Курс: Перспективы вхождения России в единое европейское образовательное пространство - Система аттестации отечественных научно–педагогических кадров: исторический опыт

Система аттестации отечественных научно–педагогических кадров: исторический опыт

Рассматривая возможные изменения в структуре высшего и послевузовского профес-сионального образования России, необходимо знать историю ее становления. Система аттестации научно-педагогических кадров в России формировалась постепенно и за время своего функционирования претерпела ряд изменений, которые не всегда были последовательными и конструктивными. Аттестация – определение уровня знаний обучающегося, квалификации работника, качества продукции, рабочих мест и проч.

До 80-х годов XIX века в системе аттестации научно-педагогических кадров присуждались три ученые степени.

Первая ученая степень – «кандидат». Эту ученую степень получали студенты, окончившие полный курс университета с отличными результатами и представившие письменное сочинение.

Вторая ученая степень – «магистр наук». Для получения этой степени было необходимо сдать экзамены и публично защитить магистерскую диссертацию.

Третья ученая степень – «доктор наук». Для получения этой степени было необходимо иметь ученую степень – «магистра наук» и публично защитить докторскую диссертацию.

В 1884 г. был принят новый университетский устав. Одним из положений этого устава ученая степень «кандидат» была отменена. В октябре 1918 г. все ученые степени и ученые звания были отменены. В январе 1934 г. Совет Народных Комиссаров СССР, принял Постановление
«Об ученых степенях и званиях», установившее ученые степени «кандидата наук» и «доктора наук». Новая степень «кандидата наук» хотя была и созвучна ученой степени XIX в. – «кандидат», но ее содержание и статус стали совершенно иными, тем более что вторая ученая степень «магистр наук» была исключена.

В последующие почти шестьдесят лет существенных изменений в системе аттестации научно-педагогических кадров не происходило. Крупные изменения в ней начались в 90-е годы XX века, после принятия Комитетом по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Постановления от 13.03.92 г. № 13 «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации». Этим Постановлением было утверждено Временное положение «О многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации» и Положение «О порядке реализации государственными высшими учебными заведениями образовательно-профессиональных программ».

Этими документами была введена многоуровневая структура высшего образования, реализуемая преемственными образовательно-профессиональными программами трех уровней. Для ее построения, наряду с традиционной структурной единицей – «специальность», была введена новая структурная единица – «направление обучения». При этом совокупность соответствующих образовательно-профессиональных программ охватывала все области науки, техники и культуры, формируя две образовательные подсистемы.

Образовательно-профессиональные программы первого уровня должны были включать двухлетнее обучение по одному из направлений обучения и профессиональную подготовку в объеме, предусмотренном для специалистов со средним профессиональным (специальным) образованием. Общая продолжительность обучения по этим образовательно-профессиональным программам должна была составить 3–3,5 года и, студенты, успешно освоившие такую программу, должны получать дипломы о неполном высшем образовании с присвоением квалификации, согласно перечню специальностей среднего профессионального (специального) образования. Очевидно, что введение такого образовательного уровня могло иметь далеко идущие последствия. На его основе появлялась возможность интегрировать систему среднего профессионального (специального) образования в структуру высшей школы с существенным приращением образовательного потенциала.

Основу высшего образования должно было составить базовое высшее образование, которое означало овладение системой научных знаний о человеке, обществе, истории и культуре, получение фундаментальной естественно-научной подготовки и основ профессиональных знаний по направлениям обучения. Срок обучения по образовательно-профессиональным программам базового высшего образования должен был составлять не менее четырех лет на основе общего среднего образования, и обучаемые, освоившие одну из таких программ, должны были получать дипломы о высшем образовании с присвоением степени бакалавра (квалификация, присваиваемая выпускнику высшего учебного заведения, реализовавшему первую ступень высшего профессионального образования, успешно прошедшему итоговую аттестацию и защитившему выпускную квалификационную работу). Государственный документ о высшем профессиональном образовании – документ государственного образца (диплом), выдаваемый аккредитованным высшим учебным заведением в подтверждение того, что его обладатель успешно завершил основную аккредитованную образовательную программу и имеет право продолжить образование на следующем уровне и (или) осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с полученной квалификацией по направлению обучения.

Анализ содержания  образовательно-профессиональной программы этого уровня показывает, что она представляет собой университетскую программу без углубленной специализации, то есть имеющую сугубо академическое назначение как основа для продолжения образования по образовательно-профессиональным программам третьего поколения, для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для адаптации к трудовой деятельности.

Образовательно-профессиональные программы третьего уровня могли быть реализованы в двух формах. Первая – на основе общего среднего образования по единой программе общей продолжительностью обучения 5–6 лет по одной из специальностей с присвоением квалификации дипломированного специалиста. Вторая – на основе базового высшего образования по одному из направлений подготовки продолжительностью обучения 2–3 года с присвоением степени магистра (квалификация, присваиваемая выпускнику высшего учебного заведения, реализовавшему третью ступень высшего профессионального образования, успешно прошедшему итоговую аттестацию и защитившему магистерскую диссертацию), или по одной из специальностей продолжительностью 1–3 года с присвоением квалификации дипломированного специалиста (степень, присваиваемая выпускнику высшего учебного заведения, реализовавшему вторую ступень высшего профессионального образования, успешно прошедшему итоговую аттестацию и защитившему дипломный проект).

Предполагалось, что выпускники, освоившие любую образовательно-профессиональную программу третьего уровня, имеют право поступления в аспирантуру. Структура аспирантуры оставалась без изменений с трехлетним сроком по очной форме обучения и для магистров и для дипломированных специалистов. Аспирант - лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре в целях подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

В 1996 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который существенным образом трансформировал структуру высшего образования, утвержденную Постановлением Комитета по высшей школе. Новым законом были установлены ступени высшего профессионального образования (образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по профессиональным образовательным программам, завершающееся итоговой аттестацией, выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании и присвоением соответствующей квалификации (степени) при условии ее успешного завершения), соответствующие квалификациям (степеням) «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр». При этом все образовательные программы могли реализовываться непрерывно или по ступеням. Предусматривалось и неполное высшее профессиональное образование со сроком обучения не менее чем два года.

Созданная к настоящему времени в РФ многоуровневая структура высшего профессионального образования (совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования, характеризующих уровни высшего профессионального образования) по многим параметрам достаточно органично соответствует положениям Болонской декларации. Поэтому можно исходить из того, что у нас ступени высшего образования (первая – бакалавр, вторая – специалист и магистр) могут быть приняты за основу рекомендуемой Болонской декларацией структуры квалификаций. При этом для первой из них необходимо усиление практической направленности и востребованности. Однако вопрос этот скорее технологический, хотя и требует детального изучения и обсуждения.



Индекс материала
Курс: Перспективы вхождения России в единое европейское образовательное пространство
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
Система аттестации отечественных научно–педагогических кадров: исторический опыт
Сравнительная характеристика образовательных систем ведущих зарубежных стран и России
Россия и Болонский процесс. Проблемы российского образования
Сущность концепции модернизации российского образования
Основные мероприятия по включению российской системы высшего профессионального образования в Болонский процесс на 2002-2010 гг.
Эксперимент в российских вузах по внедрению положений Болонской декларации
Все страницы