Курс: Искусство Древней Руси XIV - первой половины XVI вв - Шитье ХVI в.

Шитье ХVI в.

В лицевом шитье XVI в. появляются новые черты. Мастерицы стремятся достигнуть особой пышности и богатства и в большом количестве употребляют золотые нити, жемчуг, драгоценные камни. Золото теперь применяется не как самостоятельное цветовое пятно, а как драгоценный материал, который добавляется к шелковым цветным нитям. Мягкие шелковые нити, смешанные с металлическими, становятся жесткими, и ими уже нельзя прошивать ткань насквозь. Поэтому их натягивают рядами поверх материи и прикрепляют к ней стежками другой шелковой цветной ниткой (шитье «в прикреп»). Стежки, расположенные в определенном порядке, дают многообразные узоры, и в этом мастерицы достигают изумительного совершенства.

В ХVI в. получают широкое распространение покровы с отдельными фигурами в полный  рост. Значительным произведением этого рода является покров Сергия Радонежского (1525), вложенный в Троице-Сергиев монастырь великим князем Василием III (Сергиев-Посадский музей). Фигура Сергия, шитая на лазоревой узорной альянской камке, отличается подчеркнуто плоскостным характером. Графически трактованный лик лишен индивидуальных черт. Черные линии, отмечающие складки одежды, совершенно не соответствуют строению тела. Пелена обрамлена шитой золотом и жемчугом надписью, выполненной вязью, благодаря чему надпись уподобляется орнаменту.

Близка по стилю небольшого размера пелена с изображением прп. Сергия в житии с надписью о вкладе 1525 г. великого князя Василия Ивановича III и супруги его Соломонии, просящих о даровании им наследника (Сергиев-Посадский музей). В центре изображена сцена явления Богоматери Сергию и Никону, в клеймах по кайме - праздники и отдельные святые. Фигуры, еще сохраняющие дионисьевскую удлиненность пропорций, застыли в торжественной неподвижности. Они как бы скованы тяжелыми, шитыми золотом одеждами. Шитье исполнено цветными шелками и золотом, украшено драгоценными камнями и крупным жемчугом.

Этой пелене близка по стилю замечательная по изяществу рисунка и красочным сочетаниям плащаница 1531 г. Аграфены Челядниной (ГИМ, № 54680). В центре ее ? изображение надгробного плача, в двадцати четырех клеймах по кайме ? евангельские сцены и отдельные фигуры. Плащаница шита по шелку дымчато-лилового цвета голубыми, красными и зелеными шелковыми нитями, волоченым и крученым серебром и золотом. Вкладная надпись выполнена вязью.

В столичном лицевом шитье середины XVI в. намечаются два направления. Первое связано с мастерской царицы Анастасии Романовны, второе - с мастерской Евфросинии Старицкой, жены князя Андрея Старицкого, претендента на царский престол. Многочисленные вклады Анастасии Романовны, сохранившиеся в Суздале, Переславле-Залесском, Троице-Сергиевом и Псково-Печерском монастырях исполнялись в ее мастерской. Здесь, прежде всего, следует упомянуть еще один покров на гроб Сергия с надписью о вкладе в 1557 г. (Сергиев-Посадский художественный музей). Простая, величественная композиция изображает Голгофский Крест. Над ним летят два плачущих ангела. На втором плане ? стена с простым орнаментом в виде четырехконечных крестов в квадратах. Покров шит исключительно цветными шелками в приглушенных мягких тонах: коричневом, красном, желтом, лиловом, синем, голубом, зеленовато-сером.

Лишена золота, серебра и драгоценных камней и пелена Псково-Печерского монастыря, шитая, по преданию, самой царицей. Здесь изображено несение Христа в погребальных пеленах. Гроб представлен стоящим в вертикальном положении и напоминает вход в пещеру. На втором плане композиции видна стена с высокими башнями, часто встречающимися в миниатюрах второй половины XVI в. В трактовке стройных, высоких фигур святых все еще слышатся отзвуки искусства дионисиевской поры. Движения величественны и ритмичны, жесты сдержанны.

Иным характером отличается шитье мастерской Старицких. Работы, выполнявшиеся по заказу Старицких, так же как и работы, сделанные для царицы, несомненно, были связаны с лучшими московскими художниками и мастерицами. Сохранились образцы шитья с надписями о вкладе Старицких, датированные 1558?1561 гг. Плащаница 1561 г. в музее Троице-Сергиевой лавры ? наиболее яркий памятник этого круга. В центре ее ? обычная для плащаницы композиция надгробного плача, по кайме в кругах ? святые, вверху, в центре ? Троица, внизу ? Знамение и исполненные вязью литургический и летописный тексты. Фигуры святых ? крупные, грузные, в них нет спокойствия и величия образов, характерных для шитья царицыной мастерской. Стремясь придать изображению большую выразительность и трагичность, художник преувеличивает движения фигур. Отсюда ? некоторая неестественность поз перегнувшихся к гробу Никодима, Иоанна Богослова и Иосифа Аримафейского. Более правдиво передана Мария Магдалина и сидящая на низенькой скамеечке у головы Христа Богоматерь. По технике шитья, богатству узора и подбору цветных шелков плащаница представляет собой одно из наиболее совершенных произведений своего времени. Здесь мы видим шитье и шелком, и золотом, и серебром «в прикреп», сложный геометрический и растительный орнамент, орнамент, напоминающий рисунок западных и восточных тканей, одежды, шитые гладью шелком, с широкими живописными пробелами. Красочная гамма ? мягкая и в то же время звучная; она искусно построена на тонких переливах малинового, лазоревого, светло-палевого, багряного, светло-зеленого, коричневого, белого тонов, золота и серебра.

От XVI в. сохранились образцы чисто орнаментального шитья. Это образцы, выполненные в подражание тканному делу, орнаментам тканей. К ним относится зарукавье фелони (ГИМ), шитое мелким орнаментом по лиловой тафте серебром и золотом, с деталями малинового и зеленого шелка. В таком же стиле шито по красному атласу золотом и серебром оплечье другой фелони (ГИМ) и целый ряд близких им образцов.



Индекс материала
Курс: Искусство Древней Руси XIV - первой половины XVI вв
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Новгородское зодчество XIV-XV вв.
Монументальная живопись, иконопись, книжная миниатюра и прикладное искусство Новгорода XIV в.
Новгородская иконопись XV в.
Зодчество Пскова XIV?XV вв.
Псковская монументальная живопись, иконопись и книжная миниатюра XIV?XV вв.
Искусство Твери XIV-XV вв.
Каменное зодчество московского княжества XIV - начала XV вв.
Искусство великокняжеской Москвы XIV в.
Андрей Рублев и его школа
Московская живопись, шитье и скульптура первой половины XV в.
Прикладное искусство великокняжеской Москвы
Каменное зодчество второй половины XV в.
Дионисий и его школа
Зодчество первой половины XVI в.
Крепостное зодчество конца XV ? начала XVI вв.
Живопись, графика и скульптура начала XVI в.
Книжная миниатюра XVI в.
Скульптура и резьба XVI в.
Шитье ХVI в.
Прикладное искусство второй половины ХV - ХVI вв.
Все страницы