Курс: Древнерусское искусство X – первой половины XII веков - ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ X-XII ВЕКОВ

 

ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ X-XII ВЕКОВ

Начальный этап русского искусства, обычно называемый домонгольским, включает в себя два периода - искусство единой Киевской Руси X - начала XII вв. и искусство времен феодальной раздробленности - середины XII - первой половины XIII вв., до завоевания и разорения Руси татаро-монголами.

На протяжении IX-X вв. развивалась и крепла Киевская Русь, крупный очаг русской культуры. При Олеге, Игоре, Святославе, Владимире и Ярославе она превратилась в грозную политическую силу, не только объединившую восточное славянство, но и подчинившую себе многие неславянские племена. Преодолев племенные распри и совершив ряд блестящих военных походов, ведя постоянную и упорную борьбу со степью, утвердив свою власть в Новгороде, Смоленске, Любече и других русских городах, киевские князья способствовали созданию мощной державы, которая была широко известна на Западе и на Востоке и которую все рассматривали как богатую и культурную страну. Новая держава сыграла важную роль в развитии Западной Европы, став тем барьером, о который разбивались бесчисленные волны кочевников, устремлявшихся из Азии на Запад.

Центром по собиранию национальных сил суждено было сделаться Киеву - «матери городов русских». Адам Бременский называл его соперником Константинополя - «блестящим украшением Греции» (т.е. православного Востока), а киевскому митрополиту Иллариону он представлялся «блистающим величием». С Киевом не мог соперничать никакой другой город, в том числе
и доставшийся второму Ярославичу Чернигов, который также славился своим богатством.
В представлении русского населения Киев был тем центром, где сидел наследственный князь Русской земли, откуда начинались все княжеские походы в степь против «поганых», где находился глава русской церкви, митрополит всея Руси, где, наконец, были сосредоточены наиболее чтимые святыни.

При равноапостольном князе Владимире, расширившем и упрочившем Киевское государство, произошло событие, определившее все дальнейшее развитие русской земли, ее мировоззрение, культуру, государственное устройство - в 988 г. Русь приняла христианство.

Христианство помогло политическому объединению страны, поскольку преодолевалось старое многобожие с его узко региональными принципами. После принятия христианства Киевская Русь начала говорить с европейскими народами на одном общем языке, облегчив себе возможность более тесного экономического и культурного сближения, как с Византией, так
и с романским Западом.

Христианство проникало на Русь различными путями, из Константинополя и из Болгарии. Из Болгарии христианская проповедь уже более ста лет шла к восточным славянам, из нее попали на Русь первые богослужебные книги. В существовавшей уже при князе Игоре киевской церкви Илии пророка богослужение совершали болгарские священники. Вне всякого сомнения, родственная нам славянская страна выступала носителем новой христианской религии, и не только религии, но и культуры.

Княжение Ярослава завершает государственную работу Владимира и закрепляет основы устройства страны, надолго определившие ход русской исторической жизни. При Ярославе Киевское государство вступает на путь быстрого культурного подъема. Ярослав, которому пришлось вести долгую и жестокую борьбу за единовластие, смог лишь с 1037 года развернуть во всю ширь свои выдающиеся организаторские способности. При нем установились особенно тесные культурные связи с Византией, откуда приглашались художники для постройки и отделки возводимых им зданий. Церковная жизнь облеклась в четкие организационные формы - множились епархии, основывались монастыри, вводились строгие церковные уставы. При храме Софии была основана библиотека, где хранились и переписывались рукописи, и где сложилась своя школа переводчиков. Одновременно зародилось летописное дело, которому принадлежало блестящее будущее. В литературе, особенно в житийной, начали складываться свои, местные черты. Появился интерес к книге, толкнувший летописца на восторженный дифирамб в ее честь: «Велика бывает польза от книжного учения. Книги нас наставляют и учат идти путем покаяния. Мы находим мудрость и воздержание в словах книжных, ибо это реки, которые напояют вселенную, это источники мудрости, ибо у книг неизмеримая глубина, ими мы утешаемся в печали, и они являются уздой воздержания». На базе этой разветвленной книжной культуры, находившей себе опору в основанных Ярославом школах, стало возможным появление столь блестяще образованных людей, как выдающийся деятель киевской культуры - первый русский митрополит Илларион.

