Курс: Русское искусство второй половины XVI - XVII вв - МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ИКОНОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ИКОНОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА

В изобразительном искусстве XVII в. богословское глубокомыслие уступает место конкретной повествовательности, в изображениях нарастают реалистические черты.

В 1642-1643 гг. был заново расписан Успенский собор Кремля. Лучшие мастера были собраны в Москве из многих городов. Работы производились под руководством государевых жалованных иконописцев Ивана Паисеина, Сидора Осипова (Поспеева), Марка Матвеева, Бажена Савина, Бориса Паисеина, Степана Евфимьева и городовых знаменщиков Ивана Муравья, Василия Ильина и Любима Агеева. Мастера Успенского собора близко держались традиционной системы росписи. В пяти куполах свода были представлены Господь Саваоф, Вседержитель, Спас Нерукотворный, Спас Эммануил и Знаменье. Ниже, в барабанах и на сводах, размещены изображения ангелов, праотцев, патриархов, пророков, апостолов и сцены праздников. На четырех круглых столбах, поддерживающих свод, написаны фигуры апостолов и святых воинов. В этих фигурах с развевающимися плащами заметна та нарядность и даже щеголеватость, которой не было в живописи предшествующего века, но которая станет характерной чертой образов в XVII в.

В 1644 г. Сидор Осипов (Поспеев) и Иван Борисов расписывают кремлевскую церковь Ризоположения. Основная тема росписи стен - Акафист Богоматери. На столбах изображены русские митрополиты и князья. Небольшой размер церкви во многом предопределил характер композиций, которые напоминают, скорее, многочастные, многорядные иконы, чем монументальную стенную роспись.

Значительным памятником монументальной живописи века является роспись собора Княгинина монастыря во Владимире (1647-1648). Здесь в общих чертах сохраняется традиционная иконографическая схема. В отличие от росписей московского Успенского собора, во фресках Княгинина монастыря фигуры небольшие и хрупкие, их позы и движения преувеличенно изящны, даже несколько манерны. Колорит росписи построен на сочетании нежно-зеленых, голубых, желтых и розовых оттенков, производит впечатление изысканной нарядности. Роспись похожа на увеличенные и перенесенные на стены иконы, в которых несколько утрированы стилевые особенности «строгановской школы». Необычна трактовка отдельных сюжетов, встречаются сцены назидательного содержания. Так, фрески в алтаре иллюстрируют повесть о крещении отрока ангелом вместо недостойного иерея. Одна из композиций очень живо изображает князя в красивой узорчатой шубе, нежно прижимающего к себе стройного юношу и выслушивающего покаяние длиннобородого старца. В композиции Страшного суда среди грешников представлена группа иноземцев, изображенных в коротких штанах и длинных белых чулках.

В 1640 г. были написаны фрески церкви Николы Надеина в Ярославле. Их исполнителями были 20 царских изографов: костромичи, ярославцы, нижегородцы и москвичи. Большинство из них двумя годами позже приняли участие в росписи московского Успенского собора. Росписи Николо-Надеинской церкви выполнены в сдержанной гамме приглушенных охряных и зеленых тонов и производят впечатление почти монохромных. Стены разбиты на неравной высоты пояса, каждый пояс расчленен на различной ширины клейма, в которых изображены эпизоды из жития Николы. Мастера нанизывают одно клеймо на другое с одной лишь заботой - втиснуть в каждое из них как можно больше эпизодов. Здесь впервые в монументальной живописи проявился интерес к подробному и занимательному повествованию, которое позднее так блестяще развернется в ярославских росписях конца XVII в.

В иконописи первой половины XVII в. сохраняются традиции «строгановской школы», виднейшим представителем которой был Прокопий Чирин, работавший при дворе московского государя еще в 1620-х гг. Художники этого направления сохраняют замечательное мастерство миниатюрной живописи строгановских златописцев, порой даже несколько утрируя его. Композиции и рисунок икон 1630-1640-х гг. Филиппа митрополита (Русский музей) и Алексея митрополита (ГТГ) навеяны строгановскими образцами. В изображении одежд мастера передают златотканый узор богатого парчового наряда. Однако красочная гамма икон, по сравнению с произведениями строгановской школы, стала более жесткой.

В 1625 г. в Москве царю Михаилу Федоровичу была подарена персидскими послами священная реликвия - риза Господня. Это событие неоднократно изображалось в иконописи. В одной из ранних икон на этот сюжет (1630-е гг., ГИМ), композиция похожа на некоторые фрески Княгинина монастыря. Риза Господня представлена лежащей на престоле, который стоит в центре. По бокам престола расположены две группы: левую возглавляет митрополит Филарет, группу бояр справа возглавляет безбородый Михаил. Филарет и Михаил склоняют головы перед святыней. Все облечено в форму торжественного празднества. Отсюда и ясная уравновешенность сцены.

Однако основная часть московских икон первой половины XVII в. отличается от строгановских - они проще по композиции и грубее по технике, в них исчезает узорчатость и изящество
миниатюрного письма. В 1627 г. был создан хорошо сохранившийся иконостас Ризоположенской церкви в Кремле. В создании последнего принимал участие иконописец патриарха Филарета
Назарий Истомин с товарищами. Общая композиция иконостаса  восходит к типу, созданному в эпоху Андрея Рублева. Она осталась такой же ясной, симметричной, уравновешенной. Фигуры деисусного и пророческого рядов, равно как и праздники, выполнены по традиционным образцам. Однако и по характеру трактовки образов, и по манере выполнения, и по колориту иконы бесконечно далеки от работ XV-XVI вв. Почти одинаковые по выражению лица характеризованы внешне холодно, безразлично, «мелочное письмо» морщин, волос и складок одежды приводит к излишней манерности. Отчетливо выступает стремление художников придать фигурам беспокойный, подчеркнуто напряженный характер.

Икона Троицы с бытием середины XVII в., являющаяся средником огромного складня (ГТГ), дает яркое представление о переходном характере иконописи того времени. Ядром композиции
является восходящая к Рублеву схема. Над тремя «рублевскими» ангелами раскинулось огромное дерево. Вокруг этой группы венком расположены сцены из жизни праотцев Авраама и Сарры,
изображенные на фоне узорчатых палат, холмов и зданий города. Это решение, однако, не привело к подлинному художественному единству. В итоге исчезла глубина и лирика Рублева, но не
явились еще настоящее бытописательство, красочность, занимательность.



Индекс материала
Курс: Русское искусство второй половины XVI - XVII вв
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РУССКИЙ ГОРОД И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО XVI ВЕКА
ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО XVI ВЕКА
ЗОДЧЕСТВО КОНЦА XVI ВЕКА
МОСКОВСКАЯ ЖИВОПИСЬ СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА
ИКОНОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА
МЕСТНЫЕ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ XVI ВЕКА
ГРАВЮРА XVI ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, ИКОНОПИСЬ И КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVII вв.
ШИТЬЕ КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVII вв.
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ XVI - НАЧАЛА XVII вв.
РУССКИЙ ГОРОД XVII ВЕКА
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVII ВЕКА
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО КОНЦА XVII ВЕКА
РЕЗЬБА И СКУЛЬПТУРА XVII ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ИКОНОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ИКОНОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО МОСКОВСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ XVII ВЕКА
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ
ЛИЦЕВОЕ И ДЕКОРАТИВНОЕ ШИТЬЕ XVII ВЕКА
Все страницы