Курс: Цели, сущность, тенденции, проблемы и пути их решения - Проблема конвергенции в структуре европейских квалификаций и пути ее решения

Проблема конвергенции в структуре европейских квалификаций и пути ее решения

Для решения данной проблемы предлагаются следующие четыре пути: введение общей европейской зачетной системы; принятие общих, но гибких квалификационных рамок; распространение по Европе модели оценки качества; предоставление европейцам возможности использовать новые возможности для получения образования в Европе.

Первый путь решения данной проблемы - введение общей европейской зачетной системы, предполагает в качестве таковой систему накопления зачетов ECTS. Современная версия ECTS – система, разработанная на основе европейских программ по сотрудничеству и мобильности высшего образования. Ее использование вузами могло бы способствовать мобилизации образовательного потенциала Европы и сделать его более гибким, эффективным и многообразным. Она также могла бы обеспечить возросшую мобильность и сделать высшее образование в Европе более понятным для студентов и работодателей.

Большая часть зачетных систем, используемых в настоящее время в европейском образовательном процессе, была перенята из зачетной системы США, что в немалой степени вызвало наплыв студентов из Азиатских стран. В ближайшей перспективе широкое применение европейской системы сдачи и накопления зачетов могло бы привести к появлению универсальной системы, применяемой во всех секторах высшего образования, наряду с британскими моделями CATS и SCOTCATS, даже если бы ее развитие проходило поэтапно, начиная с университетов. Эта система могла бы охватить все формы обучения: стационарную, вечернюю, пожизненную (курсовые работы, рефераты), интернатуры и другие; учитывать зачеты, сданные в любой стране Европы и признавать эквивалентное обучение за рубежом; устанавливать отличия между различными типами зачетов (общие, специализированные, магистерские); сглаживать структурные различия учебных планов; отвечать различным нуждам студентов и изменяющимся профилям трудоустройства; вписаться в Европейские квалификационные рамки, учитывать автономию вузов.

Несмотря на то, что зачеты базируются на сдаче теоретического материала, зачетная система могла бы способствовать сокращению реальных сроков обучения. Принимая во внимание, что система оценок, получаемых студентами в Европе, разнообразна, все-таки целесообразно ее сохранить и не допускать простых оценок типа «сдано/не сдано». Учитывая, что большинство преподавателей вузов и руководителей имеют ограниченный опыт в применении зачетных систем вообще и, ECTS в частности, предоставление краткой информации и проведение семинаров по ней были бы полезными для них во избежание недопонимания ее необходимости и целесообразности.

Второй путь решения проблемы конвергенции в структуре европейских квалификаций – принятие общих, но гибких квалификационных рамок. Единообразная модель типа «3-5-8» для высшего образования уже не желательна. Существующие в Европе системы высшего образования имеют архитектуру, базирующуюся на четырех этапах. Для прохождения этих этапов необходимо пройти обучение в течение 2, 3-4, 5 и 8 лет. Однако при этом продолжительность каждого этапа следует рассчитывать не в годах, а в количестве академических зачетов, необходимых для успешного завершения каждого из этапов и перехода к следующему. При этом необходимо иметь в виду, что нагрузка на учебный год составляет 60 зачетов по системе ECTS.

Под «этапом» рекомендуется понимать следующее: подготовительная степень - два года обучения и получение зачетов ECTS; первая степень - не менее трех и не более четырех лет обучения и получение зачетов ECTS; степень магистра - пять лет в целом, включая 12 месяцев на получение магистерских зачетов ECTS; степень доктора - около восьми лет обучения в вузе в зависимости от предметов.

Такие временные рамки позволяют варьировать и приспосабливаться к потребностям обучаемых в зависимости от учебной дисциплины и страны. Они учитывали бы рекомендации Сорбонской декларации и были направлены на достижение целей реформ, проводимых в высшем образовании. Для них были бы характерны следующие положительные моменты.

Первый момент - наличие подготовительной степени, дающей возможность сдать зачеты, необходимые для дальнейшего продолжения образования.

Второй - возможность получить первую ученую степень за три - четыре года. Такие временные рамки, характерные для многих стран Европы, не противоречат государственным законам и позволяют обладателю ученой степени занимать определенные должности, создавать рациональные учебные планы по юридическим, научным и технологическим дисциплинам, требующим широкой теоретической базы. Время для практических работ, исследований и изучения языков может быть включено в третий этап со сдачей зачетов.