В XI веке Киевская Русь была настолько сильной и могущественной, что с ней искали сближения крупнейшие феодальные центры Европы. Ярослав и Ярославичи находились
в родственных отношениях с королевскими домами Англии, Франции, Германии, Скандинавии, Венгрии, Византии и Польши. Родственные отношения укрепили культурные связи между Киевской Русью, с одной стороны, и Европой и Византией - с другой. Стремление поддерживать дипломатические отношения с Византией и западными государствами толкало на изучение иностранных языков, особенно греческого языка, которым владели многие из представителей высшей знати, например Всеволод Ярославич, отец Владимира Мономаха, говорил на пяти языках. Естественно, что столь широкие международные связи, делавшие Киев одним из крупнейших центров международной политики, должны были содействовать укреплению веры в собственные силы. Недаром Илларион, полный гордости оттого, что он является современником Ярослава, написал в своей проповеди «Слово о законе и благодати» следующие знаменательные слова: «Не в худой и не в неведомой земле владычествуешь, но в Русской, которая ведома и слышима во всех концах земли...».

Как уже было отмечено, связи Киевской Руси с Византией сделались особенно тесными во времена Ярослава. Приняв христианство в его православной редакции и став единоверцами греков и южных славян, русские открыли себе доступ к пониманию всей сложной византийской символики и всех тонкостей греческого богослужения. В летописной истории об испытании различных вер Владимиром очень хорошо показано, как его послы были покорены красотой византийской церковной службы. В уста послов вложены следующие слова: «Пришли в Немецкую землю, и увидели в храмах многие службы, а красоты не видели никакой». Не то - продолжают послы - у греков: «Мы не знали, на земле ли мы или на небе».

Византия, выступившая прямой преемницей Римской империи, была самым крупным и наиболее культурным средневековым государством. Византийское наследие открыло для Руси неограниченные возможности в развитии литературы, искусства, науки, техники, права. Византийцам удалось создать самую совершенную для своего времени художественную систему. Приглашенным греческим мастерам в Киевской Руси приходилось решать совсем новые задачи и считаться с местными требованиями и запросами. К тому же они, как правило, пользовались помощью русских художников, опиравшихся на свои собственные традиции. Поэтому всегда получалось так, что даже те произведения, в создании которых греческие мастера играли ведущую роль, иногда отличались оттого, что они выполняли у себя на родине.

Русь претворяла на свой лад все взятое со стороны. В этом сказалась творческая сила русского народа, никогда не ограничивавшегося слепым копированием чужих обычаев и образцов. Русский народ шел своим путем, решал свои задачи, опирался на свои традиции.

Несмотря на постоянную борьбу со степью и на бесконечные внутренние войны, особенно усилившиеся со второй половины XI века в связи с феодальным дроблением Киевского государства, последнее все же сумело дорасти до идеи этнического единства древнерусской народности. Сознание единства русской земли четко выступает не только в произведениях ранней русской литературы - в знаменитой проповеди Иллариона, в «Повести временных лет».
С трогательной непосредственностью просил игумен Даниил, ведший дневник своего путешествия в Иерусалим (1106-1107), чтобы король Балдуин разрешил ему «поставить кандило над гробом господним за всех князей наших и за всю Русскую землю, за всех христиан Русской земли».

Великое Киевское государство знаменует новый этап в истории Руси. На всем киевском искусстве лежит печать ярко выраженной монументальности. Ею отмечены и каменное зодчество, и мозаики, и росписи, и скульптура. Есть все основания рассматривать киевскую художественную культуру как одну из высших точек в истории русского монументального искусства, и не только русского, ибо в XI веке художественные достижения Киева, намного опередившие решения романских мастеров, были передовыми для всей Европы.



Индекс материала
Курс: Древнерусское искусство X – первой половины XII веков
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ X-XII ВЕКОВ
Архитектура Киевской Руси
Живопись и скульптура Киевской Руси
Прикладное искусство Киевской Руси X-XI веков и южнорусских княжеств XII-XIII веков
Искусство Новгорода XI-XIII веков
Новгородская архитектура XI-XIII веков
Живопись Новгорода XI-XIII веков
Прикладное искусство Новгорода XI-XIII веков
Искусство Пскова XII-XIII веков
Архитектура Пскова XII-XIII веков
Живопись Пскова XII-XIII веков
Все страницы