последовательность действий, они в одной сцене изображают целый ряд эпизодов одного и того же события, где фигурируют одни и те же персонажи в различных позах. Отсюда перегруженность композиций второстепенными деталями. В соответствии с многофигурностью и дробностью композиций красочная гамма также стала более дробной и потеряла свой былой лаконизм. Эти черты получили яркое выражение в живописи середины и второй половины XVI в.

Роспись галереи Благовещенского собора относится к 1563-1564 гг., когда над ней был сделан свод и пристроены четыре придела в виде отдельных одноглавых церквей. Здесь наиболее интересна «портретная» галерея московских князей от князя Даниила Александровича до Василия III, а также «портреты» «эллинских мудрецов» (Аристотеля, Эпафродита, Гомера, Вергилия и др.) и Максима Грека. На стене выполнено изображение Троицы. Композиция, развернутая вширь, уравновешена и эпически спокойна; фигуры ангелов, сопоставленные с меньшими по размерам фигурами Авраама и Сарры, полны торжественности и величавости. Красочная гамма «Троицы» в основном построена на сочетании золотистой охры и голубца.

В середине XVI в. были написаны фрески шатровой церкви Александровой слободы. Художник сумел с большим искусством подчеркнуть живописными композициями взлет архитектурных линий шатра. На восьми гранях под арками с замками в виде бутонов цветка расположены отдельные фигуры: в куполе - саваоф; в барабане - херувимы; в верхнем ярусе шатра - четыре евангелиста и четыре архангела во весь рост; ниже - пророки, тоже во весь рост, по два на каждой грани; под ними - праотцы во весь рост по три на каждой грани и, наконец, в нижнем ярусе - поясные фигуры князей в кругах. Над алтарной стеной князья - Владимир, Борис и Глеб. Их фигуры стройны и полны торжественности. Цветовая гамма построена на холодных зеленовато-синих и лимонно-желтых тонах.

В середине XVI в., под влиянием дидактических тенденций и в связи с появлением целого ряда новых сюжетов сложного аллегорического и символического характера, меняется система храмовой росписи. Фрески Успенского собора Свияжского монастыря, возведенного по повелению Ивана Грозного в память покорения Казани, исполнены в 1561 г. На сводах вместо обычных изображений написаны сцены из Шестоднева. В куполе представлена колоссальная композиция «Отечество» - фигура Бога Отца на престоле с младенцем Христом на руках. Спаситель держит в руках сферу мира с голубем - символом Святого Духа - внутри. Небесная сфера, в которую вписана фигур Бога Отца, заполнена изображениями Сил Небесных - херувимов, серафимов, престолов и тронов. Ниже, в барабане, изображены архангелы и снова херувимы. В сценах сотворения мира и Адама много изображений животных, заимствованных из «Физиолога». Цикл ветхозаветных сцен оканчивается изображением смерти Адама. В алтаре обычная здесь Евхаристия заменена композицией «Великий Вход», куда включены изображения Ивана Грозного и настоятеля монастыря Германа.

В росписи собора Спасского монастыря в Ярославле значительное место отведено темам из Ветхого Завета и Притч. Западная стена занята композицией Страшного суда, с подробной иллюстрацией рассказов о конце мира. В XVI в. эта тематика очень расширяется, появляются подробности, отсутствовавшие в древних изображениях.

В несохранившихся фресках Золотой палаты кремлевского дворца (1547-1552) большое место занимали композиции на темы Ветхого завета, игравшие в живописи предыдущего периода незначительную роль. Изображение битв и побед библейского героя Иисуса Навина, и воинских подвигов израильского судьи Гедеона в иносказательной форме прославляло военную деятельность Ивана IV. Нравоучительные композиции на темы жития царевича Иоасафа также, несомненно, имели целью прославить деятельность Ивана Грозного. Под изображениями царевича Иоасафа и пустынника Варлаама можно подразумевать молодого царя и его наставника Сильвестра.

Особенно интересны были сцены, расположенные на своде. Здесь богословские представления о мироздании и о жизни человека переплетались с олицетворением времен года, явлений природы и темой притчи Василия Великого о добродетелях и пороках. Добродетели и пороки были представлены аллегорическими фигурами «Целомудрие», «Разум», «Чистота», «Правда»,
«Блужение», «Безумие», «Нечистота», «Неправда». В стенописи Золотой палаты все было подчинено сложному иносказательному языку, здесь отвлеченные богословские понятия были воплощены в конкретных изображениях людей и зверей.



Индекс материала
Курс: Русское искусство второй половины XVI - XVII вв
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РУССКИЙ ГОРОД И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО XVI ВЕКА
ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО XVI ВЕКА
ЗОДЧЕСТВО КОНЦА XVI ВЕКА
МОСКОВСКАЯ ЖИВОПИСЬ СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА
ИКОНОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА
МЕСТНЫЕ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ XVI ВЕКА
ГРАВЮРА XVI ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, ИКОНОПИСЬ И КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVII вв.
ШИТЬЕ КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVII вв.
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ XVI - НАЧАЛА XVII вв.
РУССКИЙ ГОРОД XVII ВЕКА
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVII ВЕКА
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО КОНЦА XVII ВЕКА
РЕЗЬБА И СКУЛЬПТУРА XVII ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ИКОНОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ИКОНОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО МОСКОВСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ XVII ВЕКА
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ
ЛИЦЕВОЕ И ДЕКОРАТИВНОЕ ШИТЬЕ XVII ВЕКА
Все страницы