Курс: Антикоррупционная политика - Контекстуальные ограничения

Контекстуальные ограничения

Логичным началом анализа является обзор и анализ нескольких основополагающих аспектов или факторов, характеризующих контекст проведения антикоррупционных реформ. Досконально описать все возможные ситуации и обстоятельства такого реформирования вряд ли представляется возможным и реальным, поэтому в данной книге мы ограничимся анализом общих императивов проведения.

Интерес представляет тот факт, что, несмотря на принципиальные различия в характере антикоррупционной деятельности, истоки и побуждающие мотивы таких действий очень близки. В ряде стран устраиваются настоящие войны против коррупционеров; в других – кампания ограничивается арестом нескольких "оборотней в погонах"; в третьих – работа идет по комплексному пути устранения и причин, и последствий коррупции. Однако вне зависимости от специфики конкретной политической ситуации причиной проведения антикоррупционных кампаний или запуска системной стратегии противодействия коррупции (в несколько меньшей степени) является кризис легитимности или ситуация, когда власть конкретной группы ставится под сомнение. Рассмотрим эти ситуации подробнее.

Политический скандал.

Ситуация политического скандала является наиболее штатной для начала борьбы с коррупцией. В этом случае один казус любого происхождения (будь то политического, экономического, социального или управленческого) вызывает кризис существующего режима. Легитимность власти резко падает, и, чтобы восстановить ее и удержаться у власти, элиты оказываются принуждены к проведению каких-либо акций, направленных на повышение доверия к себе. К сожалению, в подобных ситуациях очень часто вся активность сводится к поиску и последующему делегированию всей вины и ответственности "козлам отпущения", в роли которых могут выступать отдельные высшие чиновники, предприниматели или даже рядовые граждане. На практике такие акции редко перерастают в масштабную и последовательную антикоррупционную программу действий. Обычно все заканчивается "косметическими" изменениями в экстерьере власти.

Примером подобного контекста проведения антикоррупционной кампании является операция "Чистые руки" в Италии, о которой уже говорилось выше. В этой стране рядовой судебный процесс послужил причиной начала одной из самых масштабных антикоррупционных кампаний в мире. Однако действия были не до конца подготовлены и продуманы, а потому результаты оказались значительно скромнее, чем могли бы быть при таких затратах ресурсов.

Предвыборная ситуация.

По антикоррупционной идеологии политическому скандалу очень близка ситуация предвыборной гонки. Соперничающие политические силы пытаются задействовать все доступные ресурсы для обеспечения превосходства над оппонентами и конкурентами.

Акции антикоррупционной направленности в таком контексте оказываются беспроигрышными: они автоматически повышают престиж и рейтинг "честной" стороны. Проблема здесь заключается в том, что обычно такие акции имеют популистский характер и на практике направлены не на борьбу с коррупцией как таковой, а на борьбу с конкретными личностями, в первую очередь - политическими противниками. Это частный случай стратегии "войны", и в российской практике он встречается чрезвычайно часто.

Постреволюционная ситуация.

Основой постреволюционных программ является широкий мандат, выданный населением. Цели кампаний могут варьироваться: от стремления переключить внимание с экономических на иные проблемы, желания найти "козлов отпущения" до необходимости выполнить пожелания населения. С помощью антикоррупционной чистки новый режим сплачивается и легитимизируется. Как правило, послереволюционное противодействие коррупции представляет собой кампанию против коррупционеров, а не программу против коррупции. Причем кампания в этом случае наиболее жестока и бескомпромиссна; она охватывает и высших чиновников. Например, после революции 1979 года в Иране антикоррупционная кампания затронула должностных лиц всех уровней управления.

Точно так же происходит и после государственных переворотов, когда новые лидеры стремятся добиться дальнейшей дискредитации старого режима и повысить легитимность нового. Как правило, такие чистки предпринимаются не столько для противодействия коррупции, сколько для преследования политической оппозиции.

В Ираке 1970-го, Ливии, Эфиопии 1974-го, Турции 1981-го, Маврикии 1984-го, Судане
1985-го чистки проводились вследствие кризиса легитимности новых режимов. Например, в Судане программа была запущена для умиротворения профсоюза, который угрожал забастовками и акциями гражданского неповиновения в том случае, если реформы не будут предприняты.

Поствыборная ситуация.

Основными целями проведения антикоррупционных кампаний после выборов является, конечно, выполнение предвыборных обещаний, консолидация власти и, в перспективе, упрочение позиций для перевыборов. Примером кампании такого рода является антикоррупционная политика сингапурского премьер-министра Ли Кван Ю, которая стартовала в 1959 году.

Меры, предпринятые новым премьером, включали в себя: обновление антикоррупционного законодательства, принятие более суровых в отношении коррупционеров норм уголовного права, учреждение независимого антикоррупционного агентства с прямым подчинением премьер-министру. Последний демонстрировал политическую волю искоренить коррупцию и собственным примером показывал, что такое честный чиновник, не забыв, при этом, существенно увеличить заработную плату гражданским служащим Сингапура.

Другие примеры подобных кампаний демонстрируют менее удачный опыт. Как правило, они означают, прежде всего, аресты коррумпированных чиновников, и на этом заканчиваются (Мексика, 1982 и 1988 гг., Филиппины, 1985 г.).

Антикоррупционная политика как функция государства.

В данном случае противодействие коррупции мало заметно. Но оно проникает в каждую клеточку государственного организма и осуществляется постоянно. Это наиболее конструктивный формат проведения антикоррупционных реформ или кампании, так как позволяет задействовать инструментарий и методологию стратегии системного устранения причин коррупции. Но это, одновременно, самый сложный путь, требующий от власти существенных организационных и интеллектуальных усилий.

2.2. Ограничения внедрения антикоррупционных механизмов

Реализация мероприятий антикоррупционной программы не всегда приводит к снижению уровня коррупции. Наоборот, пример ряда стран показывает, что иногда именно антикоррупционные мероприятия приводят к росту коррупции. Поэтому категорическим императивом реализации таких мероприятий должен стать принцип "не навреди". Тем самым, необходимо осознать ограничения антикоррупционных мероприятий и попытаться их преодолеть.

Ограничения внедрения антикоррупционных механизмов можно разделить на две большие группы. В первую войдут ограничения, которые вызваны содержанием самой программы реформы; во вторую – ограничения, связанные с реализацией антикоррупционной программы.

 



Индекс материала
Курс: Антикоррупционная политика
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Основные допущения теории коррупции
Определение коррупции в агентской модели
Причины коррупции
Последствия коррупции
Задачи эмпирического изучения коррупции
РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ ПРОГРАММ
Контекстуальные ограничения
Ограничения содержания программы
Ограничения реализации программы
Антикоррупционная политика как функция государства
Определение и содержание антикоррупционной политики
Основные направления антикоррупционной политики
Все страницы