Курс: Древнерусское искусство второй половины XII - XIII веков - ИСКУССТВО ЧЕРНИГОВСКОГО КНЯЖЕСТВА XII-XIII ВЕКОВ

 

ИСКУССТВО ЧЕРНИГОВСКОГО КНЯЖЕСТВА XII-XIII ВЕКОВ

Черниговское княжество с середины XII столетия играет в жизни Руси самостоятельное значение, но его художественная жизнь по-прежнему ближайшим образом связана с Киевом и киевской землей, составляя достаточно единую культуру Поднепровья. Вместе с тем в Черниговском зодчестве рождаются черты, отличающие его от собственно киевских памятников.

Успенский собор Елецкого монастыря в Чернигове представляет собой развитие в архитектуре XII в. типологии монастырского храма, заложенной в Успенском соборе киевского Печерского монастыря и развитой в ряде храмов киевских монастырей. Помещение крещальни-усыпальницы, нарушавшее замкнутость прямоугольного массива храма, введено уже внутрь здания. Столь же характерно изменение техники кладки: Елецкий собор выстроен из одного кирпича, а поверхность стены, может быть, была покрыта обмазкой. Вместе с прежней «полосатой» кладкой исчезает и характерное убранство фасадов поясами ниш: стена храма приобретает строгую и суховатую поверхность, сохраняющую лишь вертикальные членения лопатками, усиленными в Елецком соборе полуколоннами. На уровне пят закомар фасад пересечен характерным поясом арочек. В соборе Елецкого монастыря тип монастырского храма находит наиболее полное воплощение. Строгость и простота объема, не усложненного пристройками, скупая обработка фасадов, ясная расчлененность интерьера, лишенного живописных моментов - все это черты того нового стиля, который в соборах княжеский монастырей Киева XI в. еще сочетался с проявлением старых вкусов.

В киево-черниговском зодчестве XI-XII веков мы встречаемся с первыми примерами маленьких купольных храмов, совершенно лишенных столбов. Единственным сохранившимся бесстолпным храмом периода Киевской Руси является церковь Ильи Пророка Елецкого монастыря в Чернигове. Она была построена в середине XII в. у входа в подземный комплекс сооружений Антониевых пещер, основанных в 1069 г. в толще Болдиных гор. Храм имеет одну апсиду, нартекс с двумя нишами - аркосолиями, три входа - с запада, с севера и с юга, в результате реставрационных исследований церкви удалось выявить первоначальную конструкцию хор и характер полов, выложенных из поливной керамической плитки. Кроме Ильинской церкви храм таково же типа был обнаружен при археологических раскопках в Переяславле-Южном. К этой же группе относится маленькая церковь Михаила архангела, построенная Владимиром Мономахом в его городке на Остре в 1152 г., известная под именем «Юрьевой божницы». В ее западной части, по-видимому, помещался небольшой притвор, а перекрытие основной, незначительной по площади части, было глухим (т.е. без светового отверстия барабана главы); над сводами возвышался также глухой деревянный шатер - по словам Ипатьевской летописи верх этой церкви был «нарублен деревом».

В конце XII столетия князь Святослав Всеволодович черниговский, занимавший киевский престол, строит в своем Чернигове Благовещенский собор. Этот храм, открытый раскопками на берегу реки Стрижня, является памятником той поры, когда, под впечатлением поражения Игоря в борьбе с половцами, над Русью прозвучали тревожные слова народного поэта, звавшего в своем гениальном «Слове о полку Игореве» князей к объединению, когда факт былого единства Руси при «старом Владимире» и Ярославе Мудром вновь привлек к себе мысль политических деятелей. Сильнейшие князья Руси - Всеволод владимирский, Святослав киевский, смоленский Рюрик Ростиславич обращаются в своем строительстве к образам величавых сооружений X-XI веков.

Благовещенский собор в Чернигове представляет собой большой шестистолпный собор, обстроенный с трех сторон галереями. Видимо, они были пониженными и усиливали ступен-чатость масс здания, как бы перекликаясь со ступенчатостью композиции Десятинной церкви и Софии. Поразительно, что здесь возрождается и пышная техника мозаичных полов, от которых уцелела лишь великолепная фигура павлина в круге. В алтаре был белокаменный надпрестольный киворий, украшенный сложной резьбой, от которой сохранился фрагмент - птица в ременном плетении; по-видимому, резной белый камень был применен и в убранстве фасадов храма, где фигурировал и знакомый нам по Елецкому собору аркатурный поясок.

Как показали новейшие исследования в Чернигове, любовь к пышному убранству храма и его широкой, просторной композиции была свойственна чер­ниговскому княжескому строительству. Так, Борисоглебский собор XII в. имел галереи-усыпальницы и богатые наборные полы, а в его убранстве был применен резной камень. Среди рельефов Борисоглебского храма особенно интересны резные белокаменные капители с изображением зверей, крылатого дракона и птицы в ленточном плетении.

Как явствует из нашего обзора памятников, черниговское зодчество приобрело свои специфические особенности, так что можно говорить об особо черниговской архитектурной школе, о черниговском зодчестве. Одну из его характерных черт составляет сочетание кирпичной кладки с белокаменными резными деталями, любовь к величавым пропорциям и богатому убранству зданий.

В архитектуре Поднепровья еще в киевском строительстве начала XII столетия зародились новые оригинальные черты, проявившиеся в своеобразном завершении храма св. Бориса и Глеба в Вышгороде 1115 г. Эти новые идеи, знаменовавшие переосмысление  крестово-купольной системы храма, были развиты в середине XII века в Полоцке в постройке русского зодчего Иоанна - соборе Спасо-Евфросиньева монастыря. В 90-х годах XII века ту же линию продолжили псковские зодчие, строившие свой Троицкий собор.