Третий - возможность для некоторых дисциплин или вузов иметь более длительные учебные программы, ведущие к получению степени магистра.

Четвертый - сроки получения первой степени могут изменяться в зависимости от таких факторов, как традиции, система оплаты обучения, правила приема студентов и составить четыре года. С другой стороны, есть мощные факторы, способствующие сокращению обучения до трех лет: Европейская директива, обеспечивающая взаимное признание квалификаций, растущее давление со стороны государства с целью сокращения государственных дотаций, конкуренция между соотечественниками и студентами-иностранцами, развитие программ пожизненного обучения.

Не менее интересным аспектом является то, что эти рамки соответствуют предложению, выдвинутому в Великобритании. Согласно ему выделяются следующие уровни образования: подготовительная степень с получением сертификата; степень бакалавра с получением диплома; степень магистра с получением диплома; степень доктора. Дипломированный специалист – квалификация (степень), присваиваемая выпускнику высшего учебного заведения, реализовавшему вторую ступень высшего профессионального образования, успешно прошедшему итоговую аттестацию и защитившему дипломный проект.

В соответствии с этой моделью первую степень можно получить за три - четыре года. Студенты, занимающиеся по обширным программам и сдавшие 180 зачетов, могут получить степень бакалавра. Для получения степени магистра необходима сдача минимального количества зачетов в зависимости от специализации. В Шотландии, например, для получения степени магистра необходимо сдать 240 зачетов (около четырех лет обучения). При использовании такой модели вузы соблюдают требования государства и соответствующих органов, контролирующих их деятельность, сохраняют свою автономию. Однако, в этом случае необходимо принятие единых лицензионных сроков, для того, чтобы избежать явных противоречий, так как во Франции, например, лицензия действительна в течение трех лет, в Бельгии и Швейцарии – четырех лет и наименований, которые не могут ввести в заблуждение. Показательным в этом вопросе может быть работа британского Агентства по обеспечению качества в высшем образовании.

В общих, но гибких рамках квалификаций степень бакалавра и магистра имеют смысл, если соблюдены следующие десять ключевых условий.

Первое - ведение степеней бакалавра и магистра не должно быть результатом переименования существующих программ. Должны быть созданы новые учебные планы или значительно усовершенствованы старые.

Второе - они должны гарантировать получение базовых знаний. В их основе должны быть результаты, а не отводимое  на обучение время и содержание учебных планов. В условиях значительного разнообразия программ, распространения вечерней и пожизненной форм обучения, такой показатель как продолжительность обучения теряет значимость.

Третье - они должны открывать реальные возможности для рынка труда. Не имеет значения, на каких дисциплинах специализируются студенты – научных, профессиональных или технологических.

Четвертое - первая ученая степень должна предлагаться не только университетами, но и вузами другого уровня.

Пятое - вузы должны быть заинтересованы в своевременном успешном завершении программ.

Шестое - все типы первой ученой степени должны открывать возможность продолжать учебу, однако при этом не все желающие должны автоматически зачисляться в вузы для дальнейшего обучения.

Седьмое - обучение по бакалаврским и магистерским программам по дополнительным дисциплинам в различных вузах, странах и на разных языках должно поощряться особо. В большей степени это касается студентов, которые значительное время провели на производстве, а затем решили продолжить образование для получения степени магистра. Это будет способствовать диверсификации профиля подготовки тех, кому предстоит вступать в европейский рынок труда.

Восьмое - новые программы должны быть в кратчайшие сроки аккредитованы на национальном уровне и независимыми дисциплинарными европейскими организациями. В большинстве случаев новые степени и дипломы будут признаваться наряду с традиционными, известными и давно прошедшими аккредитацию. Однако их аккредитация может быть затруднена, если, конечно, к этому не подходить формально.

Девятое - студенты должны быть соответственно информированы о том, что от них требуется и ожидается. Особенно это касается проблемы сокращения случаев несданных зачетов.

Десятое - работодатели должны быть заинтересованы в найме обладателей первой ученой степени. Поэтому их необходимо информировать о разработке новых учебных планов и процессе оценки знаний.

