Курс: Русское искусство второй половины XVI - XVII вв - МЕСТНЫЕ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ XVI ВЕКА

МЕСТНЫЕ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ XVI ВЕКА

Живопись Новгорода в середине XVI в. утрачивает свою самостоятельность. Икона Петра и Павла с восемнадцатью клеймами жития из церкви Петра и Павла в Кожевниках, несмотря на большие размеры, совершенно утратила монументальные черты. Фигуры апостолов отличаются изяществом форм. Прозрачная и нежная красочная гамма несколько напоминает акварельную технику. В более монументальном стиле написана икона Вознесения из Малого Кириллова монастыря под Новгородом (ГИМ). Она имеет четкую и строгую композицию, фигуры сохраняют монументальность. В иконе «Премудрость созда себе дом» из Малого Кириллова монастыря (ГТГ) богословская идея выражена художником в аллегорической форме. В нижней части композиции, на переднем плане, представлены юноши, раздающие народу чаши с вином Премудрости и закалывающие тельца. На втором плане - башнеобразные здания. На одной из башенок стоит царь Соломон, перегнувшийся через парапет народу. В его руках свиток с текстом притчи. Стол с чашами, поставленный по диагонали, придает композиции сцены известную глубину. Поверх этой пространственно трактованной композиции как бы наложены два радужных круга. В большем изображен символико-аллегорический образ Софии Премудрости Божьей (фигура в белых одеждах со звездообразным нимбом вокруг головы). В меньшем, расположенном несколько выше первого и правее, изображена Богоматерь с Младенцем на престоле, как символ Церкви и земной Премудрости. Под кругом с Богоматерью - Иоанн Дамаскин со свитком в руках. В верхней части иконы, завершая всю композицию, изображен однокупольный с шестью закомарами храм, в котором представлены семь церковных вселенских соборов, возглавляемых императорами. Местные традиции дают себя знать в сильных, крепких фигурах, раздающих и принимающих чаши с вином, в их чрезвычайно энергичных жестах. Чувствуются они и в красочной гамме, которая сохраняет сочетание традиционных новгородских цветов - киновари, охры, зелени, но без былой яркости и жизнерадостности.

В новгородской иконе Троицы (ГТГ) пять одинакового размера фигур (трех ангелов, Авраама и Сарры) размещены с четырех сторон длинного, поставленного по диагонали стола. Житейская суетливость, преувеличенность жестов характеризуют всех изображенных лиц. Здание на заднем плане мало напоминает традиционную иконную архитектуру, - это, скорее, русская повалуша с высоким частоколом. Традиционные древние одежды (хитоны, гиматии) и другие аксессуары византийской иконографии сочетаются с бытовыми мотивами. Красочная гамма, как и в описанной выше иконе, сохраняет основные цвета, издревле присущие новгородской школе, т.е. киноварь, зелень и охру; но здесь они утратили былую силу, насыщенность и мажорность.

Специфические черты псковской школы живописи XVI в. особенно ярко выступают в деисусных и пророческих чинах целого ряда иконостасов псковских церквей - Успения Пароменского, Василия Великого на Горке и др. В движениях и поворотах фигур наблюдается своеобразный пафос: они кажутся преувеличенными и вместе с тем застывшими. Красочная гамма псковских икон XVI в. сохраняет любимые псковичами цвета (зеленый, изумрудного оттенка, оранжево-красный и желтый), но теперь художники выбирают более темные, более приглушенные тона. В иконах
XVI в. - «Усекновение главы Иоанна Предтечи» с житием (Русский музей) и Троица (ГТГ) - зелень изумрудного оттенка и оранжево-красный теряют свое кристально чистое звучание, темнеют, становятся мягче и теплее. Однако псковские мастера по-прежнему обнаруживают тонкое колористическое чутье. Так, в иконе «Усекновение главы Иоанна Предтечи» оранжево-красный цвет приобретает тон терракоты. Черные оттенки глубокого зеленого цвета, которым написаны пещеры и кусты, делают колорит иконы еще более изысканным. Столь же изысканны и несколько манерны силуэты фигур.

В целом ряде икон XVI в., связанных с городами Поволжья, ярко проявилась народная основа. На ярославской иконе Евангелиста Луки, пишущего образ Богоматери (ГТГ), фигура апостола широкая и грузная, окружающие предметы массивны и тяжелы. Именно предметный мир оказывается в центре внимания художника - их много, они переданы подробно и тщательно. Многочисленные мелкие, дробные пробела на одежде Луки и такого же характера движки на лице трактованы чисто орнаментально. В иконе Благовещенья (Ярославский музей) палаты, занимающие непомерно большое место в композиции, получили бутафорский игрушечный характер. Перегруженные башенками, они совершенно утратили конструктивность и устойчивость форм. Отдельные части палат напоминают небольшие нарядные ларчики или скамеечки на ножках. Характерным образцом ярославской школы XVI в. является также икона «Иоанн Предтеча в пустыне» с житийными клеймами.