На рубеже XII и XIII столетий в Чернигове был создан храм Параскевы Пятницы на Торгу, намного превзошедший смелостью и новизной примененных в нем решений названные памятники. Его строитель выступает как решительный новатор, отвергающий полумеры и утверждающий новые конструктивные принципы храма и новые идеалы русской архитектурной эстетики. План здания обычен: это четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм с тремя входами и лестницей на хоры в западной стене. Но конструкция его верха коренным образом переосмыслена. В перекрытии боковых нефов полуциркульный свод сочетается со сводами в четверть окружности в угловых частях, являясь основой для трехлопастного завершения фасадов - формы, известной начиная со Спаса на Берестове. Подпружные арки сильно приподняты над сводами боковых нефов. Соответственно этому барабан вынесен кверху. Снаружи конструкция выражена вторым ярусом закомар, отражающих ступенчатые подпружные арки. Наконец, над ними, в основании барабана по осям здания поставлены четыре чисто декоративных кокошника. Таким образом, верх здания приобрел характер ступенчатой пирамиды, несущей главу.

Вертикальное движение объема от трехлопастной кривой фасада кверху было подчеркнуто стрельчатой формой арок закомар и кокошников. Самый куб здания был обработан так, что подчинялся общему ритму вертикального движения: фасады членились сложными пилястрами, создававшими пучки вертикалей, тонкие полуколонки апсид также подчеркивали устремленность здания ввысь, трифолий завершения фасада как бы вбирал в себя эти вертикальные силы и сводил их энергию к центральной оси здания. Общий замысел храма был исключительно ярок и своеобразен и, противореча господствующему течению, где утверждался образ незыблемого и замкнутого в себе «кубического» храма, отрицал его во имя новых художественных идеалов, выраженных и в скромном, но необычном наряде храма. На апсидах, под двухъярусной аркатурой, зодчий расположил пояс кирпичного решетчатого орнамента, под окнами боковых фасадов лег также кирпичный узор упрощенного меандра. Эта орнаментика напоминает и народную вышивку, и резной по дереву узор, что бросает свет на те источники, на основе которых складывался новаторский замысел мастера. Исследователь памятника П.Д. Барановский справедливо высказал догадку, что этим источником было народное русское деревянное зодчество. Вполне правдо-подобна и другая его догадка, что строителем Пятницкой церкви был смоленский зодчий Петр Милонег, любимый мастер Рюрика Ростиславича - многие детали сближают Пятницкую церковь с овручским храмом св. Василия.

Этот памятник, столь необычный в рамках представлений об общих путях развития русского зодчества XII-XIII веков, свидетельствует, что уже в это раннее время русская архитектура не только распадалась на ряд областных школ, но и начинала выработку общерусских национальных форм, которые в равной мере волновали мысль зодчих Полоцка, Пскова, Смоленска, Чернигова. Подобно русской литературе, утвердившей в «Слове о полку Игореве» мысль о единстве русского народа и гибельности разобщенности русских сил, русские зодчие, накануне татарского нашествия, начали закладывать основы русской национальной архитектуры, выдвигая такие решения, к которым лишь двумя столетиями позже - в XIV-XV веках - вернутся зодчие Москвы.

Памятников черниговской живописи осталось крайне мало. Между 1098 и 1152 годами были исполнены фрески в церкви св. Михаила в Остерском городке. Эти фрески настолько пострадали от времени, что они могут быть использованы для восстановления одной лишь иконографической системы. В апсиде представлена Богоматерь Оранта с архангелами Михаилом и Гавриилом, изображенными в богатых облачениях. Ниже идет пояс с «Евхаристией», а под ним фриз, со стоящими в рост святителями. Композиция «Евхаристии» дана в том свободном, живописном варианте, который был, по-видимому, навеян мозаиками Михайловского монастыря. Остатки славянских надписей и близкая к росписям Софийского собора орнаментика позволяют приписать эти достаточно плохо сохранившиеся фрески киевским либо, что вероятнее, местным, Чернигов-ским мастерам.

К XII веку, относятся и фрески крещальни Успенской церкви Елецкого монастыря в Чернигове. Среди полустершихся фрагментов можно с трудом распознать остатки «Крещения», фигуры мученицы и святого, а также большую ветхозаветную композицию «Три отрока в пещи огненной». И эти фрески являются русской работой, стиль которой не может быть, однако, уточнен из-за плохой сохранности росписей.

В XII в. был расписан храм Ильи Пророка Елецкого монастыря - фрагменты фресковых росписей сохранились на откосах окон барабана главы, здесь же были обнаружены несколько граффити; к сожалению, не сохранились фрески в основном объеме храма, но множество мелких фрагментов фресковой штукатурки, обнаруженных при археологических исследованиях, дают представление о колорите росписей (хранятся в Черниговском музее-заповеднике).

 



Индекс материала
Курс: Древнерусское искусство второй половины XII - XIII веков
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ИСКУССТВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ XII-XIII ВЕКОВ
Архитектура Владимиро-Суздальской Руси
Скульптура Владимиро-Суздальской Руси
Живопись Владимиро-Суздальской Руси
Прикладное искусство Владимиро-Суздальской Руси
ИСКУССТВО ЧЕРНИГОВСКОГО КНЯЖЕСТВА XII-XIII ВЕКОВ
ИСКУССТВО ЗАПАДНОРУССКИХ ГОРОДОВ XII-XIII ВЕКОВ
Искусство Галицко-Волынской Руси
Искусство Полоцкого княжества
Искусство Смоленского княжества
Все страницы