Курс: Древнерусское искусство X – первой половины XII веков - Архитектура Пскова XII-XIII веков

Архитектура Пскова XII-XIII веков

В начале своего архитектурного развития Псков не миновал, подобно всем центрам Руси XII века, воздействия столичной киевской строительной культуры. Сведения об этом содержит рассказ летописи о постройке в 1524 году церкви Дмитрия во Пскове: «Поставлена была церковь каменная святого мученика Христова Дмитрия, новая, в Довмонтове стене... а старая церковь первая была во Пскове каменная же с кирпичом, а поставил ее благоверный князь Авед, нареченный во святом крещении Дмитрий, и мощи его лежат у святого Спаса на Мирожи на левой стороне под стеною: а стояла первая церковь... 400 лет без 20 лет» (I Псковская летопись под 7032 (1524) годом). Таким образом, эта первая каменная церковь датируется 1144 годом. Однако киевская традиция была перенята Псковом, по-видимому, через посредство Новгорода, где архиепископскую кафедру с 1130 года занимал Нифонт, убежденный грекофил и строитель ряда храмов в Новгородской земле.

В Пскове до 1156 г. им был построен соборный храм Спаса Преображения в Мирожском монастыре, расположенном на другом берегу реки Великой. Этот памятник, дошедший до наших дней в сравнительно хорошей сохранности, представляет собой своеобразное явление в древнерусском зодчестве. Он принадлежит к уже известному нам типу четырехстолпных одноглавых крестово-купольных храмов. Однако, благодаря композиции своих масс, Мирожский собор занимает особое место среди памятников архитектуры XII века. Его западные угловые деления первоначально были понижены почти вдвое по отношению к высоте сводов центральных нефов, место восточных угловых делений заняли также пониженные по отношению к средней боковые апсиды, примкнувшие, таким образом, непосредственно к пространству среднего поперечного нефа. Поэтому снаружи был резко выявлен архитектурный крест, завершенный на перекрестье массивной главой, с узкими окнами и аркатурой по карнизу. Во внутреннем пространстве храма также доминировало крестообразное пересечение центральных нефов; гладкие стены лишены были внутренних лопаток. Подобно названной выше церкви Дмитрия, собор сложен из двух материалов - местной известковой плиты, которая составляет основную массу кладки, и тонкого кирпича - плинфы; из него в характерной южной технике полосатой кладки с чередованием утопленного, затертого цемянкой кирпича с выступающим кирпичом, выложены, например, закомары центральных нефов. Это подтверждает сделанное выше предположение, что псковские мастера XII века были знакомы с киевской строительной традицией. Нифонтом был также выстроен подобный Мирожскому собору храм Климента в Старой Ладоге.

Появление этого типа культового здания, известного в архитектуре малоазиатских провинций Византии и Херсонеса и необычного для Руси, вероятно, было связано с личными вкусами Нифонта. Весьма показательно, что Мирожский собор очень недолго просуществовал в своем первоначальном виде, с пониженными западными угловыми частями. По-видимому, в связи с неприспособленностью позакомарного покрытия этих частей для отвода осадков их сначала перекрыли прямолинейными кровлями, а затем, очень скоро, надстроили над ними камеры второго этажа, так что, по крайней мере, с западной стороны собор приобрел привычный вид трех закомарного одноглавого храма. Церковь Дмитрия и Мирожский собор были первыми каменными постройками в Пскове и первыми опытами каменного зодчества, открывшего богатейшие возможности развития строительства из местного материала - известковой плиты.

Важнейшим памятником Пскова XII века был городской Троицкий собор. Обычно, вслед за летописью, приписывающей его постройку князю Всеволоду-Гавриилу, который, прокняжив в Пскове четыре месяца, умер в 1138 году, храм датируется этим годом. Следующий каменный Троицкий храм был построен около 1193 года, когда гробница Всеволода, получившего местное церковное прославление, была перенесена в новый храм. Этот памятник не дошел до нас, будучи перестроен в XIV веке, а затем в XVII столетии, но его иконные изображения позволяют гипотетически восстановить его первоначальный облик. Храм, как можно догадываться, соединял в себе черты двух выдающихся произведений XII века - собора Спасо-Евфросиниева монастыря в Полоцке и храма Михаила архангела в Смоленске. Это был продолговатый в плане храм с пониженным нартексом с запада и, вероятно, тремя апсидами с востока. Его основной четырехстолпный массив возвышался над этими пониженными частями, осложненный с юга и севера двумя высокими притворами, подобными притворам церкви Михаила архангела в Смоленске; здесь, как и там, плоские лопатки сменились многообломными пилястрами, образовавшими пучки вертикалей, которые подчеркивали высотные элементы композиции и укрепляли стены храма по осям распора. Это их значение было особенно важно, так как, подобно полоцкому Спасу, храм имел подкупольный постамент, обработанный трифолиями по сторонам. Однако псковские зодчие, по-видимому, не хотели поступиться внутренним пространством храма ради усиления его конструктивной прочности: они оставили сравнительно легкие, вероятно, крестчатые столбы и стены нормальной толщины, так что внутреннее пространство храма близко напоминало интерьер смоленской церкви Михаила архангела.