При соблюдении данных условий риск введения новых степеней может быть небольшим и заключаться в следующем:

  • появление новых названий степеней без качественных изменений (улучшений) ведет к ситуации, когда новая ученая степень бакалавра рассматривается как промежуточный шаг в традиционной долгосрочной программе обучения;

  • первая ученая степень не открывает реальных возможностей по трудоустройству выпускников, получивших ее, и, рассматривается как низкий статус по сравнению с имеющими более высокую ученую степень;

  • неоднозначность и сложность выбора учебных заведений из-за появления новых степеней в длинном и сложном списке уже существующих квалификаций, особенно, если две группы квалификаций нечетко отделены друг от друга или достаточно давно получили признание;

  • стирание различий в учебных профилях через эффект академического вливания в профессиональные и неуниверситетские заведения.

Третий путь решения проблемы конвергенции в структуре европейских квалификаций – распространение по Европе модели оценки качества.

Введение новых учебных планов (документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в образовательном учреждении или на определенной ступени образования, объем и последовательность их изучения, разбивку по учебным периодам, виды и сроки промежуточной аттестации) и квалификационных рамок предопределяют необходимость наличия гарантии качества и сравнительной оценки учебных планов и учебного процесса в Европе. При составлении учебных планов нагрузка рассчитывается исходя из понятия академический час – единицы измерения учебного времени, равная 45 астрономическим минутам.

В последнее годы во многих странах постоянно увеличивается количество государственных или независимых  агентств по гарантии качества во всем спектре высшего образования или только его части. Дискуссии о том, что означает ученая степень и какие гарантии она дает студентам и их обладателям, впервые начались в Великобритании, а затем развернулись и в других странах. Это демонстрирует смещение фокуса внимания с программ и преподавания на знания и компетенцию. Очень важно не только стимулировать возникновение различных возможностей обучения с учетом целей, профилей, содержания и методов, но и конвергировать стандарты качества в Европе и осуществлять обмен информацией по аспектам качества. Было бы целесообразно назначать экспертов из других европейских стран в комиссии и агентства по национальной гарантии качества, а также создавать группы, посещающие университеты с проверкой, поощрять создание сети независимых агентств по гарантии качества.

В настоящее время назрела необходимость развития нового типа оценки, базирующегося не на государственной системе или учреждении, а на преподаваемом предмете, дисциплине или специальности. Недостатком этого подхода является то, что в Европе нет независимых организаций, к которым вузы могли бы обратиться по вопросу оценки их учебных планов. Необходимо заполнить этот вакуум и создать ряд агентств, включить в них представителей вузов, которые были бы независимы от национальных и европейских властей и устанавливали бы стандарты по предметам и дисциплинам. Качество легче измеряется и его улучшение оперативно инициируется (инициа-
ция
– общественное признание уровня знаний, достигнутого студентом в процессе аттестаций различного уровня) на уровне одной дисциплины, а не всего учреждения. Стандарты должны базироваться на результатах, а не на вложенном в них труде. Государственный образовательный стандарт – базовый нормативный документ федерального значения, определяющий содержание и уровень подготовки обучающихся по определенной образовательной программе. Знаки качества должны базироваться на европейских стандартах, без отклонений от них, что способствовало бы типу независимой аккредитации. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта (ГОС)часть ГОС, отражающая национально-региональные особенности подготовки специалистов по направлениям подготовки (специальностям), включаемая при необходимости в образовательную программу самим вузом. Представляется целесообразным и опубликование списков курсов и программ на получение ученой степени, соответствующих стандартам, а тем, кто не прошел аккредитацию объяснять причину их неуспеха.

Эти новые организации должны базироваться на работе уже существующих или создаваемых в будущем европейских дисциплинарных сетей. Такие сети играют важную роль и должны получать поддержку у вузов и правительств. Объективное сравнение существующих учебных планов и разработка новых возможны только на уровне дисциплины. Сравнительный обзор учебных планов иногда показывает то, что считалось невозможным для одной страны, имеется в другой.

Обобщать, публиковать и распространять информацию по каждой специальности в Европе и помогать установить европейские стандарты по знаниям, необходимым для вступления в европейский трудовой рынок легче и продуктивнее по одной дисциплине, чем на вузовском уровне.

