Курс: Искусство Древней Руси XIV - первой половины XVI вв - Искусство Твери XIV-XV вв.

Искусство Твери XIV-XV вв.

В XIII в. крупными политическими центрами становятся прежде незначительные Тверь и Москва, соперничающие друг с другом за великое княжение. Тверь претендовала на роль объединяющего Русь центра, здесь раньше, чем в Москве, в литературе прозвучала идея «самодержавства» тверского князя. Уже в 1285?1290 гг. при княжении Михаила Ярославича здесь был построен белокаменный собор Спаса-Преображения с фресковой живописью в интерьере. Сохранившиеся фрагменты белокаменных рельефов, а также сведения о хранившихся в ризнице тканях со «звериным» шитьем свидетельствуют о живой владимиро-суздальской художественной традиции. Второй каменной постройкой Твери была церковь Федора, сооруженная и украшенная в 1323?1325 гг. неким «Иваном, игуменом цареградским». В следующем 1326 г. Иван Калита начал строительство храмов Московского Кремля. Весьма вероятно, что артель тверских зодчих была взята в Москву для усиления ее строительных кадров и обеспечения осуществления построек 1329?1333 гг., в которых вновь прослеживаются следы владимирской традиции.

Новый подъем строительства в Твери падает на конец XIV ? первую половину XV в., когда Тверское княжество снова переживает период большого политического расцвета и могущества.
В 1399 г. князь Михаил Александрович капитально ремонтирует Спасский собор, возводит новый частично белокаменный дворец, в составе которого упоминается «палатная», т. е. дворцовая, церковь Михаила Архангела.

При князе Иване Александровиче ансамбль дополняет ярусная Ивановская церковь и высокий деревянный восьмигранник соборной колокольни, господствовавший над кремлевским ансамблем (его облик в первой половине XV в. хорошо передан на иконе Михаила Тверского и его матери княгини Ксении).

В 1404?1407 гг. епископ Арсений возводит собор тверского Жолтикова монастыря, имевшего, подобно Спасскому собору, два придела.

В Старице, важнейшем после Твери городе княжества, в 1396?1399 гг. князем Михаилом Александровичем был построен четырехстолпный трехапсидный одноглавый собор Михаила Архангела. Сын князя Михаила ? Иван построил в 1404 году «единым летом» вторую малую церковь Николы. Особенностью большого собора была обширная алтарная часть и широкая расстановка столбов, освобождающая центральное подкупольное пространство. Квадратное сечение столбов и отсутствие внутренних лопаток позволяют предполагать применение системы ступенчато повышенных подпружных арок, типичной для архитектуры Пскова и Москвы того времени. Церковь Николы, примыкая к типу бесстолпных храмов, предшествует появлению типа посадских храмов Москвы конца XV ? начала XVI в.

Князь Борис Александрович (1425?1461) продолжил широкую строительную деятельность своих предшественников. В 1435?1438 гг. он построил на княжеском дворе белокаменную церковь Бориса и Глеба, а в 1452?1453 годах ? собор Михаила Архангела, заменивший деревянный придворный храм. По его же инициативе Федоровский монастырь на острове в устье р. Тьмаки был превращен в сильную крепость. Строительство велось и в других городах княжества.

Сохранилась церковь Рождества Богородицы в селе Городне, важном пункте на московско-тверском торговом пути. Расположенная на высоком берегу Волги, церковь построена из мягкого известняка, отличается пластичностью форм. Это сравнительно небольшой четырехстолпный храм, поднятый на высоком подклете, в котором помещалась нижняя церковь Рождества Иоанна Предтечи. В храм ведут лестничные всходы. Сравнительно легкие квадратные столбы образуют очень широкий средний и узкие боковые нефы. Хоры заменены высоко подтянутыми и закрытыми угловыми камерами с бревенчатым полом. Система сводов храма необычна: одна пара подпружных арок слита со сводом, другая слегка повышена; в плане квадрат арок имеет оригинальное звездообразное очертание. Над ними идет сужающаяся часть (как бы отрезок шатра), введенная между арками и барабаном высокой главы. Все эти приемы создают впечатление большой высоты внутреннего помещения храма, устремленности его пространства. Налицо пока еще робкое стремление переосмыслить старую крестово-купольную систему. Во внешнем облике церкви Рождества Богородицы вертикальное движение выражено слабее: над прямолинейным карнизом куба храма возвышается широкий и плоский квадратный постамент, несущий слегка приподнятый барабан главы. В деталях фасадов храма в Городне модифицированы старые владимирские приемы, несколько огрубленные и утрированные: порталы дробного профиля украшены бусинами-дыньками, окна обрамлены в виде врезанного выпуклого шнура-наличника с трехлопастным завершением, в углах алтарных апсид помещались тонкие колонки, опиравшиеся на базы в виде перевернутой розетки. Значительно огрубела и сама техника кладки. По-видимому, в Городне работали провинциальные мастера, искусство которых не обеспечивало удачного воплощения в камне новых архитектурных идей.

