Курс: Перспективы вхождения России в единое европейское образовательное пространство - Основные мероприятия по включению российской системы высшего профессионального образования в Болонский процесс на 2002-2010 гг.

Основные мероприятия по включению российской системы высшего профессионального образования в Болонский процесс на 2002-2010 гг.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года. Однако ее подготовка к участию в этом процессе началась значительно раньше. В 2002 и 2003 гг. в Санкт-Петербурге на базе Санкт-Петербургского государственного университета прошли Международные семинары "Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы". На базе Российского университета дружбы народов состоялись два Всероссийских совещания "Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании". В 2003 г. в Санкт-Петербурге состоялось совещание рабочей группы по изучению аспектов Болонского процесса.

В результате этих мероприятий был разработан План мероприятий по включению российской системы высшего профессионального образования в Болонский процесс на 2002-2010 гг. Основные разделы плана разрабатывались в соответствии с первостепенными целями для создания Зоны европейского высшего образования и продвижения европейской системы высшего образования по всему миру.

Первая цель - принятие системы, основанной на двух основных циклах достепенного и послестепенного (бакалавриат/магистратура). Для достижения этой цели предусматривается: выработка стратегии развития отечественной системы высшего профессионального образования в рамках Болонского процесса на основе анализа статистических данных о выпуске бакалавров, специалистов и магистров, социальных исследований проблем развития образования; формирование новой нормативной базы функционирования многоступенчатой системы высшего профессионального образования (изменения в законодательстве, постановления Правительства и т. п.); взаимодействие с Минтрудом России по сопряжению квалификационных требований к специалистам с высшим профессиональным образованием в различных отраслях и сферах деятельности с квалифицированными характеристиками, содержащимися в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по подготовке бакалавров, дипломированных специалистов и магистров.

Кроме этого предусматривается: формирование общероссийского классификатора специальностей по образованию, отражающему подготовку бакалавров и магистров;  изучение проблем сближения программ и сроков подготовки в вузах и на повышенном уровне среднего профессионального образования,  введение многообразия степени «бакалавр»; определение подходов к формированию программ высшего профессионального образования с использованием зачетных единиц; формирование Перечня направлений подготовки и специальностей ВПО, совместимого с европейскими перечнями образовательных программ и новых моделей управления высшим профессиональным образованием  на федеральном и региональном уровнях.

Вторая цель - внедрение системы зачетных единиц по типу ЕCTS (Europen Credit Transfer Sistem). Наиболее важными путями ее достижения признаны следующие: освоение модульных технологий построения образовательных программ в высшем профессиональном образовании (формирование экспериментальных площадок, разработка рекомендаций для внедрения и т.п.); проведение эксперимента по переводу образовательного процесса на систему зачётных единиц; разработка общей концепции эксперимента  и его проведение на базе нескольких отечественных вузов с последующей подготовкой рекомендаций по использованию системы зачетных единиц в вузах, а также  разработка рекомендаций по пересчету общей трудоемкости основных образовательных программ в зачетные единицы.

Введению системы зачетных единиц в вузах  должно предшествовать: представление требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы действующих ГОС ВПО по ряду направлений подготовки и специальностей на основе зачетных единиц; согласование требований университетов Европейского союза и Российской Федерации к общей и специальной компетентности выпускников на примере одной специальности; разработка рекомендаций по применению систем перезачета фактической трудоемкости во взаимоотношениях с российскими и зарубежными партнерами; разработка проекта рекомендаций по формированию ГОС следующего поколения на основе зачетных единиц; проектов нормативно-правовых документов по перестройке организации образовательного процесса, предложений по изменению требований к образцам государственных документов о высшем профессиональном образовании, совместимого с общеевропейским «Приложением к диплому (Diploma Supplement)»; внесение изменений в «Инструкцию о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, изготовлении, заполнении и хранении соответствующих бланков документов»; разработка рекомендаций по организации обучения студентов одного вуза России в другом, анализ обучения студентов на основе зачетных единиц и другие мероприятия.

Третья цель - развитие межвузовского сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований. Для достижения этой цели в РФ необходимо развернуть работу по обеспечению поддержки со стороны министерств образования ведущих европейских стран, а также Совета Европы, ЮНЕСКО-СЕПЕС, сети ЕНИК / НАРИК и обеспечению информированности граждан и студентов зарубежных стран по вопросам функционирования российской системы образования в формате Болонского процесса.

Существенным направлением в достижении этой цели должна быть подготовка и принятие: нормативно-правовых актов по введению децентрализованной модели осуществления признания зарубежных документов об образовании в соответствии с Лиссабонской конвенцией 1997 г. и приложениями к ней; нормативно-правовых актов по осуществлению профессионального признания зарубежных документов об образовании, в том числе по перечню «регулируемых профессий».

Кроме этого необходимы: налаживание сотрудничества с европейскими структурами обеспечения качества образования, с Союзом студентов стран Европы и другими европейскими организациями в области образования; систематическое информирование российских вузов, средних специальных учебных заведений и общественности о проведении мероприятий в направлении Болонского процесса; разработка механизмов совместного обучения студентов несколькими вузами на основе взаимного признания результатов оценки качества образования.

Четвертая цель - обеспечение качества образования и разработка сопоставимых критериев. Для достижения этой цели необходимы: разработка процедуры сертификации образовательных программ с учетом требований ВТО; подготовка проекта соответствующих нормативно-правовых актов; формирование системы обеспечения качества высшего профессионального образования, совместимой с международными процедурами оценки качества образования (аттестация, образовательный аудит); проработка вопросов, связанных с подключением российской системы оценки и гарантирования качества образования к деятельности международных организаций, действующих в этой области; подготовка проектов соответствующих нормативно-правовых актов по формированию российской системы обеспечения качества высшего профессионального образования, совместимой с международными; формирование единой общероссийской сети внутривузовских систем качества; совместная деятельность российской системы аттестации и контроля качества образования с зарубежными и международными организациями, действующими в сфере обеспечения качества образования, и другие мероприятия.

Из перечня других мероприятий наибольший интерес представляют следующие: разработка пакета нормативных документов и внесение изменений в действующие документы для адаптации российской системы лицензирования и аккредитации к европейской системе оценки качества; разработка технологии лицензирования и аккредитации филиалов российских вузов, работающих за рубежом, и лицензирования зарубежных вузов и филиалов, работающих на территории России; разработка и введение двухуровневой технологии аккредитации высших учебных заведений и образовательных программ на уровне требований национальных (российских) и международных стандартов.

Перечисленные разделы Плана мероприятий охватывают основные направления развития Болонского процесса. Задача заключается лишь в том, чтобы активное участие в нем способствовало не только сохранению и дальнейшему развитию российской образовательной системы как важнейшей составляющей национального народнохозяйственного комплекса, но и как элемента мировой (не только европейской) системы образования.

В декабре 2004 г. был разработан уточненный План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ на 2005-2010 годы. Этим планом, в частности, предусматривается введение ГОС третьего поколения в 2008 г., переход российской системы высшего профессионального образования на систему зачетных единиц в 2008 г. и другие мероприятия.



Индекс материала
Курс: Перспективы вхождения России в единое европейское образовательное пространство
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
Система аттестации отечественных научно–педагогических кадров: исторический опыт
Сравнительная характеристика образовательных систем ведущих зарубежных стран и России
Россия и Болонский процесс. Проблемы российского образования
Сущность концепции модернизации российского образования
Основные мероприятия по включению российской системы высшего профессионального образования в Болонский процесс на 2002-2010 гг.
Эксперимент в российских вузах по внедрению положений Болонской декларации
Все страницы