Инициатива EQUIS в области изучения бизнеса и менеджмента является примером того, как может быть разработана система оценки на базе предмета. EQUIS была разработана на независимой и добровольной основе сетью вузов, работающих с промышленными компаниями. Она имеет следующие цели: разработать инструмент для сравнения и эталонного тестирования; выработать общий взгляд на стандарты качества; ускорить процесс улучшения качества по всей Европе; предоставлять рыночную информацию; создать процесс аккредитации с присвоением знака
качества.

Ряд ведущих вузов со специализацией в менеджменте уже реализовали этот процесс и получили аккредитацию EQUIS. Другим вузам, подавшим заявку, была предоставлена информация о том, что необходимо улучшить для прохождения аккредитации.

EQUIS можно рассматривать как вторую опору процесса оценки и аккредитации в Европе. Наряду с национальными системами, занимающимися аккредитацией, независимая оценка на базе дисциплины является неотъемлемой частью европейского высшего образования. Движение в этом направлении на европейском уровне только выиграет от участия в процессе аккредитации на базе дисциплины независимых агентств европейских стран. Уже есть ряд положительных примеров. Например, в Италии планируется работа специализированных агентств по пяти дисциплинам, в Германии новый аккредитационный совет по бакалаврским и магистерским программам признает существование независимых региональных и специализированных агентств, – например, по инженерному делу.

Формирование европейского образовательного пространства предполагает наличие стандартов качества для транснационального образования. В перспективных планах большинства европейских стран отсутствует вопрос развития транснационального образования. Однако с двух различных точек зрения это представляется важным для большинства европейских стран.

Во-первых, большинство европейских университетов и правительств не могут создавать конкуренцию на этом новом мировом рынке. Привлекательность Европы для студентов и преподавателей со всего мира является важным мотивом для поддержки Сорбонской декларации и реформ в таких странах, как Германия. Ситуацию может улучшить разработка новых учебных планов и понятной зачетной системы.

Во-вторых, транснациональное образование поднимает целый ряд проблем, связанных с аккредитацией, контролем качества и признанием образования, которое предоставляется в Европе и других неевропейских странах. Имеется настоятельная необходимость для европейских стран установить критерии признания государственных и частных поставщиков транснационального образования, с тем, чтобы контролировать качество и видеть различия между законным образованием и фабрикой, штампующей дипломы. Деятельность в этом направлении вряд ли будет успешной без координирования между европейскими странами.

Четвертый путь решения проблемы конвергенции в структуре европейских квалификаций - предоставление новых возможностей обучения в Европе для европейцев.

Зачетные системы, понятные квалификационные рамки, гарантия качества и выход на европейский рынок труда предоставили бы всем студентам новые более гибкие возможности получения образования на стационаре, вечерних отделениях, курсах обучения через всю жизнь, будь то обучение мобильное, дома или в интернатуре. Мобильность могла бы быть структурно облегченной и более предпочтительной с точки зрения качества. Для стимулирования использования студентами этой новой возможности обучения программы должны в перспективе непрерывно развиваться. Полезными мерами могли бы стать предоставление государственных грантов, ссуд и более легкий и быстрый доступ к мобильным грантам. Гибкость зачетной системы вылилась бы в обучение за рубежом по более разнообразным профилям. Особенно это касается студентов, не участвовавших в программах обмена на первых курсах, но которые могли бы накапливать зачеты с целью продолжения обучения в другой стране на более поздних этапах. Новые формы мобильности преподавателей и руководства вузов при поддержке руководства способствовали бы разработке новых учебных планов и системному сотрудничеству по отдельным дисциплинам.

В формирующемся Европейском образовательном пространстве важная роль могла бы отводиться кратковременным магистерским курсам. Целесообразным может считаться разработка кратковременных магистерских курсов (12 месяцев, 90 зачетов ECTS), преподавание на которых велось бы на английском языке группой преподавателей из разных стран. Студентам, получившим степень бакалавра в вузе одной страны, можно было бы предложить получить степень магистра в вузе другой страны. Такой тип последовательной или вертикальной мобильности в противоположность интегрированной или горизонтальной мог бы внести значительный вклад в достижение таких целей как: консолидация порядка следования бакалавр/магистр; создание хорошей основы для накопления и учета зачетов; диверсификация профиля студентов, вступающих в рынок труда; появление нового типа выпускников, пользующихся спросом на рынке труда, и обладающих ученой степенью двух стран и обширным опытом работы в другой стране; улучшение качества путем сравнения и интернационализации; привлечение студентов иностранцев (в основном из американских университетов) для обучения в Европе. Международная конкурентоспособность в секторе аспирантуры очень важна из-за высокого спроса на образовательные услуги. Например, в США в три раза больше людей желают обучаться в аспирантуре (аспирант – лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре в целях подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук), по сравнению с бакалавриатом и магистратурой, и будущие руководители, которых было бы очень важно привлечь в Европейские университеты, находятся среди людей именно в этой среде.

