Курс: Цели, сущность, тенденции, проблемы и пути их решения - Характеристика систем высшего образования стран, подписавших Болонскую декларацию

Характеристика систем высшего образования стран, подписавших Болонскую  декларацию

Система высшего образования Великобритании. Великобритания, как и большинство европейских государств, не относится к числу стран, практикующих применение образовательных стандартов, поэтому в ней нет устанавливаемых государством перечней обязательных для вузов дисциплин и компонентов.

На примере Кембриджского университета, Лондонской школы экономики и политических наук, университета Йорка, университетов Ноттингема, Бирмингема, Варвика можно убедиться, что дисциплины по выбору разделены на два блока. В один блок включены дисциплины ограниченного выбора, в другой – дисциплины свободного выбора. В первом случае студент выбирает дисциплины из перечня, предложенного факультетом, причём количество дисциплин может быть достаточно велико и включать несколько областей знания. В случае свободного выбора студенту предлагаются дисциплины всех факультетов университета, руководствуется он в данном случае только персональными предпочтениями. Единственное при этом ограничение – уровень знаний. Это означает, что каждая дисциплина, как правило, имеет код, первые цифры которого указывают её уровень, соответствующий году обучения. К примеру, студент первого курса не может выбрать дисциплину, соответствующую второму или третьему году обучения.

Традиционно система высшего образования базируется на двух основных уровнях – бакалавриат, занимающий обычно три года, и магистратура, обучение в которой продолжается один или два года.

Продолжительность дневного обучения для получения степени бакалавра составляет в среднем три года. Продолжительность обучения в магистратуре составляет, как правило, один год для программ обучения Taught и два-три года - для исследовательских программ. В большинстве случаев, для поступления в магистратуру студентам необходимо иметь степень бакалавра с отличием. При её отсутствии необходимо подтверждение знаний с помощью специального теста.

Программы магистратуры разделены на два вида. При обучении по программе научного исследования (Research) студенты, под наблюдением курирующего преподавателя, самостоятельно проводят исследования в интересующей их области. Они также участвуют в работе научных семинаров, на которых и представляют результаты своих работ. Как правило, эта программа используется теми учащимися, которые намерены продолжить свои исследования с целью получения докторской степени, и рассчитана на два-три года при дневной форме обучения. Магистерская программа Taught состоит из лекций и семинаров с последующей защитой диссертации магистра. При дневной  форме  обучения  эта  программа  рассчитана   в  среднем на один академический  
(9 месяцев) или, в зависимости от вуза и направления, астрономический (12 месяцев) год. Программы магистратуры наравне с программами бакалавриата содержат большой выбор предметов изучения и научных тем. После успешного окончания магистратуры можно продолжить обучение с целью получения степени доктора философии (PhD).

В некоторых университетах (Бирмингема, Варвика, Йорка, LSE) предусмотрено деление учебного года на триместры – осенний, весенний и летний. Сроки начала триместра и его завершения в разных вузах могут не совпадать. В среднем, продолжительность триместра составляет 10 недель. Если обучение проводится посеместрово, как в университете Ноттингема, то продолжительность академического года также составляет 30 недель (14 - в осенний и 16 - в весенний семестры).

Учебная нагрузка учащегося составляет 38 часов в неделю в течение каждого триместра. Из них аудиторная нагрузка занимает примерно 8 часов – четыре лекции и, параллельные им, четыре занятия в классе, проводимые в небольших группах, обычно по 15 человек. Предполагается, что на занятиях студент прорабатывает вопросы, возникшие на лекциях. Они, как правило, проводятся в течение первых двух триместров, а последний предназначен для самостоятельной работы и встреч с куратором (6-7 встреч в неделю). Администрация университетов обращает внимание студентов на то, что время между официальными триместрами предусмотрено для самостоятельной работы (нагрузка – 10-20 часов в неделю).

