Курс: Искусство Древней Руси XIV - первой половины XVI вв - Скульптура и резьба XVI в.

Скульптура и резьба XVI в.

Дерево в XVI в. остается основным материалом скульптуры. Наиболее распространенные ее виды - барельефная икона. Статуи встречаются редко; допустимость их в церковном обиходе вызывала сомнение. В 1540 г. в Псков были привезены «с иныя земли» статуи Николая Чудотворца и Парскевы Пятницы, которые были приняты жителями за «болванное поклонение». Одна из них сохранилась ? это Никола Можайский (Псковский художественный музей). Высота ее 1 м 74 см. Фигура не имеет ничего общего с круглой, объемной скульптурой. Руки Николы распростерты, в одной из них пятиглавый храм, в другой ? меч. Совершенно плоскостно трактованная фелонь за спиной Николы образует фон, на котором фигура выступает невысоким рельефом. Еще более плоскостно трактованы мужские фигуры на новгородском амвоне, называемом иначе «Халдейской пещью» (Русский музей). Этот амвон обычно использовался в представлениях действа о трех отроках в пещи огненной. Амвон был поставлен архиепископом Макарием в новгородский Софийский собор в 1533 г. Высота его 2,31 м, диаметр ? 1,95 м. Он имеет вид круглого полого столба, украшенного плоской резьбой и поясными иконописными изображениями святых в киотцах. Трехъярусный верх с глухими, сплошь покрытыми резьбой стенками поддерживают на руках и головах двенадцать мужских фигур, пластика которых выражена крайне слабо.

Наиболее ярким примером древнерусской рельефной резьбы является «Царское место», или «Мономахов трон», (1551) из Успенского собора Московского Кремля. В нижней своей части он имеет форму куба, верх в виде шатра, опирающегося на столбики. Боковые стенки  покрыты рельефными композициями на тему легенды о происхождении шапки и барм Владимира Мономаха от византийских императоров. Великий князь киевский Владимир Мономах представлен в образе царя XVI в., а княжеская дружина - в образе бояр. Рельеф клейм очень низкий, он выполнен в двух плоскостях. Ножками Царского места служат фигуры четырех лежащих зверей. Шатровый верх, с прорезными кокошниками и острыми фронтонами у основания, завершается двуглавым орлом на шпиле. В резных орнаментах шатра соединилось все богатство и разнообразие художественных мотивов эпохи. По подзору карниза шатра и на дверцах вырезан вязью текст, иллюстрированный в клеймах. Первоначально все выпуклые части резьбы были покрыты золотой краской, фон - синей и красной. Формы и характер орнаментальной резьбы царского места повторяются в других моленных местах XVI в.: митрополичьем и царском новгородского Софийского собора, напрестольной сени XVI в. церкви Гребневской Богоматери (Музей «Коломенское»).

Близкую стилистическую аналогию рельефным клеймам царского места 1551 г. можно найти в резных раках Зосимы и Савватия Соловецких (вторая половина XVI в.). Из них лучше сохранилась рака Зосимы Соловецкого с вкладной резной надписью 1566 г. (ГТГ). Шестнадцать резных клейм с изображением жития Зосимы расположены четырьмя группами по четыре клейма и обрамлены рамами с орнаментом, тисненным по левкасу. Фигуры в клеймах - стройные, изящные, однако в них нет живости и мягкости линий. На верхней крышке раки расположена фигура Зосимы, исполненная высоким рельефом и вырезана из отдельного куска.

Для орнаментальной резьбы XVI в. характерны мелкие узоры с беспрерывным запутанным орнаментом. В такой резьбе выступающие части узора остаются в плоскости первоначальной поверхности обрабатываемого куска дерева. В этом стиле исполнены резные Царские врата (1562) из церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского работы монаха Авраамиева монастыря Исайи, Царские врата приделов Федора Стратилата и Сергия из Кирилло-Белозерского монастыря и др.

В каменной скульптуре и резьбе XVI в. также господствует плоскостной рельеф. На стене коломенского кремля сохранился каменный рельеф 1525?1530 гг. с изображением в человеческий рост Богоматери с Младенцем и Иоанна Богослова. Характер фигур, вписанных в арку, типы лиц и сравнительно плоская трактовка форм напоминают современные рельефу русские иконы и говорят об авторстве русского мастера, испытавшего влияние ермолинской школы. Еще более плоскостно трактован так называемый «Чудный» каменный крест, поставленный в 1547 г. в Новгороде на мосту через Волхов.

Из произведений мелкой пластики начала XVI в. можно отметить резную костяную иконку (6,2 х 5,5 см) «Сошествие во Ад» (ГТГ). Она замечательна своим пластическим лаконизмом, предельной ясностью и четкостью форм. В центре композиции, на фоне огромного круга небесной сферы, вырезана стройная фигура Христа, наклоненная к Адаму и как бы повторяющая своим контуром линии овала иконки и кругов небесной сферы. Головы моделированы при помощи мягкой светотени, волнистый рельеф горок едва намечен. Скульптор тонко подчеркнул центральную ось композиции, расположив внизу врата ада, поставленные в виде буквы «X», и вверху, в замке арки, полукруг неба.

В целом в произведениях пластики XVI в. наблюдается та же эволюция стиля, что и в живописи этого времени. Ясная обозримость композиций, изящество фигур, плавность линий, замедленность движений сменяются перегруженностью композиции отдельными деталями, преувеличенной подвижностью фигур, обилием бытовых подробностей.



Индекс материала
Курс: Искусство Древней Руси XIV - первой половины XVI вв
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Новгородское зодчество XIV-XV вв.
Монументальная живопись, иконопись, книжная миниатюра и прикладное искусство Новгорода XIV в.
Новгородская иконопись XV в.
Зодчество Пскова XIV?XV вв.
Псковская монументальная живопись, иконопись и книжная миниатюра XIV?XV вв.
Искусство Твери XIV-XV вв.
Каменное зодчество московского княжества XIV - начала XV вв.
Искусство великокняжеской Москвы XIV в.
Андрей Рублев и его школа
Московская живопись, шитье и скульптура первой половины XV в.
Прикладное искусство великокняжеской Москвы
Каменное зодчество второй половины XV в.
Дионисий и его школа
Зодчество первой половины XVI в.
Крепостное зодчество конца XV ? начала XVI вв.
Живопись, графика и скульптура начала XVI в.
Книжная миниатюра XVI в.
Скульптура и резьба XVI в.
Шитье ХVI в.
Прикладное искусство второй половины ХV - ХVI вв.
Все страницы