Ко второй половине XIII века относится второй монастырский собор - храм Иоанновского монастыря в Завеличье, обнаруживающий знание псковскими зодчими и более ранних новгородских «образцов» - построек начала XII столетия, связанных с именем новгородского мастера Петра, - соборов Юрьева и Антониева монастырей с их продолговатым шестистолпным планом и трехглавием. В отличие от новгородских храмов, Иоанновский собор не имеет лестничной башни и его трехглавие, будучи размещено на самом храме, приобрело более спокойный и уравновешенный характер. Световые барабаны глав, с аркатурой по карнизу, хорошо освещали хоры, располагавшиеся в западной части. Нижние части столбов ради увеличения площади были сделаны круглыми. Снаружи храм характеризуется суровой простотой и монументальностью форм; его фасады, расчлененные простыми плоскими лопатками и покрытые первоначально розоватой цемяночной штукатуркой, завершаются спокойными дугами закомар, над которыми вздымаются массивные главы. Храм сложен из местной плиты с кирпичом, как и упомянутая выше церковь Дмитрия 1144 года.

Таковы древнейшие архитектурные памятники Пскова XII-XIII веков. Происхождение их строителей остается не до конца ясным. Весьма вероятно, что это были псковские мастера, хотя летопись, бедная известиями о ранней истории Пскова, не сообщает о них никаких сведений. Технические и художественные особенности ранних памятников Пскова позволяют говорить об определенной преемственности в развитии архитектуры, что подтверждает высказанное предположение. В церкви Дмитрия и Мирожском соборе мы отмечали следы начальной киевской традиции. Характерно, что непривычный тип крестообразного Мирожского собора мастера очень скоро приводят в соответствие с обычным типом храма. Кроме того, Мирожский собор обладает некоторыми специфическими качествами, свойственными и позднейшему, собственно псковскому зодчеству. Простота и суровая лаконичность архитектурной формы, пластичность ее фактуры, отсутствие сухой геометричности линий и объемов - таковы черты, которые отводят псковскому зодчеству XII-XIII столетий особое место в истории русского искусства. Если справедлива изложенная выше гипотеза о первоначальном облике и конструкции первого Троицкого собора, то его зодчие были не только архитекторами-художниками, но и вдумчивыми конструкторами, что характерно и для поздних псковских мастеров.

В псковских памятниках XII-XIII веков, как мы видели, прослеживаются определенные «образцы». Их выбор очень показателен. Это памятники Смоленска и Полоцка, принадлежащие к передовой, прогрессивной линии русского зодчества. Соборы новгородского мастера Петра, повлиявшие на зодчего храма Иоанновского монастыря, также принадлежат к числу лучших произведений новгородской архитектуры XII века. Все это вскрывает определенную историческую закономерность в ранней истории псковского зодчества, оно обращается к искусству Смоленска и Новгорода.

Во второй половине XIII века каменное церковное строительство в Пскове почти не ведется. Это время ожесточенной борьбы с агрессией Ливонского ордена, которая была направлена в сторону пограничной Псковской земли. В это время архитектурные силы Пскова поглощены крепостным строительством. В XIII столетии был создан псковский каменный детинец на высоком мысу, в устье Пскова и была сооружена князем Довмонтом стена, прирезавшая к территории детинца новый участок разросшегося города.



Индекс материала
Курс: Древнерусское искусство X – первой половины XII веков
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ X-XII ВЕКОВ
Архитектура Киевской Руси
Живопись и скульптура Киевской Руси
Прикладное искусство Киевской Руси X-XI веков и южнорусских княжеств XII-XIII веков
Искусство Новгорода XI-XIII веков
Новгородская архитектура XI-XIII веков
Живопись Новгорода XI-XIII веков
Прикладное искусство Новгорода XI-XIII веков
Искусство Пскова XII-XIII веков
Архитектура Пскова XII-XIII веков
Живопись Пскова XII-XIII веков
Все страницы