Система кредитов отражает объём работы, включающий как аудиторные часы, так и время индивидуальной работы студента. Один кредит отражает десятичасовую работу студента. Таким образом, «стандартный модуль» в десять кредитов отражает работу студента в сто часов и составляет одну восемнадцатую часть полного курса. Полный трёхгодичный курс на получение степени бакалавра составляет 180 кредитов.

В университетах Ноттингема и Бирмингема используют внутренние системы зачётных единиц. Для успешного обучения необходимо получить по 100-120 кредитов в течение учебного года, т.е. 340-360 – за всё время обучения. Внутренние системы накопления кредитов позволяют студенту несколько расширять свободу выбора изучаемых дисциплин – количество дисциплин при таком подходе не регламентируется, необходимо набрать только соответствующее число кредитов. Каждая из дисциплин, таким образом, имеет свою «цену»: 10, 15 или 20 кредитов. Дипломная работа бакалавра может быть оценена в 30 и 40 кредитов. Университет Варвик практикует модульную систему обучения. Обычно объём модуля, в который входит одна дисциплина, равен четверти  объёма годичной программы. Таким образом, в университете Варвик количество изучаемых дисциплин регламентировано. Поскольку в каждом университете существует своя собственная система зачетных единиц, то общий объем учебной нагрузки за три года обучения, выраженный в кредитах, в различных университетах не является одинаковым. Кембриджский университет внутренней системы кредитов не практикует.

Для ведущих вузов характерна достаточно высокая степень свободы выбора студентами учебных дисциплин, влияющих на специализацию выпускников. Это обеспечивается наличием обширного банка специальных и смежных со специальностью дисциплин, из которых университет определяет набор обязательных дисциплин, дисциплин ограниченного выбора (из предложенного перечня) и дисциплин свободного выбора на каждом уровне образования.

Несмотря на то, что университеты не придерживаются единой схемы организации учебного процесса, очевидно наличие общих компонентов в образовательных программах вузов. Это объясняется влиянием рекомендаций специалистов и работодателей, а также требованиями рынка труда и жёсткой конкуренцией на рынке образовательных услуг.

Степень свободы при выборе студентом той или иной дисциплины университет устанавливает по своему усмотрению. Однако в целом схема обучения в различных вузах однородна – преподаваемые курсы как обязательные, так и ограниченного выбора, не выходят за рамки специальности и смежных с ней областей знания. При успешном завершении сравнительно небольшого срока обучения в бакалавриате студент может стать вполне квалифицированным специалистом.

Объём дисциплин, установленных вузом в качестве обязательных и предназначенных для фундаментальной подготовки выпускников, в среднем составляет около 50%, а их перечень устанавливается научным сообществом университета.

Наличие общей модели уровней образования (бакалавр, магистр, доктор) и использование кредитной системы позволяет обеспечить не только гибкость учебного процесса, но и академическую мобильность студентов и преподавателей.

Великобритания не относится к числу стран, применяющих практику использования государственных образовательных стандартов. Это касается как организации учебного процесса, так и его материально-технического обеспечения. Вследствие того, что от указанных факторов зависит успешность учебного заведения на рынке образования, в интересах вуза обеспечить неограниченный доступ учащихся к информационным ресурсам, а также максимально комфортное для студентов и сотрудников  техническое оснащение университетов.

Несмотря на то, что каждый сотрудник университета и практически все студенты имеют свои собственные ПК, университеты оснащены компьютерами в степени достаточной для свободного доступа к ним студентов и служащих. Так, Лондонская школа экономики (LSE) предоставляет для пользования 2000 компьютеров. Студенты имеют свободный доступ к ним как на территории самой школы, так и в специальных лабораториях. Каждая такая лаборатория оснащена принтером, большим TV монитором и различной вспомогательной компьютерной техникой. Во время сессии одна из компьютерных лабораторий доступна круглосуточно.

