Курс: Русское искусство второй половины XVI - XVII вв - ИКОНОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА

ИКОНОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА

После завоевания Казани в 1552 г. в Московском Кремле создается икона-картина «Церковь воинствующая» (ГТГ). Икона предназначена служить украшением стены дворца, а не храма, и по своему характеру должна быть наиболее близка утраченной росписи Золотой палаты. В сложной аллегорической форме художник изобразил апофеоз Ивана Грозного. Икона - огромного размера, необычной, вытянутой по горизонтали формы. Композиция распадается на три части, образуемые тремя группами воинов. Воины двигаются по отрогам горок, переходящим в извилистые пласты земли. В средней части композиции среди пеших воинов громадная фигура на коне, с крестом в руках - византийский император Константин. За этой группой следует еще одна, возглавляемая тремя всадниками - русскими князьями Владимиром, Борисом и Глебом. По верхним и нижним отрогам идет конница, ведомая Александром Невским и Дмитрием Донским. Центр композиции несколько сдвинут влево, что усиливает впечатление стремительности движения и сосредоточивает внимание зрителя на двух фигурах - на сидящем на коне архангеле Михаиле, изображенном в фантастическом головном уборе, напоминающем перья, и на юном всаднике в воинских доспехах, с красным стягом в руке, - Иване Грозном. Этого воина три ангела венчают самым большим венцом. Венцы победоносной славы несут ангелы, летящие навстречу войску; их раздает Богоматерь, сидящая на фоне священного города (возможно, олицетворение Москвы). В другом конце композиции изображен горящий город - Казань или, по другому толкованию, Константинополь, захваченный турками.

В нижней части композиции представлена река, протекающая через водоем и такой же водоем рядом, но пересохший. Наполненный водоем есть символ Православия, пустой - католической церкви или ереси вообще.

Так называемая «Четырехчастная» из московского Благовещенского собора отличается необычайной сложностью сюжета. Вместе с тремя другими иконами («Страшный суд», «Обновление храма Воскресения» и «Страсти Господни») она была написана псковскими художниками:
Останей, Яковом, Михаилом, Якушкой и Семеном Высокий Глаголь. Икона состоит из четырех композиций: «Почи Бог в день седьмый», «Единородный Сыне», «Приидите люди» и «Во гробе плотски». Изобразительные приемы художников, писавших «Четырехчастную икону» Благовещенского собора, чрезвычайно сложны. Фигуры заполняют все пространство клейм. Композиции перегружены многочисленными деталями. Действие в этих многофигурных композициях развертывается по плоскости, что придает им декоративно-орнаментальный характер. Отдельные фигуры иконы сохраняют изящные пропорции, пластичность и грациозность произведений начала
XVI в. Особенно привлекательны фигуры ангелов в клейме «Единородный Сыне», с большими, узкими крыльями, заполняющими все свободное пространство клейма, так что золото фона просвечивает только небольшими отдельными пятнами. В композиции «Единородный Сыне» интересно аллегорическое изображение Христа, сидящего на перекладине креста в воинских доспехах, с мечом в руках; рядом - ангел, борющийся с дьяволом, птицы и звери, поедающие грешников, и смерть в виде скелета, едущего верхом на апокалипсическом звере.

В иконах «Страсти Господни» и «Обновление храма Воскресения» художники расположили изображения рядами, не отделив сцены друг от друга. Композиции перегружены изображениями палат, церквей, фигур. В целях наглядности рассказа иконописцы повторяли в одном и том же клейме по нескольку раз одну и ту же фигуру в различных позах. Композиции без соответствующих текстов мало понятны. Их сложность вызвала спор между митрополитом Макарием и священником Благовещенского собора Сильвестром, и дьяком посольского приказа, Иваном Михайловичем Висковатым. Дьяк открыто высказывал свои недоумения по поводу появления в живописи этого времени новых, сложных и непонятных изображений, не согласующихся со старыми
канонами и привычными монументально-величественными формами искусства. Висковатый протестовал против внесения в религиозную живопись «латинской ереси». Он считал невозможным писать Бога Саваофа и Христа в образе «Ангела Великого Совета» и т.д. Митрополит Макарий, ссылаясь на древние образцы (греческие и русские), наоборот, отстаивал такие изображения.
В росписи Золотой палаты Висковатого смущало то, что рядом с изображением Христа была помещена «пляшущая женка». Богословско-эстетические положения митрополита Макария восторжествовали, взгляды Висковатого были осуждены как еретические. Висковатому было предложено «о Божестве и божьих делах не испытывать». Тогда же, на соборе 1554 г., было признано, что живопись разделяется на два вида - бытийное письмо, т.е. исторические сюжеты, и притчи.

Дьяк Висковатый в своих эстетических установках был не одинок. В целом ряде икон, датируемых серединой XVI в., сохраняются простота, строгость и монументальность образов. Примером служат иконы «Иоанн Богослов в молчании» (ГТГ), «Жены мироносицы у гроба Господня» (ГТГ) и иконостасные чины (1563-1564) в верхних приделах Благовещенского собора и др.

В XVI в. среда художников усиленно пополнялась светскими мастерами, вышедшими из посадских кругов. Они вносили в церковное искусство мирские черты, наполняли евангельские и житийные сцены бытовыми чертами. Например, на иконе «Рождество Богоматери» (ГТГ) изображена люлька. Перенесение в иконографию бытовых элементов стало довольно обычным явлением в искусстве XVI в.



Индекс материала
Курс: Русское искусство второй половины XVI - XVII вв
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РУССКИЙ ГОРОД И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО XVI ВЕКА
ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО XVI ВЕКА
ЗОДЧЕСТВО КОНЦА XVI ВЕКА
МОСКОВСКАЯ ЖИВОПИСЬ СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА
ИКОНОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА
МЕСТНЫЕ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ XVI ВЕКА
ГРАВЮРА XVI ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, ИКОНОПИСЬ И КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVII вв.
ШИТЬЕ КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVII вв.
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ XVI - НАЧАЛА XVII вв.
РУССКИЙ ГОРОД XVII ВЕКА
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVII ВЕКА
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО КОНЦА XVII ВЕКА
РЕЗЬБА И СКУЛЬПТУРА XVII ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ИКОНОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ИКОНОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО МОСКОВСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ XVII ВЕКА
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ
ЛИЦЕВОЕ И ДЕКОРАТИВНОЕ ШИТЬЕ XVII ВЕКА
Все страницы