Курс: Древнерусское искусство второй половины XII - XIII веков - Искусство Полоцкого княжества

Искусство Полоцкого княжества

Далее к северо-востоку от Волынской земли, в верховьях Немана и по Западной Двине, лежало Полоцкое княжество, обособление которого наметилось уже в XI столетии. Борясь за независимость Полоцкой земли, князь Всеслав во второй половине XI века пытался ослабить могущество Киева и Новгорода, использовав в своих военных операциях восстания киевских смердов и северных чудских племен. Однако в XII столетии Полоцкое княжество ослабело и потеряло свое значение. Владевшее западной ветвью великого водного пути из варяг в греки, оно, подобно Галицко-Волынской земле, было тесно связано с западноевропейскими странами и вело с ними оживленную торговлю.

Древнейший памятник полоцкого зодчества - полоцкий Софийский собор - построен во второй половине XI века, вероятно, в связи с широкими политическими планами полоцких князей. Нам известны лишь его нижние части, сохранившиеся в составе позднейшего униатского собора. Можно думать, что в Софийском соборе был в полной мере выражен тот архитектурный тип
Х-XI веков, который мы характеризовали выше по памятникам Киева и Чернигова. Это грандиозный пятинефный собор, с обширными П-образными хорами и аркадами, открытыми в подкупольное пространство. Фасады собора также сохраняли каноническую систему декорации (ряды полуциркульных ниш), сочетавшуюся с незакрытой полосатой кладкой стены. Однако здание, несомненно, уступало в богатстве и сложности своему киевскому, столичному прототипу. Полоцкий собор имел всего три граненых апсиды, он был лишен торжественных башен и открытых галерей. Его массы были просты, а фасады строго симметричны. Собор завершался пятью главами, упоминаемое в источниках семиглавие сложилось позже. В интерьере,
в восточных углах, появились изолированные части. Иными словами, этот последний по времени памятник стиля X-XI веков уже нес в себе известное упрощение архитектурных форм, свойствен-ное искусству периода феодальной раздробленности.

Вслед за постройкой Софии следует большой перерыв вплоть до XII века, когда встречаем памятники с оригинальной интерпретацией крестово-купольной системы. Как и Софийский собор, они сохранились плохо, трудно реконструировать их первоначальный облик.

Церковь Благовещения в Витебске имела весьма вытянутый план при значительной ширине среднего нефа. В западной четверти храма помещались хоры, с лестницей в толще западной стены. Восточная часть имела лишь одну сильно выступающую апсиду, тогда как боковые апсиды были врезаны в угловые части восточной стены и снаружи не выражены. Боковые фасады храма членились плоскими лопатками на четыре почти равные доли, их поверхность оставалась неоштукатуренной и оживлялась чередованием открытых рядов кирпичной кладки и желтоватого известняка.

В первой половине XII века в Полоцке были построены здания, связанные с именем зодчего Иоанна. Из них сохранился лишь один Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфросиниевского монастыря, построенный до 1159 г. Этот памятник имеет выдающееся значение в истории русского зодчества той поры. Мастер Иоанн пошел по тому же пути критического переосмысления крестово-купольной системы храма, о котором говорилось выше в связи с храмом Пятницы в Чернигове конца XII века. Но полоцкий зодчий работал в середине XII века и был одним из пионеров этой идеи. Спасо-Евфросиниевский собор своим продолговатым планом с одной выступающей апсидой несколько напоминает церковь Благовещения в Витебске; однако,
в целом это совершенно оригинальный памятник, все особенности которого связаны с эффектной композицией его верха. Барабан купола поднят над сводами храма на высоком квадратном постаменте, обработанном трехлопастными арками. Пониженный нартекс с запада и массивная апсида с востока образуют как бы ступени, подводящие к повышенному основному объему храма, приобретающего в целом сложный, башнеобразный характер. Нагрузка сводов храма массивом подкупольного постамента привела зодчего к необходимости максимально усилить конструкцию храма: стены и столбы были сделаны очень мощными, а внутреннее пространство оказалось, таким образом, крайне сдавленным; в связи с этим западные столбы получили граненую форму,
а боковые нефы очень сузились. Особенно утолщена была западная стена, вмещавшая лестницу на хоры, в углах которых были устроены изолированные приделы, еще более стеснившие интерьер.