В Кембриджском университете студенты также имеют свободный доступ к компьютерной технике. Только в здании факультета социальных и политических наук в свободном доступе находятся 59 компьютеров, лазерный принтер и сканер для всех учащихся. Печать материалов является платной (четыре пенса за страницу А4 при 100 страницах заказа). Исключение составляют учащиеся, получившие степень бакалавра, которым предоставляется право бесплатной печати до
1000 страниц. Максимальная скорость печати - 13 копий в минуту.

Компьютеры университетов объединены в высокоскоростную сеть. В Кембридже некоторые колледжи имеют свои локальные сети, имеющие выход в общеуниверситетскую сеть. Локальные сети университетов имеют выход в национальную сеть и в Интернет. Обеспечен практически неограниченный и бесплатный доступ в Интернет, к электронной почте, дистанционный вход в сети. Персональные компьютеры студентов и сотрудников также входят в общеуниверситетскую компьютерную сеть. В вузах применяются беспроводные технологии доступа в сеть. Специальная служба обеспечивает доступ в Интернет с университетских компьютеров, оказывает различную техническую помощь студентам и преподавателям.

В ведущих вузах работают службы иллюстрации и фотографии (цветная печать, сканирование, проявка и печать фотографий, изготовление багетов, выведение на плёнку). Кроме того, в Кембриджском университете работает служба видеоконференций, позволяющая организовывать между двумя и более удалёнными друг от друга аудиториями телемосты. Зал конференций рассчитан на 25 человек, в нем установлены три больших монитора, два из которых позволяют общаться участникам встречи и демонстрировать материалы, а третий предназначен для дистанционного обучения. При соблюдении определённых условий допускается возможность участия в конференции подключением переносного компьютера к оборудованию конференции.

В библиотеке университета Бирмингем работает Центр языковых и медиаресурсов. В Центре установлены 23 компьютера с набором необходимых программ для изучения языка, имеется возможность использования информационных ресурсов Интернета, электронной почты. Распечатать нужную информацию можно с любого компьютера центра. Студентам предоставлена богатейшая видео, дисковая и CD-коллекция для изучения иностранного языка, как в самом Центре, так и у себя в кампусе. Видеоматериалы можно просмотреть в специально оборудованной комнате или в поточном просмотровом кабинете. Оба помещения, оборудованные видеооборудованием NTSC формата, дают возможность делать видеозаписи программ местного и спутникового европейского телевидения. Общее количество компьютеров, находящихся в кампусах и подключенных к Интернету, составляет 17000 единиц.

Университетские библиотеки являются хранилищами миллионов изданий по всем областям знаний. Библиотека каждого университета состоит из множества основных и факультетских фондов. Так, в Кембриджском университете находится 5 основных, 84 факультетских фонда и
24 библиотеки, связанных с университетом. Количество библиотек в университете Бирмингема – 13. Многие материалы хранятся не только в печатном, но и в электронном виде. В библиотеках хранятся книги, текущие периодические издания, собрания документов, тезисов и проектов, а также видео- и CD-материалы. Количество читальных мест библиотеки – 2490. В библиотечном фонде Бирмингемского университета имеется 2500000 томов, манускриптов, архивных материалов. Количество периодических изданий, поступающих в неё ежегодно – 1030000, кроме этого, ежегодно приобретается 93000 единиц печатной продукции.

Электронные ресурсы библиотеки Кембриджского университета предоставляют пользователям публикации по всем предметным областям и содержат свыше 32 миллионов записей текстов в электронном виде. Тексты датируются, начиная с XI века. Существует возможность доступа к другим электронным ресурсам, в том числе иностранным. Электронная библиотека Лондонской школы экономики обеспечивает доступ почти к 3000 наименований электронных журналов, газет, рабочих документов, правительственных публикаций, статистических данных и т. д.

Как правило, факультеты предоставляют студентам и сотрудникам информацию о наличии необходимых материалов в факультетских библиотечных фондах. Кроме того, университеты предусматривают необходимость консультативной помощи студентам, которую оказывают специальные службы.

