Курс: Искусство Древней Руси XIV - первой половины XVI вв - Живопись, графика и скульптура начала XVI в.

Живопись, графика и скульптура начала XVI в.

Наиболее значительный памятник живописи начала XVI в. ? стенопись Благовещенского собора Московского Кремля. Благовещенский собор был расписан в 1508 г. сыном Дионисия Феодосием с «братиею». Отличительной особенностью росписи Благовещенского собора являются многочисленные сцены из Апокалипсиса. В содержании композиций росписи Благовещенского собора нашла отражение злободневная для рубежа веков тема преемственности власти московских князей от князей киевских, а через них ? от византийского императора. На стенах и столбах изображены византийские императоры (Константин, его мать Елена, Михаил, Феодора, Ирина) и русские князья: Владимир Киевский, Ярослав Мудрый, Борис и Глеб, княгиня Ольга, Михаил Черниговский с боярином Федором, Александр Невский, ярославские князья ? Федор, Константин и Василий, московский князь Дмитрий Иванович Донской и его сын Василий Дмитриевич. Фигуры святых на столбах и стенах собора, расположенные среди многофигурных композиций, величественны и полны внутреннего достоинства. Одежды, украшенные богатым орнаментом, поражают своей роскошью. Колорит стенописи светлый и праздничный. Горки и здания написаны светлыми зелеными, палевыми и розовато-сиреневыми тонами, одежды - более насыщенным темно-пурпурным, красновато-коричневым, лиловым, дымчато-синим и желтым. Отдельные пятна киновари, чуть разбавленной охрой, производят впечатление огненных вспышек. В некоторых частях собора Феодосий прибегает к синим фонам, сделав это очень продуманно в целях достижения органической связи композиции росписей с архитектурными формами.

Роспись Благовещенского собора была выполнена многими художниками. Феодосию принадлежат следующие композиции алтаря: «Евхаристия», «Преломление хлеба апостолом Петром», «Смерть Анания и Сапфиры», «Омовение ног», «Тайная вечеря», «Распятие с разбойниками», «Сошествие во Ад», а также композиции на северо-западном и юго-западном столбах, среди которых хорошо сохранились «Преполовение», «Изведение Петра из темницы», «Изгнание торговцев из храма», «Чудо архангела Михаила в Хонех». Кисти Феодосия принадлежит и композиция «Сорок мучеников севастийских» на своде в северо-западном углу, под хорами. Во всех этих композициях поражают смелость, легкость, уверенность линии, которой он охватывает всю фигуру, с большой наблюдательностью передавая движение и жесты.

Московская школа иконописи XVI в. восходит к творчеству Дионисия Икона «Св. Владимир, Борис и Глеб» с житийными клеймами (ГТГ) напоминает житийные иконы митрополитов «Петра и Алексея», приписываемые Дионисию. Но здесь монументальность и лаконизм художественного языка уступили место нарочитой декоративности замысла, светская пышность сменяет эпическую возвышенность настроения.

К иконам 1530-х гг. относятся «Лествица райская Иоанна Лествичника», «Видение Евлогия», «Притча о хромце и слепце» (все ? Русский музей). В притче под видом слепца и хромца изображены духовные пастыри, приставленные стеречь сад Христов, а вместо этого сами расхищающие его. «Лествица райская» в иносказательной форме порицает недостойные нравы и поступки монахов. Близок по морали и сюжет иконы «Видение Евлогия». Все памятники сходны по идейному замыслу с литературными приемами публицистических сочинений.



Индекс материала
Курс: Искусство Древней Руси XIV - первой половины XVI вв
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Новгородское зодчество XIV-XV вв.
Монументальная живопись, иконопись, книжная миниатюра и прикладное искусство Новгорода XIV в.
Новгородская иконопись XV в.
Зодчество Пскова XIV?XV вв.
Псковская монументальная живопись, иконопись и книжная миниатюра XIV?XV вв.
Искусство Твери XIV-XV вв.
Каменное зодчество московского княжества XIV - начала XV вв.
Искусство великокняжеской Москвы XIV в.
Андрей Рублев и его школа
Московская живопись, шитье и скульптура первой половины XV в.
Прикладное искусство великокняжеской Москвы
Каменное зодчество второй половины XV в.
Дионисий и его школа
Зодчество первой половины XVI в.
Крепостное зодчество конца XV ? начала XVI вв.
Живопись, графика и скульптура начала XVI в.
Книжная миниатюра XVI в.
Скульптура и резьба XVI в.
Шитье ХVI в.
Прикладное искусство второй половины ХV - ХVI вв.
Все страницы