Курс: Цели, сущность, тенденции, проблемы и пути их решения - ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

С 1999 года европейское образовательное сообщество живет под знаком Болонского процесса. Сущность его заключается в формировании в перспективе общеевропейской системы высшего образования, получившей название «Зона европейского высшего образования», основанной на общности фундаментальных принципов функционирования.

В основу этой системы положены шесть принципов (ключевых позиций) Болонской декларации: введение двухциклового высшего образования; введение системы кредитов (ЕСТS) для унификации учета объема учебной работы; обеспечение качества образования посредством введения методологий и критериев; расширение мобильности студентов и преподавателей; принятие более удобной и сопоставимой системы ступеней высшего образования с выдачей приложений к дипломам (в целях содействия трудоустройству студентов и для увеличения конкурентоспособности европейского образования); формирование европейского подхода к развитию высшего образования.

Необходимость Болонского процесса обусловлена мощными экономическим и политическим интеграционными процессами, происходящими в Европе. Европейское пространство высшего образования начало формироваться в 60-е годы XX века. До Болонской декларации в этой области были приняты два документа: Университетская хартия - Magna Charta Universitatum и Сорбонская декларация. Формирование к 2010 г. европейского образовательного пространства подчинено задачам: увеличить способность выпускников к трудоустройству; активизировать мобильность
граждан; повысить потенциал конкурентоспособности высшего образования и, тем самым, престиж Европы.

Формально в Болонской декларации в прямой постановке нет вопросов, связанных с аккредитацией. Предполагается, что для европейской системы гарантии качества будет всегда характерен многоуровневый подход, включающий элементы: хорошо функционирующую систему внутренней гарантии качества на уровне факультета и вуза; надежно работающую систему внешней экспертизы качества образовательных программ или оценку качества на национальном уровне; внешнюю экспертизу образовательных программ на европейском уровне. Важная роль систем контроля качества в обеспечении высоких стандартов качества и совместимости квалификаций признается на всем европейском пространстве. Особую роль призвана сыграть Европейская сеть по контролю качества в высшем образовании - European Network of Quality Assurance in Hiqher Education – ENQA.

После принятия Болонской декларации были созданы официальные структуры, представляющие собой две группы: «большую» и «малую рабочую». Первая состоит из представителей (одного-двух человек) от каждой страны, подписавшей декларацию. Во вторую, которую называют «руководящим комитетом», входят три подгруппы. Первая подгруппа - делегированные члены от государств, председательствующих в Евросоюзе в период между встречами министров. Иногда ее называют «расширенной тройкой Евросоюза» (Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, Чешская республика). Вторая - члены Европейской комиссии. Третья - делегаты двух европейских организаций - Ассоциации европейских университетов (CRE) и конференции Союза ректоров университетов Европы (Confederation of EU Rektors' Conferences).

Сущность главной проблемы в Европе заключается в том, что достижимы ли выдвинутые Болонской декларацией цели к 2010 году? Перечень других, не менее важных проблем значителен и разнообразен. К приоритетным проблемам из этого перечня относятся, прежде всего, следующие: как адаптировать к двухступенчатой схеме высшего образования довольно жесткие монодисциплинарные учебные планы; каким образом совместить с ней имеющиеся во многих странах сложные структуры присвоения степеней; как выстроить ориентацию на рынок без коммерциализации высшего образования, а конкуренцию между вузами совместить с сотрудничеством и др. В плане решения этих проблем представляют интерес национальные системы высшего образования ведущих европейских государств и США как их основного конкурента.

Формирование общеевропейской системы высшего образования в условиях многообразия архитектуры квалификаций предопределяет наличие целого ряда тенденций: сокращение реальных сроков обучения; появление новых курсов (бакалавры/магистры); стирание границ между университетским и неуниверситетским секторами; введение системы зачетов ECTS; получение вузами автономии.

Одной из важнейших проблем в структуре европейских квалификаций является проблема конвергенции. Для решения данной проблемы предлагаются следующие четыре пути: введение общей европейской зачетной системы; принятие общих, но гибких квалификационных рамок; распространение по Европе модели оценки качества; предоставление европейцам права использования новых возможностей для получения образования в Европе.

Россия присоединилась к общеевропейскому процессу в сентябре 2003 г. Поэтому в процессе реформирования  российского образования необходимо учитывать тенденции, проблемы и пути решения характерные для европейского образовательного сообщества.



Индекс материала
Курс: Цели, сущность, тенденции, проблемы и пути их решения
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Исторический аспект
Цели и сущность
Аккредитация
Структуры и субъекты
Основные проблемы, противоречия и пути их разрешения
СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН - УЧАСТНИЦ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА И США
Характеристика систем высшего образования стран, подписавших Болонскую декларацию
Система высшего образования США
Сравнительный анализ систем высшего образования государств - участников Болонского процесса и США
Основные тенденции, влияющие на архитектуру квалификаций
Проблема конвергенции в структуре европейских квалификаций и пути ее решения
Все страницы