Система высшего образования Франции. Структура системы образования во Франции значительно отличается от других европейских стран. Она сохранила свои национальные особенности и консервативные черты и характеризуется большим количеством различных вузов с отличающимися программами и структурами.

Различают два основных типа высших учебных заведений: университеты и высшие школы. Университеты (их около 80) являются государственными высшими учебными заведениями, они принимают всех желающих, имеющих соответствующий диплом о среднем образовании. В университетах можно получить общее университетское образование, профессиональное университетское образование и специализированное. Подготовка специалистов в университетах ведется по всем дисциплинам и направлениям, студентов обучают навыкам научной работы и профессиональной деятельности. Высшие школы и специализированные высшие школы, частные или государственные, готовят специалистов широкого профиля. В эти учебные заведения поступают по конкурсу, т.к. число мест ограничено. Высшие школы готовят специалистов различных областей: инженеров, менеджеров, работников сферы культуры, архитекторов, судей. Как правило, дипломы французских вузов являются государственными.

Образование в университетах делится на три цикла, по окончании каждого из которых студент получает соответствующий диплом:

- первый цикл рассчитан на два года и завершается экзаменом на получение диплома об общем (DEUG - Dipl?me d'Etudes Universitaires G?n?rales) или научно-техническом (DEUST) университетском образовании;

- второй цикл состоит из двух-трех лет обучения, по окончании первого года выдается диплом лиценциата (Licence / эквивалент bachelor degree), а второго – диплом магистра (maitrise);

- третий цикл предполагает углубленное изучение избранной специальности и сопровождается самостоятельной научной работой, по окончании его выдается диплом о специальном высшем образовании, позволяющий работать в области научных исследований и дающий право поступать в докторантуру, после обучения в которой в течение трех лет и при защите диссертации присваивается степень доктора наук (doctor degree - PhD).

Однако вступление в Евросоюз и создание единого образовательного пространства диктует необходимость реформ в структуре французского образования. В настоящее время многие университеты Франции переходят к новой структуре образования (программа «LMD»), а также к европейской системе кредитов.

Новая схема обучения выглядит следующим образом: Licence - три года (в университетах возможно получить диплом об общем образовании); DEUG - два года, но он менее престижен; Master + 2 года; Doctorat + 3 года.

Согласно системе ECTS (European Credit Transfer System) новая зачетная единица называется cr?dit europ?en (CE, европейский кредит). Для унификации образовательного процесса многие университеты переходят к модульному обучению. Образовательный модуль оценивается в кредитах (цена модуля обычно варьируется в пределах 20 кредитов). По новой системе университетский год оценивается в 60 кредитов (по 30 кредитов в семестр). В каждый модуль включено несколько учебных дисциплин. Например, первый модуль (16 кредитов) общего экономического образования (DEUG) состоит из следующих дисциплин (университет Марн-ля-Валле): введение в экономику – 4 кредита, введение в управление – 4 кредита, математическая статистика – 4 кредита, первый иностранный язык – 4 кредита.

Модули возможно разделить на условные группы, содержание этих групп для различных специальностей значительно отличается, но среди них можно выделить несколько основных образовательных блоков для построения учебного плана.

Модули фундаментального образования изучаются на первых курсах обучения в университете. Например, первый фундаментальный модуль программы DEUG в области экономики и управления университета Rennes I включает следующие дисциплины: «Введение в экономический анализ», «Прикладная статистика», «Введение в микроэкономику», «Экономика предприятия».

Модули дополнительных дисциплин обычно включают дисциплины смежных специальностей. Например, для экономистов модуль дополнительных дисциплин содержит правовые курсы: «Введение в частное право», «Конституционное право» и др. Для социологов модуль дополнительных дисциплин включает дисциплины: «Психология», «Демография», «Антропология», «Экономика».

