Курс: Основы теории бухгалтерского учета - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА |
Страница 13 из 21
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Совокупность способов, использованных для отражения объектов бухгалтерского учета, составляет метод бухгалтерского учета, который состоит из таких следующих элементов, как: - документация и инвентаризация; - оценка и калькуляция; - бухгалтерские счета и двойная запись; - баланс и отчетность. Бухгалтерский учет отражает все средства предприятия и происходящие в нем хозяйственные процессы. Количество видов и источников средств, а также число хозяйственных операций, совершающихся в различных процессах, велико. Для отражения их необходимо установить тщательное наблюдение за каждым отдельным видом средств и каждой хозяйственной операцией. В бухгалтерском учете такое наблюдение осуществляется при помощи документации. Документация представляет собой способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета (составных элементов его предмета), позволяющий осуществлять за ними сплошное и непрерывное наблюдение. При помощи документации охватывается каждая хозяйственная операция. Для этого на каждую отдельную операцию или однородную группу составляют определенный документ – носитель исходной информации. В нем фиксируется содержание произведенной операции. Таким образом получают исчерпывающие сведения (информацию), являющиеся базой для последующей экономической группировки и обобщения. Применение документации, составляемой с соблюдением юридических требований, придает бухгалтерским данным доказательную силу. Документация позволяет осуществлять текущий контроль за хозяйственными операциями, совершающимися на предприятии. Однако не все явления, происходящие в процессе хозяйственной деятельности, могут быть зафиксированы в документах. Так, естественная убыль, неточность при приеме или отпуске средств, ошибки в учете, прямые хищения приводят к отклонениям действительного количества соответствующих ценностей от зафиксированного в документах и отраженного в учете. Оформить такие явления можно не тогда, когда они происходят, а лишь при обнаружении. Выявить не зафиксированные в документах явления помогает инвентаризация – проверка соответствия фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проводимая при передаче имущества, при смене материально ответственных лиц, при установлении фактов хищений, в случае стихийных бедствий, при составлении бухгалтерской отчетности. Ее данные служат для приведения показателей учета в соответствие с действительностью, отражая те объекты и явления, которые по каким-либо причинам своевременно не были охвачены учетом. Документация и инвентаризация применяются для получения первичных данных об объектах бухгалтерского учета. Материалы документации и инвентаризации дают возможность наблюдать за действиями материально ответственных лиц, законностью совершаемых операций, правильностью хранения средств и т.д. Оценка и калькуляция используются для выражения объектов бухгалтерского учета в обобщающем денежном измерителе. При помощи оценки осуществляется перевод натуральных и трудовых показателей в денежные. Калькуляция – это исчисление в денежном выражении себестоимости произведенной единицы продукции или выполненных работ (перевозок, ремонта и др.) по установленной номенклатуре затрат. Бухгалтерский учет затрат производства и калькуляция себестоимости продукции неразрывно связаны между собой. Бухгалтерский учет строится в соответствии с требованиями калькулирования себестоимости продукции. При помощи калькуляции определяется себестоимость самых различных средств: заготовленных предметов труда, готовых изделий, реализованной продукции. Для определения себестоимости всех этих ценностей надо подсчитать затраты предприятия для осуществления каждого процесса – снабжения, производства, реализации. Калькуляции себестоимости продукции могут быть плановыми, нормативными и отчетными (фактическими). Плановая себестоимость представляет собой прогнозное значение предельной величины затрат на производство соответствующих видов продукции, выполнение работ или оказание услуг на отчетный период (год или квартал). Фактическая (отчетная) себестоимость – это величина затрат, определяемая на основе данных бухгалтерского учета по истечении отчетного периода, и представляет достоверную информацию о фактических затратах на производство продукции, работ, услуг. Нормативная себестоимость представляет собой один из видов предварительной себестоимости и определяет величину затрат на изделие исходя из действующих, текущих норм, нормативов и смет. Экономическая группировка объектов бухгалтерского учета, позволяющая получать о них показатели, необходимые для текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью, осуществляется при помощи системы счетов. Потребность в счетах вызывается тем, что сведения, содержащиеся в документах, дают лишь разрозненную характеристику учетных объектов. Для общего представления об объектах эти сведения необходимо сгруппировать и суммировать. Такую функцию в бухгалтерском учете выполняет система счетов. Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызванных хозяйственными операциями. Например, отражая операцию покупки материалов, взаимоувязывают показатели поступления купленных ценностей и расхода денежных средств, уплаченных поставщику; начисляя рабочим заработную плату, показывают во взаимной связи увеличение затрат на производство и возникновение обязательств перед рабочими по выплате им заработной платы. Регистрация по системе двойной записи заключается в том, что всякая хозяйственная операция отражается одновременно на двух счетах в одной и той же сумме. Составление бухгалтерского баланса и отчетности является средством получения для контроля и анализа сводных и обобщенных в денежном выражении сведений о наличии и размещении хозяйственных средств предприятия, источниках их формирования, а также об их использовании.
|