Отмечается также и возрастающая роль сетей NARIC/ENIC. Считается, что роль сетей NARIC/ENIC как центров по признанию зарубежных ученых степеней должна стать более важной, чем в прошлом. Сотрудничество, заключающееся в обмене данными, сравнении методов и процедур, распространении информации, должно находить взаимную поддержку. Использование приложения к диплому, предоставляющее стандартную информацию о содержании, характере и уровне определенной квалификации и реализация Лиссабонской конвенции по признанию зарубежной квалификации являются стимулами мобильности.

Анализ первых лет обучения студентов, получающих «третичное» образование, проведенный OECD, значительного количества национальных опросов и отчетов показал какую важную роль играют информация и консультирование, а также то, что получается, когда обучаемые начинают изучать курсы, не по выбору, или вынуждены выполнять требования, с которыми они по разным причинам не были ознакомлены и не могут выполнить. Было также показано, как недостаточная информация и отсутствие поддержки со стороны семьи, если нет психологической поддержки со стороны профессионалов, могут быть основным препятствием в получении образования для студентов из менее привилегированных социальных слоев. Исследования, проведенные ESIB и членами студенческих союзов, показали: большинство студентов не думают о том, что учеба в родной стране готовит их к вступлению в европейский рынок труда. Этот вывод должен учитываться как работниками сферы образования, так и его консультантами.

Европейское высшее образование нуждается в дополнительной поддержке на европейском, государственном и учрежденческом уровнях с целью повышения информированности студентов и достижения взаимопонимания между вузом и обучаемыми. Это же касается проблем трудоустройства и прохождение практики в других странах. Для их успешного решения необходимо следующее.

Во-первых, своевременно распространять информацию среди студентов и выпускников, желающих знать об обучении, прохождении практики и трудоустройстве в Европе все, что требуется по их специальности. В этом направлении уже был приняты определенные меры. Однако есть необходимость в дальнейшем обобщении и развитии этих мер по всем специальностям, а также в переадресовке существующей базы данных (в частности, Ортелиус), которые ориентированы на государственную систему и учреждения.

Во-вторых, сделать базы данных доступными для студентов, выпускников и консультантов.

В-третьих, согласовать планы подготовки студентов, обучения консультантов и работников отделов кадров для предоставления им возможности вписаться в европейскую систему образования.

Европейское высшее образование должно основываться на следующих ключевых руководящих принципах.

Первый принцип - качество: реформы, касающиеся зачетных систем и структуры ученых степеней, не могут заменить усилий по улучшению и гарантированию качества учебных планов и преподавания.

Второй - мобильность: самая мощная движущая сила для изменений и улучшений в системе европейского высшего образования исходит из осознания альтернативных подходов и использования опыта других стран.

Третий - многообразие: меры, не учитывающие культурные, лингвистические и образовательные различия, существующие в странах Европы, могут подвергнуть сомнению не только достигнутые результаты, но и перспективы дальнейшей конвергенции.

Четвертый - открытость: европейское высшее образование может выполнить свою миссию только на основе конкуренции и сотрудничества с образовательными системами других регионов мира.



Индекс материала
Курс: Цели, сущность, тенденции, проблемы и пути их решения
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Исторический аспект
Цели и сущность
Аккредитация
Структуры и субъекты
Основные проблемы, противоречия и пути их разрешения
СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН - УЧАСТНИЦ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА И США
Характеристика систем высшего образования стран, подписавших Болонскую декларацию
Система высшего образования США
Сравнительный анализ систем высшего образования государств - участников Болонского процесса и США
Основные тенденции, влияющие на архитектуру квалификаций
Проблема конвергенции в структуре европейских квалификаций и пути ее решения
Все страницы