Курс: Цели, сущность, тенденции, проблемы и пути их решения - Аккредитация

Аккредитация

Вопросы, связанные с аккредитацией, формально не были включены в программу действий, вытекающих из Болонской декларации. Это становится понятным, если принять во внимание, что в Европе аккредитация находит гораздо меньшее применение, чем в США. Причина кроется в традиционном для европейского высшего образования государственном управлении, регулировании и контроле. Бурный экстенсивный рост контингентов высшей школы в последние десятилетия, финансовые и ресурсные ограничения, возникновение частных вузов, распространение транснационального образования остро ставят проблему разработки приемлемых и согласованных процедур аккредитации.

Одна из причин, обусловившая отсутствие должного внимания к ней, заключается в том, что иногда аккредитация, оценка и гарантия качества рассматриваются как совсем разные, не связанные между собой процессы. Нередко эти понятия трактуются как синонимы, используемые для обозначения одного и того же процесса. Однако дискуссия по этому вопросу связана не столько с семантикой, сколько с философией процесса.

Некоторые специалисты в области образования определяют аккредитацию как сертификацию соответствия установленным стандартам качества35. При этом считается, что системы качества должны быть ориентированы на «пороговые стандарты» качества (конечные требования, результаты), а не на процессуальные параметры, такие как «время обучения» и «содержание образования». Введение процедур аккредитации будет способствовать ускорению создания «европейских знаков качества» в высшем образовании.

Предполагается, что «…для европейской системы гарантии качества будет всегда характерен многоуровневый подход…», включающий элементы: хорошо функционирующую систему внутренней гарантии качества на уровне факультета и вуза; надежно работающую систему внешней экспертизы качества образовательных программ или оценку качества на национальном уровне; внешнюю экспертизу образовательных программ на европейском уровне36.

Основой гарантии качества в европейских странах является наличие хорошо функционирующей системы гарантии качества на национальном уровне37.

Важная роль систем контроля качества в обеспечении высоких стандартов качества и совместимости квалификаций признается на всем европейском пространстве. Получают одобрение любые действия по распространению лучших методов оценки и аккредитации/сертификации, а также разработка сценариев взаимного признания и механизмов оценивания и аккредитации. Особую роль призвана сыграть Европейская сеть по контролю качества в высшем образовании - European Network of Quality Assurance in Hiqher Education – ENQA.

В целом же переход от оценки к аккредитации только намечается.

Аккредитация может быть подчинена разным целям, но генеральная ее функция - «охранение» и развитие стандартов качества высшего образования, ориентированных на студента, общество и работодателя.

В одних странах аккредитация введена относительно давно. Другие государства планируют ее введение. В-третьих, только в последние годы происходит ее институционализация. Например, в Германии, в соответствии с обновлением рамочного закона о высшей школе от 20 августа 1998 г., введены в порядке апробации степени Bachelor/Baklcalaureus и Master/MagLster. Согласно решению конференции ректоров вузов от 6 июля 1998 г. это нововведение в немецком высшем образовании должно улучшить предложение гибких, совместимых в международном плане образовательных программ, повысить мобильность обучающихся и спрос иностранных студентов на высшее образование в Германии. Для обеспечения гарантии качества преподавания и обучения и совершенствования «прозрачности» образовательных программ для студентов, работодателей и вузов конференция Министров образования и культуры земель (от 3 декабря 1998 г.) создала Аккредитационный совет. Его назначение - осуществлять наблюдение за деятельностью различных аккредитационных агентств и проводить их аккредитацию, прежде всего, применительно к новым  степеням. Аккредитационный совет включает в свой состав 14 членов - представителей земель, высших учебных заведений, обучающихся и практиков со стороны работодателей и работополучателей (четыре известных ученых, два ректора/президента вузов, два студента, два представителя от земель, четыре практика). Персональный состав совета является открытым для общества и помещен на veb-сайте. Аккредитационный совет отделен от органов, занимающихся обеспечением качества.

Противоречивая картина с введением процедур аккредитации отражена в материалах общественного опроса «Влияние Болонской декларации на инженерное образование в Европе»38. Нет единства и в вопросе об объектах аккредитации: вся система высшего образования или ее часть (сектор), целостные образовательные программы или циклы предметов, по всей стране или в отдельном учебном заведении? Объекты аккредитации непосредственным образом влияют на ее последствия. Некоторые эксперты считают, что аккредитация должна привести в перспективе к финансовым последствиям. Однако в настоящее время подобный подход в Европе рассматривается как трудно реализуемый. Обсуждается проблема совершенствования управленческой культуры в условиях возрастания финансовой, экономической, организационной и академической автономности.

Популяризуется децентрализованный подход к гарантии качества: опыт одних стран может стимулировать инновации в других. Все это, по мнению многих участников Болонского процесса, будет содействовать формированию европейских механизмов, основанных на взаимном принятии решений по вопросам гарантии качества с обязательным отражением в них национальных различий и не перегружающих вузы.

Заметен нарастающий интерес европейских вузов к проблемам аккредитации. Некоторые относят ее к равной стороне «золотого треугольника» структурной реформы: двухступенчатая структура - ECTS – аккредитация39.



Индекс материала
Курс: Цели, сущность, тенденции, проблемы и пути их решения
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС
Исторический аспект
Цели и сущность
Аккредитация
Структуры и субъекты
Основные проблемы, противоречия и пути их разрешения
СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН - УЧАСТНИЦ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА И США
Характеристика систем высшего образования стран, подписавших Болонскую декларацию
Система высшего образования США
Сравнительный анализ систем высшего образования государств - участников Болонского процесса и США
Основные тенденции, влияющие на архитектуру квалификаций
Проблема конвергенции в структуре европейских квалификаций и пути ее решения
Все страницы