Курс: Русское искусство второй половины XVI - XVII вв - ГРАВЮРА XVI ВЕКА

ГРАВЮРА XVI ВЕКА

Гравюра на дереве появляется на Руси в середине XVI вместе с книгопечатанием. Русская гравюра на дереве вошла в национальную культуру как составная часть книги, что отличает ее от гравюры на Западе. В гравюре XVI в. были испробованы иные приемы, чем в живописи, и она была гораздо больше проникнута светским духом.

В 1550-х гг. царь Иван Грозный имел своего «мастера печати книг» Марушу Нефедьева, которого он в 1556 г. посылал в Новгород с неким «умеющим резать резь всякую» Васюком Никифоровым. Термин «резь» применяется ко всякой «резьбе», в том числе к скульптурной из камня и металлической («обронной», дающей выпуклые плоские рисунки или надписи). От этого времени сохранилось шесть книг, напечатанных на бумаге подвижными литерами, отлитыми по вырезанному выпукло образцу. Техника их набора еще очень несовершенна, но технология печати весьма своеобразна. Указания на год выпуска и имя мастера отсутствуют, почему они условно называются «безвыходными» или анонимными изданиями. На некоторых экземплярах имеются дарственные надписи 1559, 1562, 1564 гг.

В анонимной типографии применялись совершенно оригинальные приемы печатания книг в две краски - красной и черной. Книги печатались в два цвета с одной покрытой двумя красками формы (на Западе для печатания каждой краской изготовлялась отдельная форма). Так напечатаны в конце 1550 - начале 1560-х гг. четыре книги (два разных издания Евангелия, одна Псалтирь и частично Триодь). Они обильно украшены заставками, маргиналиями, инициалами и заглавными строками («вязью»), выполненными гравюрой на дереве. Заставки первых русских печатных книг, представлявшие собою белый узор листвы на черном фоне, часто раскрашивались.

Иван Федоров был привлечен Иваном Грозным к типографскому делу в 1563 г., как об этом говорит сам Федоров в послесловии к «Апостолу» 1564 г. Это первая из напечатанных Федоровым книг (долгое время считавшаяся вообще первой напечатанной в Москве) имеет точную дату выхода в свет. Печатная техника Ивана Федорова близка приемам, впервые использованным в издании анонимной Триоди. Он печатает книги в два цвета, пользуясь уже двумя прогонами одной или двух печатных форм. Заставки «Апостола» выполнены самим Федоровым и представляют тонко проработанный лиственный убор в характерном для московских рукописных заставок широком прямоугольнике. Это выдающиеся по своему художественному качеству и техническому мастерству произведения старопечатного орнамента русской книги.

В 1565 г. Иван Федоров напечатал два почти идентичных «Часовника» (или «Часословца») с заставками другого типа, которые приближаются к так называемой арабеске, часто встречающейся в прикладном искусстве и декоративных росписях. Вскоре он с помощником Мстиславцем уехал из Москвы в Литву, и его дальнейшая деятельность принадлежит истории литовского и украинского искусства. Федоров взял с собой все свои гравюры, которые использовались в типографии Львова вплоть до середины XVIII в.

Безупречно владея резцом гравера, Иван Федоров создал заставки необыкновенной свежести и разнообразия, поражающие богатством декоративной фантазии. Федоров знал западную гравюру и книгу, самостоятельно и творчески перерабатывает образцы Возрождения. Заставки «Апостола» произвели большое впечатление на современников. Им подражала и группа мастеров, продолжавших работать в ранней «анонимной» типографии, выпустившей около 1565 г. третье по счету московское Евангелие. Находили они очень заметный отзвук также и во многих выполненных от руки заставках рукописных книг.

Дело Ивана Федорова в Москве продолжалось его учениками. Никифор Тарасиев и Андроник Тимофеев - Невежа в 1568 г. напечатали в Москве шрифтом «Апостола» Псалтирь небольшого формата с гравюрой, изображающей царя Давида во дворце. Гравюра Псалтири 1568 г. мастера Невежи имеет ряд черт, общих с миниатюрами «Царственного летописца», выполнявшимися в эти же годы в Москве. Вторично Псалтирь была издана в 1577 г. в Александровской слободе, где Иван Грозный, после сожжения Москвы татарами в 1571 г., вновь открыл типографию. В этой второй так называемой «Слободской Псалтири» помещено изображение царя Давида, в котором можно отметить известную близость с Лукой из «Апостола» 1564 г., однако оно носит более условный характер и ниже по качеству.

Андроник Невежа развил энергичную деятельность с 1589 г., когда типография вновь возродилась в Москве. Для своих изданий он, порой, варьировал доску одной и той же заставки, перерезая ее, удаляя черный фон и ставя на ней свои инициалы. Лучшей гравюрой Андроника Невежи является гравюра с изображением апостола Луки, выполненная для издания «Апостола» 1597 г., представляет собой чисто декоративное подражание Луке Ивана Федорова 1564 г.

Сын Андроника, Иван Невежа, напечатал несколько книг в 1602-1612 гг. В двух изданиях - Псалтири и «Апостоле» - повторены оттиски с гравюр прежних изданий Андроника, причем в переиздании «Апостола» срезана подпись мастера. Иван Невежа обращает свое главное внимание на заставки, усложняя их, превращая прежнюю «старопечатную» листву в более прозрачное и мелкое узорочье. В этом процессе измельчания декоративных элементов нетрудно отметить параллелизм с аналогичным процессом в живописи, в которой в это время процветала строгановская школа и создавались миниатюры такого ювелирно-каллиграфического мастерства, как «Ананьинское Евангелие» (ОР РГБ, М., 8644).

В области печатной графики строгановская школа также создала выдающийся по качеству памятник - Евангелие 1606 г., напечатанное в Москве Онисимом Михайловым - Радишевским. Гравюры и заставки Евангелия 1606 г. и украшения изданного Радишевским «Устава» 1610 г. отличаются выдающимся декоративным мастерством. Контуры усложнены чередованием параллельных черточек или точек, вся гравюра уподобляется кружеву.



Индекс материала
Курс: Русское искусство второй половины XVI - XVII вв
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РУССКИЙ ГОРОД И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО XVI ВЕКА
ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО XVI ВЕКА
ЗОДЧЕСТВО КОНЦА XVI ВЕКА
МОСКОВСКАЯ ЖИВОПИСЬ СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА
ИКОНОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА
МЕСТНЫЕ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ XVI ВЕКА
ГРАВЮРА XVI ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, ИКОНОПИСЬ И КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVII вв.
ШИТЬЕ КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVII вв.
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ XVI - НАЧАЛА XVII вв.
РУССКИЙ ГОРОД XVII ВЕКА
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ВТОРОЙ И ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVII ВЕКА
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО КОНЦА XVII ВЕКА
РЕЗЬБА И СКУЛЬПТУРА XVII ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ИКОНОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ И ИКОНОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО МОСКОВСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ XVII ВЕКА
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО МЕСТНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ
ЛИЦЕВОЕ И ДЕКОРАТИВНОЕ ШИТЬЕ XVII ВЕКА
Все страницы