Курс: Цели, сущность, тенденции, проблемы и пути их решения - Основные проблемы, противоречия и пути их разрешения

Основные проблемы, противоречия и пути их разрешения

Сущность главной проблемы в Европе заключается в следующем: достижимы ли выдвинутые Болонской декларацией цели к 2010 году? Ответ на возможность ее решения не является однозначным.

Сущность первой точки зрения по этой проблеме заключается в следующем. Как и в каждом системном проекте, в структурной реформе европейской высшей школы дают о себе знать и различные уровни развития образовательных систем, и культурно-образовательные традиции, и разная степень психологической готовности к активному включению в процесс. Не было бы большей иллюзии, чем представить Болонский процесс как согласованное движение всех национальных систем или даже их звеньев (секторов, профилей) в направлении заявленных целей. Опасения возникают с разных направлений, у различных субъектов, по очень широкому кругу вопросов. Студенты нередко усматривают в Болонском процессе угрозу «свертывания» бесплатного образования и резкого сокращения выделяемых из бюджетов средств на высшее образование. Ректоры и преподаватели вполне допускают, что введение ECTS чревато снижением качества образования его отдельных профилей. В кругах чешской общественности инженерного образования выражается сомнение «в реальной пользе строго двухуровневой системы без параллельных «прямых» магистерских программ, особенно с точки зрения логической структуры и последовательности учебных курсов, а также качества подготовки выпускников»42.

Вторая точка зрения существенно отличается от первой. Часть экспертов считает, что имевшаяся первоначально озабоченность уменьшается и даже исчезает.

Общепризнанными являются следующие факты. Декларация не оспаривает многообразия систем и дисциплин, а, напротив, поддерживает и систематизирует его. Принципы декларации полностью совместимы с двухуровневыми системами. Системы кредитных часов не лишают университеты возможности формировать собственные учебные планы и не обязывают их принимать без ограничения все кредиты, которые студенты желают перевести. Существуют различные пути сделать степени соответствующими условиям рынка труда.

В настоящее время требуется большее многообразие первых степеней, которое обеспечивало бы новые возможности на рынке труда и облегчало доступ к различным видам послеуниверситетского образования43.

Перечень других, не менее важных проблем значителен и разнообразен. К приоритетным проблемам из этого перечня относятся, прежде всего, следующие: как адаптировать к двухступенчатой схеме высшего образования довольно жесткие монодисциплинарные учебные планы; каким образом совместить с ней имеющиеся во многих странах сложные  структуры присвоения степеней; как выстроить ориентацию на рынок без коммерциализации высшего образования, а конкуренцию между вузами совместить с сотрудничеством; каковы оптимальные возможности у университетов «смягчить» (облагородить, гуманизировать) многие угрозы и риски, которые связаны с глобализацией высшего образования; какой должна быть позиция высшей школы Европы по отношению к транснациональному образованию; с помощью каких мероприятий, программ и механизмов можно сближать (делать совместимыми) неуниверситетские уровни высшего образования, столь бурно развивающиеся в отдельных европейских государствах; как сблизить академическую направленность бакалавриата и магистратуры с усилением их профессиональной ориентации; не приведет ли введение ускоренных и укороченных курсов высшего образования к снижению качества образования (наблюдается выраженная тенденция к трехлетнему бакалавриату); удастся ли ускорить продвижение к проектированию и реализации качественных образовательных программ профессионального бакалавриата в общеевропейском масштабе; насколько распространим опыт тех образовательных систем, в которых бакалавриат и магистратура интегрированы в единый учебный план.

Следует иметь в виду, что проблемный ряд значительно шире перечисленного.

Допуск к магистерским программам, к сожалению, не является автоматическим, во всяком случае, для студентов «со стороны». Не преодолены препятствия к расширению мобильности преподавателей. Конкуренция, как механизм развития высшего образования и совершенствования его качества, далеко не однозначно воспринимается в академических и общественных кругах. Не устранено недопонимание роли и объектов аккредитации (иногда говорят о «метааккредитации»).

Нет пока единого толкования многих понятий, в том числе и таких как «аккредитация», «бинарные и тернарные системы высшего образования», «двухступенчатая структура», «неуниверситетский сектор» и т.п. Многих не устраивают различия в номенклатуре степеней, дипломов и квалификаций. Требуется англоязычная идентификация ряда традиционных и открываемых высших учебных заведений, предметных областей.

Отсутствуют убедительные доказательства корректности двухступенчатой системы применительно к таким профилям (областям, направлениям) подготовки, как «инженерное дело», «медицинские науки», «право». Нет объемной информации по основным вопросам Болонского процесса, положительным примерам и идентификации проблем. Крайне медленно проводится структурная реформа в решении конкретных предметных или профессиональных областей. Только в некоторых европейских странах образование через всю жизнь «интегрируется» как часть (цель, задачи) систем высшего образования.

Европейские эксперты высказывают мнение, что по мере развития процесса требуются: подтверждение основных целей и принципов Болонской декларации для того, чтобы подкрепить ее роль главного элемента долгосрочных реформ и программы перемен в Европе; большая координация, особенно в отношении ECTS и профиля степеней бакалавра и магистра для того, чтобы избежать излишнего многообразия, способного породить новые препятствия, и свести на нет положительный эффект процесса сближения.

Имеет место недооценка сравнительных исследований в высшем образовании, выполненных в современных методологических форматах. Явно недостаточное внимание уделяется международному аспекту разработки учебных планов и образовательных программ.

Анализ содержания Болонского процесса, перечисленных проблем, результаты его оценки  различными западноевропейскими экспертами, показывает, что Болонскому процессу присущи заявленные цели, механизмы, инструментарий, но не предопределены результаты.

Риски не исключаются для тех, кто активно включился в него, и тех, кто предпочитает выждать время и уповает на здоровый консерватизм образовательных систем, способных к самозащите, саморазвитию и отторжению чуждого и поспешного.



Индекс материала
Курс: Цели, сущность, тенденции, проблемы и пути их решения
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Исторический аспект
Цели и сущность
Аккредитация
Структуры и субъекты
Основные проблемы, противоречия и пути их разрешения
СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН - УЧАСТНИЦ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА И США
Характеристика систем высшего образования стран, подписавших Болонскую декларацию
Система высшего образования США
Сравнительный анализ систем высшего образования государств - участников Болонского процесса и США
Основные тенденции, влияющие на архитектуру квалификаций
Проблема конвергенции в структуре европейских квалификаций и пути ее решения
Все страницы