В произведениях, вышедших из стен провинциальных монастырей, больше каноничности и строгости, но новые веяния проникли и сюда. В иконе «Успение Богоматери» с клеймами жития из Ипатьевского монастыря в Костроме (ГТГ) заметно стремление сохранить древние иконографические каноны. Схематичность проявляется в построении композиции и расположении клейм. Формат иконы вытянут по горизонтали. В центре находится композиция Успения, по сторонам помещены в три ряда клейма, в каждом ряду по три клейма. Поля иконы и фоны клейм скрыты серебряным, позолоченным чеканным окладом; четкие, несколько резкие контуры чеканного орнамента как бы определили характер живописи. Человек, архитектура, природа (деревья, горки) образуют единый, подчиненный условным геометрическим формам мир. Колорит иконы, несмотря на преобладание темных цветов, лишен мрачности; особенно красиво сверкание белых пятен на стенах церквей и в высветлениях одежд. Эти белильные линии и пятна придают всей иконе налет орнаментальности.

В живописи северных областей (Олонецкая, Вологодская, Архангельская губернии) середины и второй половины XVI в. особенно ярко выступают отдельные реалистические черты, но лишь в деталях некоторых бытовых эпизодов, архитектуры, утвари, одежд и лиц. Тип Богоматери в иконе «Взыграние Младенца» (ГТГ) чисто крестьянский. Лицо круглое, нижняя часть его выступает вперед, широко расставлены чуть скошенные глаза. У Младенца Христа глаза сильно навыкате. Тускло-синий чепец с белыми звездочками напоминает женский повойник из набойки. Такой же холстиной выглядит и Его белая с красными мушками рубашка.

Икона «Огненное восхождение Ильи Пророка» (ГТГ) интересна как памятник северной школы. В ней много своеобразного, непосредственного. Фигура возносящегося на колеснице Ильи заключена в большой круг. От колесницы, на которой стоит Илья, виден только огромный круг колеса, напоминающий розетку. Полна наивной выразительности фигура пророка Елисея, решительно схватившегося за конец одежды Ильи и опершегося коленом о край небесной сферы. Икона интересна и по своему цветовому оформлению. Основной цвет - густая, пламенеющая киноварь; киноварью написаны и колеса колесницы, одежда ангела, склонившегося над спящим Ильей, и крест с белильными точками. Поля иконы украшены зигзагообразным орнаментом.

На иконе «Антоний Римлянин, плывущий на камне» (ГТГ) фигура святого изображена на фоне новгородского Антониева монастыря. Архитектурные формы точно отражают реальные постройки этого ансамбля. Архитектурному пейзажу во второй половине XVI в. уделялось большое внимание. Появились даже иконы, содержащие один архитектурный пейзаж, - например, икона «Вид Троице-Сергиевой лавры» (Музей «Коломенское»). Художники второй половины XVI в.,
уделяя основное внимание предметному миру, гораздо меньше стали интересоваться образом человека. Фигуры святых во многих композициях уже не занимают главного места; из могущественных и сильных небожителей, какими их изображали прежде, они превращаются в хрупкие земные существа, просящие заступничества у бога. Например, фигура Антония Римлянина, изображенная на фоне монастыря, сдвинута к самому краю композиции, неустойчива и чрезмерно тонка. То же самое мы видим и в иконе Варлаама Хутынского с житием из Мироваренной палаты Московского Кремля (Русский музей), и в целом ряде других произведений.



Индекс материала
Курс: Русское искусство второй половины XVI - XVII вв
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РУССКИЙ ГОРОД И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО XVI ВЕКА
ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО XVI ВЕКА
ЗОДЧЕСТВО КОНЦА XVI ВЕКА
МОСКОВСКАЯ ЖИВОПИСЬ СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА
ИКОНОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА
МЕСТНЫЕ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ XVI ВЕКА
ГРАВЮРА XVI ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, ИКОНОПИСЬ И КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVII вв.
ШИТЬЕ КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVII вв.
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ XVI - НАЧАЛА XVII вв.
РУССКИЙ ГОРОД XVII ВЕКА
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVII ВЕКА
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО КОНЦА XVII ВЕКА
РЕЗЬБА И СКУЛЬПТУРА XVII ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ИКОНОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ИКОНОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО МОСКОВСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ XVII ВЕКА
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ
ЛИЦЕВОЕ И ДЕКОРАТИВНОЕ ШИТЬЕ XVII ВЕКА
Все страницы