Курс: Искусство Древней Руси XIV - первой половины XVI вв - Книжная миниатюра XVI в.

Книжная миниатюра XVI в.

История миниатюры XVI в. открывается Евангелием 1507 г. (ГПБ, Погодинское собрание, 133). Его иллюстрировал Феодосий для боярина Ивана Ивановича Третьякова, казначея Московского Кремля.

Изящество рисунка, фигур, мягкость и нежность красочных сочетаний, изысканность и роскошь орнаментов отличают четыре миниатюры Евангелия с изображением сидящих и пишущих евангелистов на фоне зданий или горок, обрамленных арками, украшенными тончайшим, необычайно разнообразным орнаментом. Одежды евангелистов светло-голубых, блеклых желто-зеленых светло-розовых с фиолетовыми рефлексами и сиреневых тонов. Окраска зданий еще более светла и нежна. Нимбы ? белые с золотистыми завитками. Тонкой золотой штриховкой покрыты сидения, скамеечки, столики. Звучными, но не яркими пятнами выделяются красные подушки на сидениях. Отдельные небольшие предметы, как, например, синяя чернильница, сверкают на позолоченном столике, подобно драгоценному сапфиру. Как бы подчеркивая изящество и мягкую живописность фигур и пейзажей, художник для контраста густо залил резкими красками фоны, поземы и арки, обрамляющие композицию, придав им блеск эмалевой поверхности и покрыв тончайшим золотым узором. Своеобразны капители винтообразных колонок на миниатюре с изображением Иоанна Богослова и Прохора. Они украшены фигурками барашков, головы которых обращены в разные стороны. Эта великолепная рукопись изобилует изысканными по рисунку и цвету заставками. Даже шелковые прокладки перед большими миниатюрами обрамлены орнаментальными рамками.

Миниатюры Феодосия 1507 г. вызвали много подражаний. Наиболее значительны миниатюры Евангелия 1531 г., написанного иноком Троице-Сергиевой лавры Исааком Биревым (РГБ, М., 8659). Здесь изображения евангелистов также имеют великолепные арочные обрамления, а фоны покрыты сплошным узором. Однако мягкая живописность миниатюр Феодосия уступила здесь место сухости, дробной разработке красочной гаммы, пестроте узора, обилию золота.

Иллюстрированный текст «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова был написан в Новгороде в 1542 г. в мастерской новгородского митрополита Макария. Текст был вставлен в августовский том макарьевских Четьих Минейуже в Москве в 1552 г. (ГИМ, Патр. 987). Миниатюры трактованы в двух манерах. Одни из них исполнены в иконописном стиле, путем корпусного наложения краски (фигура Козьмы Индикоплова, Голгофский крест с поясными изображениями святых в кругах), другие (с изображением подвигов Царя Давида) нарисованы тонкой черной линией и расцвечены акварелью в приплеск, с оставлением в световых местах незакрашенных пятен белой бумаги. Особенно интересна миниатюра с музыкантами, играющими на всевозможных инструментах. Из новгородской мастерской митр. Макария вышла также рукопись «Жития Нифонта» 1530-х гг. (ГИМ, М. 340). Миниатюры тонкого, изящного рисунка исполнены легкой акварелью в нежных тонах. Они небольшого размера и представляют единое декоративное целое с текстом. Орнамент заставок ? травы на золотом фоне и кресты, вписанные в простейшие геометрические формы на голубом фоне. Цветовая гамма блеклая, в ней доминирует охра всех оттенков: зелень с охрой, розовая с охрой, сиреневая с охрой.

К 1520?1530-м гг. относятся прекрасные миниатюры «Христианской топографии» (РГБ,
М. 102). Интересны миниатюры пейзажного характера. Среди последних особенно примечательна миниатюра на л. 49 с надписью «Земля об ону [по ту] страну океяна». На фоне золотого неба высится земля в виде огромной желтовато-розовой скалы с уступами, расщелинами и редкой растительностью. В верхнем левом углу ? солнце ? красный круг с лицом человека в профиль; ниже, справа, вторично изображено солнце, уходящее за скалу. У подножия скалы океан ? голубой продолговатый четырехугольник с белыми волнами. Ниже такой же четырехугольник желтоватого цвета, воспроизводящий, по-видимому, берег. Все миниатюры исполнены в живописной манере густой темперой на золотом фоне и обрамлены орнаментальными рамками.

Лицевые рукописи XVI в. исключительно богаты орнаментом. Художники здесь используют, претворяя по-новому, орнаменты русских рукописей домонгольского периода, орнаменты сербские, болгарские, иранские, итальянские, армянские и др. Большое развитие получает многообразный растительный орнамент. Как пережиток, утративший внутренний смысл, встречается тератологический орнамент. Он становится тяжелым, сухим, нарочитым. Звери и человеческие фигуры, трактованные объемно, уже не составляют единого целого с переплетающимися плоскими лентами. Мотивы, заимствованные из реального растительного мира, мастер превращает в сложные узоры заставок, заглавных букв, обрамлений страниц. Как пример можно привести Евангелие
1544 г. Боголюбова монастыря.