Сохранившаяся в развалинах шестистолпная церковь Бориса и Глеба в Бельчицком Полоцком монастыре первой половины XII века, представляла собой очень близкую аналогию Спасо-Евфросиниевскому храму. Она имела, по-видимому, и ту же ступенчатую башнеобразную композицию верха. Этот храм был построен мастером Иоанном раньше собора Спасо-Евфросиниевского монастыря и был как бы подготовительным этапом к выработке законченной композиции последнего. Обе постройки мастера Иоанна дают примеры творческой переработки и переосмысления крестово-купольной системы храма. Это было одним из наиболее глубоких и коренных явлений в истории зодчества XII века, имевшим большое будущее.

Борисоглебский храм был не единственной каменной постройкой на Бельчице. Неподалеку от него стояла маленькая бесстолпная церковь-усыпальница с прямоугольной апсидой и двускатным щипцовым покрытием. Это здание с особой убедительностью показывает проникновение в каменную архитектуру черт деревянного зодчества. Несколько дальше раскопками были обнаружены развалины большого собора, представлявшего законченный тип храма с тремя притворами. Все три постройки на Бельчице характеризуются одинаковой техникой «полосатой», чисто кирпичной кладки, тождественной кладке киевской церкви Спаса на Берестове;
в бельчицких постройках ее декоративный эффект был подчеркнут окраской мумией выступавших рядов кирпича. Можно предполагать, что эти храмы входили первоначально в ансамбль пригородной княжеской резиденции первой половины XII века, на месте которой позже основался монастырь.

В соборе Спасо-Евфросиниевского монастыря сохранились древние росписи, реставрация которых еще не завершена. В конце 20-х гг. были произведены пробные расчистки отдельных голов, в 1940-е, 50-е и 70-е гг. раскрыта значительная часть композиций, однако фрески эти нуждаются в планомерной реставрации. Основательница монастыря преподобная Евфросиния Полоцкая была горячей грекофилкой, она несколько раз ездила в Византию, ею было снаряжено посольство к патриарху Хрисовергу и императору Мануилу Комнину за «Эфесской» иконой Богородицы, которую ей и доставили в Полоцк; умерла она в далекой Палестине, откуда ее мощи были перевезены в 1186 году в Киев. Росписи основанного ею монастыря принадлежат к византийской традиции, ориентированной не на Константинополь, но на культуру провинций. Тяжелые, массивные головы, крупные черты и большие глаза придают лицам строгое, сумрачное выражение. Это сильное искусство во многом перекликается с росписями Нередицы: как и на фресках Нередицы, лица разделаны при помощи смело брошенных белильных светов, образующих прихотливые линейные узоры.

В Борисоглебской церкви в Полоцке сохранялись остатки росписей, но настолько выцветшие и стертые, что это лишало возможности определить их историческое место.



Индекс материала
Курс: Древнерусское искусство второй половины XII - XIII веков
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ИСКУССТВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ XII-XIII ВЕКОВ
Архитектура Владимиро-Суздальской Руси
Скульптура Владимиро-Суздальской Руси
Живопись Владимиро-Суздальской Руси
Прикладное искусство Владимиро-Суздальской Руси
ИСКУССТВО ЧЕРНИГОВСКОГО КНЯЖЕСТВА XII-XIII ВЕКОВ
ИСКУССТВО ЗАПАДНОРУССКИХ ГОРОДОВ XII-XIII ВЕКОВ
Искусство Галицко-Волынской Руси
Искусство Полоцкого княжества
Искусство Смоленского княжества
Все страницы