Курс: Цели, сущность, тенденции, проблемы и пути их решения - Структуры и субъекты

Структуры и субъекты

После принятия Болонской декларации были созданы официальные структуры, представляющие собой две группы: «большую» и «малую рабочую». Первая группа состоит из представителей (по одному-два человека) от каждой страны, подписавшей декларацию. Во вторую, которую называют «руководящим комитетом», входят три подгруппы. Первая - делегированные члены от государств, председательствующих в Евросоюзе в период между встречами министров (1999 г.- г. Болонья; 2001 г. - г. Прага; 2003 г. - г. Берлин). Иногда ее называют «расширенной тройкой Евросоюза» (Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, Чешская республика). Вторая - члены Европейской комиссии. Третья - делегаты двух европейских организаций - Ассоциации европейских университетов (CRE) и конференции Союза ректоров университетов Европы (Confederation of EU Rektors' Conferences).

На заседания обеих групп приглашаются члены различных неправительственных организаций, представляющих интересы университетских и студенческих сообществ.

Уже в настоящее время в Болонский процесс вовлечены многие действующие физические и юридические лица. Состав участников постоянно расширяется. Это увеличивает шансы на успех процесса, однако, разумеется, не облегчает решение задач, направленных на достижение его целей. Болонский процесс иногда называют процессом консалтинга по сближению политиков и провайдеров, студентов и работодателей. Это - «созвездие» производителей высшего образования, его пользователей и менеджеров, или - форма общеевропейского социального диалога.

От ответственных лиц на всех уровнях требуются глубокие знания роли и потребностей современного высшего образования в нарастающем динамизме перемен и расширяющихся условиях неопределенности.

По мнению многих экспертов, главное в Болонском процессе - деятельность независимых агентств вне официальных структур. Именно она составляет сущность перемен. Наиболее инновационным их элементом является текущий диалог между правительственными кругами и сообществом высшей школы. В одном из комментариев Болонской декларации отмечается то, что она «...признает решающую роль образовательного сообщества в успехе Болонского процесса». В ней отмечается, что межправительственное сотрудничество должно осуществляться во взаимодействии с «неправительственными европейскими организациями, компетентными в сфере высшего образования». Правительства ожидают от университетов позитивного отклика и серьезного вклада в успех их устремлений. Совершенно очевидно, что высшие учебные заведения обладают уникальной возможностью формировать свое собственное будущее в Европе и играть решающую роль в развитии и реализации Болонского процесса40.

Очевидно, что университеты и другие высшие учебные заведения выступают субъектами, а не объектами формирования постболонского пространства.

Активно включается в Болонский процесс Национальный союз студентов в Европе (ESIB). На пражской встрече министров получила одобрение инициатива европейских студентов относительно их участия в структурной реформе как «компетентных, активных и творческих партнеров». В Гетеборской декларации студентов (25 марта 2001 г.) заявлено, что «участие студентов в Болонском процессе является одним из ключевых шагов по направлению к постоянному и более упорядоченному вовлечению студентов во все структуры, принимающие решения, и дискуссионные форумы по вопросам высшего образования на общественном уровне»41.

Конструктивными агентами начавшейся реформы выступают: Ассоциация европейских университетов (СВЕ); Европейская ассоциация университетов (EATJ), созданная в Болонье в
2000 г.; Национальный союз студентов в Европе (ESIB); Европейская ассоциация международного образования (EAIE); Конфедерация союзов ректоров ЕС; Союзы ректоров Дании, Испании; Ассоциация студентов Австрии; Французский национальный фонд образования в области управления (PNEGE); Ассоциация политических институтов Финляндии; Европейское общество инженерного образования (SEFI); Европейская Ассоциация высших ученых заведений - колледжей, политехнических институтов и высших учебных заведений профессионального образования (EUBASHE); Генеральная дирекция ЕС по образованию и культуре; университет в г. Саламанка; Европейская сеть организации контроля качества (ENQA); рабочие группы сети ENIC/2JARIC по итогам Болонской декларации и другие.

По оценкам некоторых специалистов не исключается, что если одно из объединений выйдет из игры, другие сразу же последуют за ним и цикл инноваций прекратит существование.



Индекс материала
Курс: Цели, сущность, тенденции, проблемы и пути их решения
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Исторический аспект
Цели и сущность
Аккредитация
Структуры и субъекты
Основные проблемы, противоречия и пути их разрешения
СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН - УЧАСТНИЦ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА И США
Характеристика систем высшего образования стран, подписавших Болонскую декларацию
Система высшего образования США
Сравнительный анализ систем высшего образования государств - участников Болонского процесса и США
Основные тенденции, влияющие на архитектуру квалификаций
Проблема конвергенции в структуре европейских квалификаций и пути ее решения
Все страницы