Методологические модули изучаются в большинстве вузов на всех курсах. На младших курсах этот блок включает следующие дисциплины: «Основной иностранный язык», «Введение в методологию специальности» и др. На старших курсах студенты ориентированы на дополнительное изучение отдельных приложений выбранной специальности, например, «Методы анкетирования».

Модули специальности – блок профессиональной ориентации, теоретические и практические курсы специальности. Дисциплины этого блока рассчитаны на студентов старших курсов, изучивших фундаментальные модули. Выборные модули - специализация или общеобразовательные курсы.

Содержание и количество выборных модулей в значительной степени зависит от администрации университета и образовательной базы вуза.

Новая схема университетского образования «LMD» не предполагает отдельной ступени общего образования (DEUG), как это было до реформы. Однако в настоящее время дипломы первого цикла (DEUG) возможно получить в большинстве университетов Франции. Главным недостатком этого диплома является отсутствие строгих эквивалентов среди дипломов в других странах Евросоюза. Для перемещения внутри Евросоюза рекомендуется получить степень не меньше Licence/Лиценциата (три года обучения в университете).

Таким образом, во Франции в настоящий момент действуют две схемы получения квалификаций высшего образования.

Первая схема - общее университетское образование (DEUG/DEUST) – лиценциат (Licence) – магистратура (Maitrise) – предокторантура (DESS/DEA) – докторантура (Doctorat).

Вторая - лиценциат (Licence) – магистратура (Maitrise) – докторантура (Doctorat).

Для современных образовательных программ по экономике, политологии, социологии характерна модульная система построения обучения, чаще всего программа состоит из
16-26 модулей, по 2-7  в семестр.

Базовые фундаментальные дисциплины, которые есть в программах всех университетов, составляют примерно 50% объёма образовательных программ. Остальные 50% формируются вузом в соответствии с его спецификой.

Реформы последних лет, особенно после принятия Болонской конвенции, положительно отразились на системе образования в университетах Франции. Обучение в различных вузах становится более однородным по теоретическому и практическому содержанию. Дипломы университетов становятся эквивалентными друг другу, появляются более широкие возможности для реализации академической мобильности студентов и преподавателей. Свобода, которой обладают вузы Франции при формировании своих образовательных программ, влияет и на формирование индивидуальных образовательных траекторий студентов.

О материально-техническом и методическом обеспечении учебного процесса в вузах Франции можно получить представление на примере нескольких университетов: Гренобля, Марселя, Парижа и Пуатье, входящих в десятку лидирующих.

В состав университетов входят библиотеки с большими фондами, которые позволяют обеспечить научной литературой несколько тысяч студентов, научных сотрудников, стажеров. Литературные источники, хранящиеся в библиотеках, рассчитаны на самый широкий круг читателей: от студента первого года – до профессора. В среднем, в основных университетских фондах находится около миллиона книг, а также 5-8 тысяч периодических изданий. Возможности студентов не ограничиваются этими ресурсами – в большинстве случаев библиотеки нескольких университетов объединяются, таким образом, пользовательский фонд возрастает в десятки раз. Для поиска особо редких книг, книг иностранных издательств, студенты могут использовать Межбиблиотечную Службу (PEB). Такая служба организована с целью оптимизации локального, регионального и международного поисков учебной и научной литературы.

Возможности работы с литературными источниками значительно возросли с развитием внутренних (Intranet) и международных (Internet) компьютерных сетей. У каждой библиотеки существует собственный сайт, который предоставляет возможность поиска источников в он-лайн каталоге. Web-ресурсы библиотек французских университетов позволяют быстро и точно получить информацию по заданной теме, оформить предварительный заказ книг и журналов, запросить по Internet консультацию библиотекаря-профессионала, связаться с администрацией библиотеки. Интернет значительно расширяет поисковые возможности студентов и сотрудников университетов. Например, в Universit? Pierre Mend?s France читателям предоставляется доступ к внутреннему каталогу «Одиссей» (12 библиотек), а также ко всем университетам города Гренобль через ресурс REDOC, который включает около 100 библиотечных структур. Во многих университетах студенты получают возможность доступа в расширенные базы/каталоги (например, Sudoc, содержащие более 5 миллионов источников информации (монографии и периодика)).