Тверь имела и собственную живописную школу. Происходящие из Твери Царские врата (ГТГ) украшены изображениями Иоанна Златоуста и Василия Великого. Фигуры святых выделяются на ярко желтом фоне, заменившем дорогое золото. Их ликам присуща большая экспрессия. Стиль этих врат стоит особняком в истории древнерусской живописи, свидетельствуя о необычайном разнообразии ее творческих проявлений. Интересен второй памятник тверской живописи XIV века — пластина так называемых «Тверских врат» из Александровской слободы (ныне г. Александров). Здесь изображение Троицы Ветхозаветной резано по меди (в отличие от техники золотой наводки). Линии подобны тонкой паутине, они почти везде одинаковой толщины, благодаря чему сцена производит впечатление легкого, изящного наброска. Некоторую статичность фигурам расположившихся вокруг трапезы ангелов придает строго вертикальное положение, усиленное вертикалями архитектуры.

В конце XIV в. Тверь приобщается к новому художественному направлению, господствующему в изобразительном искусстве Москвы и Новгорода. О6 этом свидетельствуют несколько икон первой половине XV века, в частности, так называемое «Голубое успение» (ГТГ). «Успение» дано в развернутом иконографическом изводе, впервые встречающемся на русской почве в росписях Снетогорского монастыря. В верхнем регистре иконы представлены на облаках апостолы, которых поддерживают ангелы. Возносящаяся на небо Мария протягивает пояс апостолу Фоме. Сюжет восходит к литературным источникам V в., повествующим, что апостол Фома, опоздавший к смертному одру Богоматери, прилетел на облаке, когда Она уже возносилась на небо. На просьбу о благословении, Фома получил от Богородицы Ее пояс. Очень красив колорит иконы, построенный на светлых красках. Особенно впечатляет водянисто-голубой тон, поразительный по силе своего цветового звучания.

Другой памятник тверской живописи первой половины XV в. ? соборный чин, происходящий из села под Кашиным (ГТГ). В его состав входит икона св. Александра Солунского, крайне редко встречающаяся в древнерусском искусстве. По-видимому, она была введена в чин в память о тверском князе Александре Михайловиче. Лица святых обработаны при помощи тонких движек, блеклые краски образуют белесую гамму.

Тверь, боровшаяся с Москвой, охотнее обращалась к новгородским источникам. Ко второй половине XV в. принадлежат иконы праздничного чина из Кашинского собора. Иконы Праздников, хранящихся в Русском музее («Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря») и в ГТГ («Рождество», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа», «Вход в Иерусалим») мало ритмичны, они ближе к яркой новгородской палитре. Для тверских икон характерна особая разреженность композиций, наложение жидкой краски в виде прозрачного, как бы вибрирующего слоя, преобладание прерывающейся, волнообразной линии и такого же «дрожащего» мазка. Сравнение Праздников с одновременными московскими иконами говорит о том, что тверские мастера имели весьма отдаленное представление об искусстве Андрея Рублева. Возможно, в Тверь, как и в другие города, его влияние широко проникло лишь в конце XV столетия, когда его наследие получило общерусское значение.



Индекс материала
Курс: Искусство Древней Руси XIV - первой половины XVI вв
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Новгородское зодчество XIV-XV вв.
Монументальная живопись, иконопись, книжная миниатюра и прикладное искусство Новгорода XIV в.
Новгородская иконопись XV в.
Зодчество Пскова XIV?XV вв.
Псковская монументальная живопись, иконопись и книжная миниатюра XIV?XV вв.
Искусство Твери XIV-XV вв.
Каменное зодчество московского княжества XIV - начала XV вв.
Искусство великокняжеской Москвы XIV в.
Андрей Рублев и его школа
Московская живопись, шитье и скульптура первой половины XV в.
Прикладное искусство великокняжеской Москвы
Каменное зодчество второй половины XV в.
Дионисий и его школа
Зодчество первой половины XVI в.
Крепостное зодчество конца XV ? начала XVI вв.
Живопись, графика и скульптура начала XVI в.
Книжная миниатюра XVI в.
Скульптура и резьба XVI в.
Шитье ХVI в.
Прикладное искусство второй половины ХV - ХVI вв.
Все страницы