Курс: Перспективы вхождения России в единое европейское образовательное пространство - Эксперимент в российских вузах по внедрению положений Болонской декларации

Эксперимент в российских вузах по внедрению положений Болонской декларации

В соответствии с Приказом Минобразования РФ от 02.07.2003 г. № 2847 в течение
2003-2005 гг. в России проводится эксперимент по использованию зачетных единиц в учебном процессе. В эксперименте участвует 22 высших учебных заведения России, в том числе и  Современная гуманитарная академия.

В 2003 г. рабочая группа по созданию процедуры зачета освоения студентами вузов содержания ГОС ВПО при Министерстве образования РФ разработала «Примерное положение об организации учебного процесса в высших учебных заведениях с использованием системы зачетных единиц».

Примерное положение устанавливает требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса, порядок формирования индивидуального учебного плана студента, систему контроля и оценки освоения дисциплин, права и обязанности студента, вопросы организации службы консультантов (тьюторов) и их функциональные обязанности.

Согласно Положению, переход вуза на организацию учебного процесса с использованием системы зачетных единиц должен осуществляться по каждому направлению подготовки на основании решения ученого совета.

Обучение в новых условиях ведется по программам и учебным планам, разработанным в соответствии с ГОС или специальным решениям Минобразования РФ. Для реализации системы зачетных единиц рекомендуется использовать три формы учебного плана по направлению подготовки:

- рабочие учебные планы по направлениям подготовки (специальности), служащие для определения трудоемкости учебной работы студентов на весь период обучения;

- индивидуальные учебные планы студентов, определяющие их образовательную программу на семестр или учебный год;

- учебные планы, служащие для организации учебного процесса в течение учебного года (в том числе расчета трудоемкости  учебной работы преподавателей).

Трудоемкость всех видов учебной работы в учебных планах устанавливается в зачетных единицах: 1 зачетная единица равна 36 академическим часам.

Рабочий учебный план по направлению подготовки (специальности) должен включать три группы дисциплин: изучаемых обязательно и строго последовательно; изучаемых обязательно, но, возможно, не последовательно; изучаемых по выбору студента.

Рабочие планы смежных направлений подготовки должны быть максимально унифицированы.

Индивидуальный учебный план составляется студентом лично на каждый семестр или учебный год по форме, установленной вузом. В случае необходимости студент получает консультацию академического консультанта – тьютора, службы которых рекомендуется  создавать непосредственно при деканатах факультетов.

Учебный план для расчета нагрузки преподавателя составляется на основе рабочего учебного плана с учетом  индивидуальных учебных планов студентов данного направления подготовки и других направлений подготовки, изучающих данную дисциплину по индивидуальному плану.

Контроль освоения студентом каждой дисциплины осуществляется в рамках балльно-рейтинговых систем, включающих текущую и промежуточные аттестации.

В течение семестра (до сессии) студент должен освоить дисциплины в объеме около
30 зачетных единиц, включая 100% обязательных, последовательно изучаемых дисциплин, предусмотренных учебным планом.

Студент имеет право в течение учебного года освоить более 60 кредитов. В этом случае, при условии успешного выполнения учебного плана и прохождения промежуточной аттестации, срок обучения для такого студента может быть сокращен.

Одновременно на федеральном уровне проводится работа по совершенствованию государственных образовательных стандартов.

По заказу Национального фонда подготовки кадров Минобразования РФ ведущие специалисты ГУ ВШЭ, МГУ, РГГУ, РАГС, МВШСЭН, СГА провели специальное исследование и разработали «Рекомендации по совершенствованию стандартов высшего образования по экономическим, социологическим и политологическим специальностям».

По результатам этих исследований были разработаны макеты образовательных программ, в которых впервые представлен вариант комплексного решения трех важных задач, связанных с Болонским процессом и с внутренними потребностями развития российского высшего образования, а именно:  введение зачетных единиц трудоемкости (в соответствии с Европейской Системой Перевода Кредитов – ECTS);  повышение степени свободы вуза при формировании образовательных программ;  расширение возможностей индивидуализации обучения.

Общие рекомендации, отвечающие комплексу этих требований, заключаются  в следующем.

Во-первых, в установлении единых нормативов трудоемкости обучения для каждой ступени ВПО из расчета: трудоемкость обучения – 40 нед./год с начислением 60 зачетных единиц ежегодно;  каникулы – 10 нед./год; резерв времени на нерабочие (праздничные)  дни – 2 нед./год.

Во-вторых, в повышении степени свободы вуза при формировании образовательной программы за счет уменьшения федеральной составляющей.  Объем федерального компонента теоретического обучения суммарно по всем циклам, включая промежуточную и итоговую аттестации, предлагается ограничить пятьюдесятью процентами (50%) от общей трудоемкости обучения при включении в этот компонент только базовых дисциплин, составляющих фундамент подготовки специалиста рассматриваемого профиля.

В-третьих, в расширении возможностей индивидуализации обучения за счет увеличения объема дисциплин по выбору студента до 25-45% от общей трудоемкости обучения без жесткой привязки выбора к циклам дисциплин, а также за счет введения свободного выбора из разных областей знаний.

В-четвертых, в упорядочении структуры образовательной программы, включающей: объединение циклов общепрофессиональных дисциплин (ОПД) и специальных дисциплин (СД) в цикл профессиональных дисциплин (ПД); введение в структуру федерального компонента (ФК) дисциплин федерального компонента с делением на циклы ГСЭ, ЕН, ПД, практики (П) и итоговой аттестации (ИГА); введение цикла «Дополнительная подготовка» (ДП), включающего военную подготовку, физическую культуру и свободный выбор дисциплин из разных областей знаний с начислением зачетных единиц, взамен цикла «Факультативы» (ФТД), которые не являлись обязательным элементом программы.

Наиболее сложными в процессе работы над макетами стандартов были вопросы повышения самостоятельности вузов при формировании образовательных программ и с увеличением объема дисциплин по выбору студента.

Одним из важнейших достижений работы участников проекта явилась выработка единого мнения по вопросу о том, что уменьшение объема федерального компонента образовательных программ ни в коей мере не означает снижения качества и фундаментальности образования. Напротив, это будет способствовать выделению наиболее важных (базовых) дисциплин, составляющих основу фундаментальной подготовки выпускника в соответствии с требуемыми квалификационными характеристиками.



Индекс материала
Курс: Перспективы вхождения России в единое европейское образовательное пространство
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
Система аттестации отечественных научно–педагогических кадров: исторический опыт
Сравнительная характеристика образовательных систем ведущих зарубежных стран и России
Россия и Болонский процесс. Проблемы российского образования
Сущность концепции модернизации российского образования
Основные мероприятия по включению российской системы высшего профессионального образования в Болонский процесс на 2002-2010 гг.
Эксперимент в российских вузах по внедрению положений Болонской декларации
Все страницы