В последнее десятилетие библиотеки стремительно переходят к новым техническим решениям: электронные подписки на научные журналы (например, AIX-MARSEILLE III с
2000 года входит в консорциум «Couperin», проводящий он-лайн обмен образовательными ресурсами через портал крупного издательства «ScienceDirect»); введение смарт-карт для контроля читателей; использование штрих-кодов для работы внутри библиотеки. Эти решения значительно облегчают поиск литературы для студентов и уменьшают время выполнения заказа.

Также в библиотеках французских университетов предоставляются дополнительные услуги, такие как: ксерокопия, фотокопия, свободный просмотр микрофильмов, различные технические и библиографические консультации и др.

Для студентов, поступивших в университет, предусмотрена постоянная работа в компьютерных классах, а при необходимости университет обеспечивает их электронным адресом и доступом в глобальную сеть Internet, в том числе, к платным образовательным ресурсам, научным базам. Во многих университетах организованы он-лайн форумы для студентов, где обсуждаются вопросы, связанные с обучением и досугом. В некоторых случаях в форумах принимают участие преподаватели, научные сотрудники и администрация университета: они помогают студентам решить социальные (организация проживания, медицинское страхование, аренда портативной техники и др.) и образовательные проблемы.

В последние годы мультимедийные ресурсы занимают одно из ведущих мест в процессе обучения. Почти в каждом университете существует центр мультимедиа (в составе библиотеки или как самостоятельная структура), который хранит 5-10 тысяч аудиовизуальных документов, а также несколько сотен образовательных программ на CD- и DVD-ROM носителях. Расширение мультимедийных библиотечных фондов является одним из главных приоритетов развития университетов во Франции.

Система высшего образования Германии. В Германии существует около 300 вузов (университетов и высших школ разного вида), которые предлагают учебные программы более чем по 400 специальностям. При сохранении традиционной фундаментальности система высшего образования в настоящее время становится все более гибкой и стремится соответствовать европейским интеграционным процессам в области образования. В ней отсутствует выраженная ступенчатая структура высшего образования и, в зависимости от направления подготовки и специальности, выпускники университетов по завершении четырех-пятилетней образовательной программы получают одну из трех квалификаций:

  • по техническим, естественнонаучным и социально-экономическим специальностям присваивается диплом (Diplom);

  • по гуманитарным, социальным и юридическим специальностям – звание магистра (Magister Artium), при этом программа подготовки предусматривает специализацию не по одной, а по двум равноправным профильным дисциплинам или по одной главной и двум смежным, которые могут быть выбраны самим студентом;

  • учителям, юристам, фармацевтам, врачам выдается квалификационное свидетельство после сдачи государственного экзамена (Staatexamen). Написание кандидатской диссертации (Promotion) и докторской диссертации (Habilitation) возможны только в университетах.

Вузы, за небольшим исключением, являются учреждениями, входящими в компетенцию земель. Федеральное правительство лишь регламентирует общие принципы системы высшего образования в стране. Каждый вуз имеет право на самоуправление и в рамках закона принимает собственную конституцию. В отличие от других стран, рейтинга вузов в Германии как такового нет. Существует только рейтинг специальностей или факультетов.

Модернизация системы высшего образования проявляется во многом. Всё более популярными становятся учебные программы, ориентированные на получение степеней бакалавра (Bachelor) и магистра (Master). Введение новых образовательных программ в некоторых университетах началось с 1999 года по ограниченному числу специальностей. Студентам предоставляется возможность выбора между старыми (Diplom, Magister Artium) и новыми (Bachelor, Master) программами. Введение международных кафедр в немецких вузах, выпускники которых получают квалификацию бакалавра или магистра, было своего рода академической революцией. В настоящее время в Германии насчитывается более 280 образовательных программ с присвоением международной квалификации бакалавра и 150 - магистра.

