Курс: Древнерусское искусство X – первой половины XII веков - Искусство Новгорода XI-XIII веков

 

Искусство Новгорода XI-XIII веков

Новгород - один из древнейших русских городов. Благодаря своему выгодному географическому положению он уже в X веке сделался крупным торговым и ремесленным центром Восточной Европы. Впадающий в озеро Ильмень Волхов являлся частью великого водного пути «из варяг в греки». По рекам Мсте и Тверце новгородцы легко добирались до Волги, по реке Шелони из Новгорода шел путь на Псков и далее к берегам Балтийского моря. Все это способствовало оживленным торговым связям Новгорода с Византией, Киевской Русью, Залесьем и Западной Европой. Вместе с тем Новгород был изолирован от окружающего мира болотами и непроходимыми топями, что крайне затрудняло доступ к нему вражеской рати. Здесь следует искать одну из причин того, почему «Господин Великий Новгород» не сделался добычей татар. Волна монгольского нашествия остановилась у границ его владений. В тяжелые для Руси времена, когда русский народ сполна познал всю тяжесть монгольского ига, Новгород отстоял свою независимость, а вместе с ней и свою самобытную культуру. На протяжении XIII и XIV веков ему суждено было стать оплотом против шведской и немецкой экспансии. Это был форпост русской культуры и хранитель ее лучших традиций, которые он передал позднее Москве, широко использовавшей его художественное наследие.

История вольного Новгорода, этой старейшей русской республики, во многом напоминает историю западных коммун. Пожалуй, ни в одном другом древнерусском городе не были столь крепкими позиции ремесленных кругов, как в Новгороде. Уже с XII века ремесленники становятся реальной силой, и даже князьям и боярам приходится с ними серьезно считаться. Участие ремесленников в политической жизни и военной защите города привело к тому, что летописцы наряду со словом «люди» все чаще прибегают для их обозначения к почтительному термину «мужи». «Мужи новгородцы», к которым обращаются на вече посадники и князья, это одновременно и бояре, и купцы, и ремесленники, т.е. свободное население Новгорода.

Новгородская культура по сравнению с культурой Киевской и Владимиро-Суздальской Руси обладает своим неповторимо индивидуальным стилем - лаконичным, простым и выразительным, свойственным и произведениям ранней новгородской литературы - «Поучению к братии» епископа Луки Жидяты, новгородским летописям.

Еще рельефнее своеобразный характер новгородской культуры выступает в религиозной жизни Новгорода. Уже со второй половины XII века новгородцы начали выбирать из местного духовенства своего епископа (владыку), собираясь «всем городом» на вече и посылая избранного в Киев к митрополиту для рукоположения. Это было началом церковной самостоятельности Новгорода. С 1165 года новгородские епископы стали именоваться архиепископами. Будучи одной из центральных фигур города, новгородский архиепископ принимал деятельное участие в его бурной политической жизни. Его стараниями авторитет главного новгородского храма - собора Софии - был поднят на такую высоту, что превратился в символ независимости «Господина Великого Новгорода». И вместо того, чтобы сказать: «умрем за отечество, за родину», новгородцы говорили: «положим головы или умрем честно за св. Софию», «где София, там и Новгород».

Нигде «новгородский» стиль не проявился с такой силой, как в зодчестве и в живописи Новгорода. В искусстве Новгорода, в его простых, могучих силуэтах, в обобщенных линиях, в легко обозримых композициях, в кристаллически ясных формах, в ярких, чистых, звонких красках есть всегда особая конкретность видения.

 



Индекс материала
Курс: Древнерусское искусство X – первой половины XII веков
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ X-XII ВЕКОВ
Архитектура Киевской Руси
Живопись и скульптура Киевской Руси
Прикладное искусство Киевской Руси X-XI веков и южнорусских княжеств XII-XIII веков
Искусство Новгорода XI-XIII веков
Новгородская архитектура XI-XIII веков
Живопись Новгорода XI-XIII веков
Прикладное искусство Новгорода XI-XIII веков
Искусство Пскова XII-XIII веков
Архитектура Пскова XII-XIII веков
Живопись Пскова XII-XIII веков
Все страницы