Наиболее интересным произведением миниатюрной живописи второй половины XVI в. является иллюстрированная летопись, лицевой летописный свод, датируемый 1560?1570-ми гг. Разрозненные тома этого свода сохранились в различных библиотеках России. Дошедшие до нас части содержат около 10 тысяч листов и около 16 тысяч миниатюр. Лицевой летописный свод представляет собой список Никоновской летописи ? официальной летописи Русского государства, составленной в середине XVI в. Формат рукописи лицевого свода ? в полный развернутый лист. Миниатюры с небольшим текстом под ними занимают всю страницу. Повествовательный характер текста заставлял художника, иллюстрировавшего его, на одной миниатюре изображать одновременно несколько последовательных событий, происходящих в разных местах. Фигуры людей кажутся подвижными, но характеризованы несколько однообразно. Разновременные исторические события художник изображает в одинаковой обстановке, приближенной к той, в которой он жил и работал, вне зависимости от того, к какому времени, народу и стране изображаемые события относятся. Миниатюры шести томов этого свода, иллюстрирующие события из русской истории, насыщены военными и жанровыми сценами, в них фигурируют мотивы, непосредственно почерпнутые из окружающей действительности, и ряд любопытных бытовых черт. Миниатюры выполнены в графической манере, сплошной, непрерывной линией. Рисунки подцвечены несколько небрежно, тусклой, жидкой акварелью: серой, желтой, голубой, зеленой. Том, посвященный царствованию Ивана Грозного, получил название «Царственной книги» (ГИМ, Патр. 149). В ней имеются и незаконченные миниатюры. Часть из них сделана только карандашом, часть ? пером.

Среди миниатюр «Жития Николая Чудотворца» (РГБ, М. 15) Николы имеются многочисленные пейзажи с городами на переднем плане и в глубине, реками и морями, с плывущими вдаль кораблями. Однако миниатюрист с точки зрения реалистической трактовки пространства, не совсем последователен. Так, если сцена, происходящая на втором плане композиции, по содержанию является главной, то художник выделяет ее большим размером, как центральную композицию в иконах. Другим примером использования старых традиций служит миниатюра из «Слова Иоанна Богослова», где на фоне многочисленных зданий, трактованных часто по законам прямой линейной перспективы, представлена сцена прощания собравшихся апостолов с Богоматерью. На миниатюрах и иконах более раннего периода на эту же тему архитектурный фон и фигуры художник обычно изображал в условной форме. Поэтому вся композиция не имела в себе ничего противоречивого и воспринималась как органическое целое. Здесь же город изображен настолько реально, что сцена, по своему содержанию требовавшая интерьера, кажется вынесенной на улицу города и в силу этого лишенной внутренней логики.

Во второй половине XVI в. все большее значение приобретает иллюстрированная светская книга. Замена пергамена бумагой, произошедшая еще в XV в., позволяет мастерам XVI в. использовать в миниатюре новые технические приемы, приемы чистой графики. На характере рисунка миниатюр ? и особенно на орнаментации рукописей ? отражается и получающая распространение в XVI в. книжная ксилография.

В книжном орнаменте этого времени главную роль играет заставка. Мотивы плетения ? жгуты, плетение в прямую клетку, ленты, круги, бесконечная восьмерка и ремни, с очень пестрой, но гармоничной раскраской, в которой преобладают красный, желтый и зеленый тона. Красочные пятна плетения смягчены наведенными на них белыми точками, крестиками и зигзагами. Богатейшее сочетание самых разнообразных мотивов сложного красочного плетения пестрой, но очень гармоничной расцветки дает рукописный «Апостол» начала XVI в. (ГИМ., Чуд. 46).

Орнамент сложного пестрого плетения, характерный для рукописей первой половины XVI в., в роскошных рукописях времени Ивана Грозного сменяется возродившимся торжественным, богатым орнаментом эпохи Киевской Руси, строго симметричным, из стилизованных растений на золотом фоне, в рамке геометрического характера, с отчетливым внутренним делением заставок. Таковы, например, заставки из Евангелия 1537 г. (ГИМ., Патр. 65). Здесь часто повторяется встречающийся на изделиях из драгоценных металлов вьющийся стебель, образующий окружности с заключенными в них крупными цветами голубого цвета на золотом фоне. От своего древнего прототипа этот орнамент отличается большей упрощенностью рамки заставки, большей размеренностью, а иногда измельченностью и сухостью рисунка и бледным оттенком золотого фона, положенного без красного грунта.

С появлением первопечатных книг орнамент рукописей обогащается и усложняется. Внутри заставки появляются узорные клейма с пышными крупными листьями и травами, стилизованными цветками и плодами, иногда полуцветами-полуплодами. Расцветка - белая с золотом по черному фону или, наоборот, черная по белому фону. Орнамент этот носит название «старопечатного», так как своим широким массовым распространением он обязан прекрасным образцам первопечатных изданий.

К концу XVI в. в миниатюре и книжном орнаменте намечается стремление к перегрузке композиций фигурами и украшениями. В оформлении рукописных книг совершается переход от сдержанной и скромной орнаментации к нарядной и богатой, пышность которой все увеличивается во второй половине XVI в., когда сильно возрастает интерес к формальной стороне художественного творчества.



Индекс материала
Курс: Искусство Древней Руси XIV - первой половины XVI вв
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Новгородское зодчество XIV-XV вв.
Монументальная живопись, иконопись, книжная миниатюра и прикладное искусство Новгорода XIV в.
Новгородская иконопись XV в.
Зодчество Пскова XIV?XV вв.
Псковская монументальная живопись, иконопись и книжная миниатюра XIV?XV вв.
Искусство Твери XIV-XV вв.
Каменное зодчество московского княжества XIV - начала XV вв.
Искусство великокняжеской Москвы XIV в.
Андрей Рублев и его школа
Московская живопись, шитье и скульптура первой половины XV в.
Прикладное искусство великокняжеской Москвы
Каменное зодчество второй половины XV в.
Дионисий и его школа
Зодчество первой половины XVI в.
Крепостное зодчество конца XV ? начала XVI вв.
Живопись, графика и скульптура начала XVI в.
Книжная миниатюра XVI в.
Скульптура и резьба XVI в.
Шитье ХVI в.
Прикладное искусство второй половины ХV - ХVI вв.
Все страницы