Система обучения достаточно гибкая. Для каждой учебной дисциплины имеются учебный план, графики сдачи зачетов, экзаменов; студенты сами составляют учебное расписание, в которое должны быть включены все обязательные предметы; выбирают график сдачи экзаменов, при этом срок обучения может быть сокращен или продлен. Студент может посещать любые курсы на любом факультете.

Обучение в вузе делится на начальный (Grundstudium) и основной (Hauptstudium) циклы. На начальном цикле студенты овладевают навыками и методикой научной работы, получают основные знания по избранным академическим дисциплинам. После четырех семестров начального курса в большинстве вузов проходит так называемый "промежуточный экзамен" (Zwischenpr?fung). Основной курс обучения длится два - три года. За это время студенты углубляют знания по тем предметам, которые понадобятся для написания дипломной работы, и по которым будут сдавать экзамены. В этот период обучения появляется больше предметов по выбору. В зависимости от специальности и выбранной программы обучения (старого или нового типа) выпускной экзамен может проводиться в форме государственного экзамена (учителя, юристы, врачи), защиты диплома (дипломированный специалист – Diplom-Ingeneur), защиты дипломной работы на звание магистра (Magister Artium для изучавших гуманитарные науки), а также бакалавра или магистра по новой схеме обучения (Bachelor, Master). В типовом учебном плане указывается, является дисциплина обязательной для изучения (Pflicht), дисциплиной ограниченного выбора (Pflichtwahlfach) или же это дисциплина свободного выбора, т.е. дисциплина, которую студент может выбрать из факультетских и общеуниверситетских курсов (Wahlfach).

Таким образом, в настоящее время в Германии одновременно действуют две системы ступеней высшего образования: Диплом /Магистр искусств – Аспирантура – Докторантура;
Бакалавриат – Магистратура – Аспирантура – Докторантура.

Содержание образовательных программ узкоспециализированное и направлено на подготовку специалиста, компетентного в  своей области. Примерно 80% образовательной программы занимают профессиональные дисциплины, 20% составляют дисциплины гуманитарного и естественнонаучного циклов.

Образовательные программы вузов характеризуются содержанием большого количества обязательных дисциплин. Количество обязательных дисциплин в программах составляет около 80%, из них порядка 40% - дисциплины, которые имеются в программах всех ведущих университетов по данным направлениям. Эти дисциплины образуют так называемое базовое ядро – дисциплины, обязательные для изучения во всех университетах. В образовательных программах по направлению “Экономика” таких дисциплин - 35%, по направлению “Политология” – 60%, по направлению “Социология” - 40%. В среднем дисциплины базового ядра составляют около 40%. Остальные 40% от общего количества обязательных дисциплин – выбор вуза. Дисциплины по выбору студента занимают 20% от общего количества дисциплин в программе, из них только 5% приходится на дисциплины свободного выбора.

Образовательные программы не перегружены. В среднем для бакалавриата они включают
25-30 дисциплин на три года обучения, из расчета четыре - пять дисциплин в семестр.



Индекс материала
Курс: Цели, сущность, тенденции, проблемы и пути их решения
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Исторический аспект
Цели и сущность
Аккредитация
Структуры и субъекты
Основные проблемы, противоречия и пути их разрешения
СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН - УЧАСТНИЦ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА И США
Характеристика систем высшего образования стран, подписавших Болонскую декларацию
Система высшего образования США
Сравнительный анализ систем высшего образования государств - участников Болонского процесса и США
Основные тенденции, влияющие на архитектуру квалификаций
Проблема конвергенции в структуре европейских квалификаций и пути ее решения
Все страницы