Курс: Опасные и чрезвычайные ситуации мирного и военного времени - Аварии на транспорте

Аварии на транспорте

Об авариях на транспорте можно говорить много и долго. На сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень тревоги.

На железнодорожном транспорте основными причинами аварий и катастроф являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходят сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожный путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких, как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары. Ликвидировать такие аварии очень сложно.

Вспомним Арзамас. В 9 час. 30 мин. 4 июня 1988 г. в 300 м от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены локомотив, 11 вагонов, 250 м железнодорожных путей, раз­рушены вокзал и 185 близлежащих зданий.

Ровно через год, 3 июня 1989 г., в Республике Башкортостан произошла страшная железнодо-рожная катастрофа. В зоне взрыва продуктопровода оказались два встречных поезда. Разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели. В поездах находились более 1300 человек. Многие погибли, еще больше людей получили ожоги и травмы.

На автомобильном транспорте одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения. За последние 5 лет в России в дорожно-транспортных происшествиях пострадали 1,2 миллиона человек, из которых 182 тысячи погибли, многие стали инвалидами.

Около 75% всех дорожно-транспортных происшествий происходят из-за нарушения води-
телями Правил дорожного движения. Причем треть ДТП – следствие плохой подготовки водителей. Они либо не имеют прав на управление транспортным средством соответствующей категории, либо вообще водительские удостоверения покупают в странах ближнего зарубежья. Наиболее опасным видом нарушений по-прежнему остается превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Москва прочно занимает первое место в мире по ДТП. По статистике за последние 5 лет в столице погибли 10 тыс. человек и стали инвалидами 50 тысяч. Представьте, что 2 мото-стрелковые дивизии полегли на поле боя, а 10 выведены из строя. Или 120-тысячный город лишился бы всего мужского населения. За эти годы социальные выплаты пенсий по инвалидности и семьям за потерю кормильца составили 140 миллиардов рублей.

Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 часа. Кровопотеря в течение первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ГАИ крайне низок или отсутствует вовсе. Подготовка населения и тех, кто сидит за рулем, практически равна нулю. Аптечки, которые должны быть в каждой машине, без которых никогда не подпишут ежегодный техосмотр, не имеют того, что нужно в реальной обстановке. Вот почему смертность от ДТП у нас в 10 – 15 раз выше, чем во всем мире.

На воздушном транспорте, несмотря на принимаемые меры, количество аварий и катастроф не уменьшается. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций само-лета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилоти-рования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

На водном транспорте большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей – капитанов, лоцманов и членов экипажа. Много аварий происходит из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывания судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.



Индекс материала
Курс: Опасные и чрезвычайные ситуации мирного и военного времени
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Чрезвычайные ситуации мирного времени
Чрезвычайные ситуации военного времени
Основные принципы защиты населения при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время
Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия
Стихийные бедствия геологического характера
Вулканическая деятельность
Оползни
Сель
Снежные лавины
Стихийные бедствия метеорологического характера
Ураганы и бури
Смерч
Стихийные бедствия гидрологического характера
Наводнения
Нагоны
Цунами
Природные пожары
Классификация лесных пожаров
Массовые заболевания
Характеристика и классификация ЧС техногенного характера
Аварии на химически опасных объектах
Аварии на радиационно опасных объектах
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах
Аварии на гидродинамически опасных объектах
Аварии на транспорте
Аварии на коммунально-энергетических сетях
Общие требования производственной безопасности к техническим системам и технологическим процессам
Экспертиза безопасности оборудования и технологических процессов
Экологическая экспертиза производственного оборудования и технологий
Учет требований безопасности и экологичности при постановке продукции на производство
Учет требований безопасности и экологичности при вводе оборудования в эксплуатацию
Учет требований безопасности и экологичности при эксплуатации оборудования
Все страницы