Курс: Русское искусство второй половины XVI - XVII вв - ЛИЦЕВОЕ И ДЕКОРАТИВНОЕ ШИТЬЕ XVII ВЕКА

ЛИЦЕВОЕ И ДЕКОРАТИВНОЕ ШИТЬЕ XVII ВЕКА

Много прекрасных произведений вышло в XVII в. из рук мастериц-златошвей Царицыной мастеровой палаты. В эту мастерскую тщательно отбирали самых одаренных вышивальщиц, которые выполняли сложнейшие вышивки золотом, серебром, шелками, жемчугом и самоцветами по рисункам знаменщиков Золотой и Серебряной палат. Число мастериц Царицыной мастерской палаты возрастало в связи с потребностями дворцового быта, и если в первой четверти XVII в. их было всего 26, то к концу его число мастериц увеличилось до 87. Великолепный образец шитой одежды, где лицевые изображения имеют чисто декоративный характер, - саккос патриарха Никона 1655 г. (Оружейная палата), сплошь покрытый вышивкой, с фигурами пророков и святых. Жесткая, сходная с металлом золотая поверхность зашита плотным швом «в прикреп», обычным для XVII в. геометрическим узором. Шитые шелками лица пророков как бы выглядывают в прорезанные в металле отверстия, их распластанные фигуры, в одеждах без складок, расположенные в
одной плоскости с фоном, обведены по контуру жемчугом и сливаются в один узор с обрамляющими их жемчужными кругами, украшенными цветами, также шитыми жемчугом.

Другой памятник роскошного шитья этого времени - клобук патриарха Никона, с фигурами святых в рост на воскрыльях - напоминает иконы в богатых металлических окладах. Сходство это подчеркивается окаймляющими изображения прямоугольными рамками из крупных драгоценных камней, чередующихся с золотыми запонами.

Строгановские мастерские дали много роскошных памятников золотного шитья. Для строгановской школы 1650-1660-х гг. характерно монументальное шитье - большие покровы, большие, сплошь золотые пелены. Расширение строгановского златошвейного дела в третьей четверти
XVII в. связано с деятельностью Анны Ивановны, второй жены Дмитрия Андреевича Строганова, которая руководила работой мастерских, будучи сама искусной художницей-вышивальщицей.
Последним значительным произведением этого периода является покров с изображением Сергия Радонежского с житием, вложенный Анной Ивановной Строгановой в Троице-Сергиев монастырь после смерти мужа, в 1671 г. Покров шит золотой и серебряной нитью, богато украшен жемчугом, драгоценными камнями и золотыми запонами.

В декоративное шитье второй половины XVII в. графические, плоские стилизованные узоры сменяются пышным рельефным орнаментом. Налицо стремление к передаче узоров в объемных, пластических формах. Характерно обилие жемчуга, золота и серебра, рельефный рисунок нередко напоминает чеканные металлические узоры. Не случайно шитье золотой и серебряной нитью по высокому настилу называлось шитьем «на чеканное дело». О высоком качестве работ «злотошвей» «Царицыной мастерской палаты» дают представление исключительные по красоте и мастерству исполнения вещи: санные полости, чепраки, седла, ширинки, замечательное по работе полотенце патриарха Адриана, подаренное ему в 1696 г. царицей Прасковьей Федоровной, с золотым кружевом, расшитым жемчугом и изумрудами (Оружейная палата), оплечья фелоней, саккосов и стихарей.

Шитые металлической нитью рельефные украшения на одеждах, порою, окончательно утрачивают сходство с шитьем: крупные двуглавые орлы, шитые золотой нитью на гладком малиновом бархате терликов (кафтанов) дворцовых возничих (Оружейная палата), настолько рельефны, блестящи и жестки, что с трудом верится, что они выполнены иглой, а не чеканены из металла.

Из других центров рукоделия выделяется мастерская боярыни Дашковой, где был, например, вышит прекрасный омофор для патриарха Адриана (Оружейная палата), подражавший технике и узорам аксамита.

Жемчужное шитье второй половины XVII в. напоминает иногда по своему характеру лепные украшения. На фоне, сплошь зашитом мелким жемчугом, выделяются высоким рельефом с богатой игрой светотени пышные ветки и цветы, шитые по настилу крупным жемчугом. Наиболее интересный памятник жемчужного шитья этого рода - это оплечье фелони из Новоспасского монастыря (Оружейная палата). По мастерству художественного исполнения и богатству это жемчужное шитье не имеет равных.



Индекс материала
Курс: Русское искусство второй половины XVI - XVII вв
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РУССКИЙ ГОРОД И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО XVI ВЕКА
ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО XVI ВЕКА
ЗОДЧЕСТВО КОНЦА XVI ВЕКА
МОСКОВСКАЯ ЖИВОПИСЬ СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА
ИКОНОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА
МЕСТНЫЕ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ XVI ВЕКА
ГРАВЮРА XVI ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, ИКОНОПИСЬ И КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVII вв.
ШИТЬЕ КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVII вв.
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ XVI - НАЧАЛА XVII вв.
РУССКИЙ ГОРОД XVII ВЕКА
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVII ВЕКА
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО КОНЦА XVII ВЕКА
РЕЗЬБА И СКУЛЬПТУРА XVII ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ИКОНОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ИКОНОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО МОСКОВСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ XVII ВЕКА
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ
ЛИЦЕВОЕ И ДЕКОРАТИВНОЕ ШИТЬЕ XVII ВЕКА
Все страницы