Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах - Правовые основы организации управления

 

Правовые основы организации управления

Создание организационной системы управления серьезно затрудняется отсутствием стабильной, внутренне непротиворечивой системы законодательства, необходимого для четкого определения организации, функций, полномочий субъектов управления как одного из условий самостоятельности в их работе. Именно качественное законодательство призвано предупредить поспешность, импровизации, субъективизм и волюнтаризм в создании управленческих систем. Многие решения, касающиеся формирования системы управления, прямо зависят от принятия ряда законов. Правовой вакуум в прошлом привел к грубому извращению государственного управления, административно-правовой вакуум при современной идеологии социально-экономического развития общества влечет за собой дезорганизацию управления, его ослабление, хаос в обществе.

Массив действующих правовых актов, в той или иной мере относящихся к организации управления, велик. Они могут быть с допуском условности классифицированы по ряду критериев: по юридической силе; в зависимости от принципа федерализма; по содержанию. Классификация правовых актов по этим критериям позволяет расширить представление о правовых основах организации управления, их сложной структуре в современных условиях.

Виды правовых актов организации управления в зависимости от юридической силы:

а) Конституция Российской Федерации, закрепляющая в общем виде структуру экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности;

б) федеральные конституционные и федеральные законы;

в) постановления палат Федерального Собрания;

г) конституции, уставы и законы субъектов РФ. Уставы субъектов РФ, кроме республик, имеют большое значение для организации управления на уровне этих субъектов. В уставах, принимаемых законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ, регламентируются важнейшие вопросы структуры органов управления и их статуса;

д) подзаконные акты Президента РФ, Правительства РФ и иных органов исполнительной власти. Среди актов данной группы особое место занимают Указы и распоряжения Президента Российской Федерации. С одной стороны, они подзаконны, поскольку, как известно, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. С другой, они могут издаваться для регулирования общественных отношений первичным образом, то есть тех, которые не урегулированы федеральными законами. В Конституции РФ не применена формула, что акты Президента издаются на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов. Президент РФ обладает более широкой свободой в регулировании общественных отношений. Издаваемые им правовые акты не всегда являются прямым следствием принятых законов, их конкретизацией и развитием, что характерно для правотворчества органов исполнительной власти. Многие правовые акты Президента РФ посвящаются вопросам организации управления, статусу различных звеньев его системы на уровне Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления.

е) определенные вопросы внутренней самоорганизации решаются с помощью правовых актов соответствующих органов и их должностных лиц – положений об органах исполнительной власти, типовых регламентах (устанавливающих общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов), регламентах отдельных федеральных органов исполнительной власти, административных регламентах исполнения государственных функций и оказания государственных услуг.

В зависимости от принципа федерализма система правовых актов, регламентирующих организацию управления, формируется на основе разграничения компетенции органов государственной власти РФ и ее субъектов в области организации управления в целом и конкретных сферах и отраслях.

По содержанию различаются общие правовые акты, распространяющие свое действие на общественные отношения независимо от того, в какой сфере или отрасли они возникают (например, антимонопольное законодательство), и специализированные, регламентирующие вопросы организации управления в отдельных отраслях и сферах – например, Федеральный Закон от 31 мая 1996 г. “Об обороне” закрепляет основы управления обороной РФ.

В последнее время принято немало специальных, в том числе отраслевых, федеральных законов, в которых закрепляются основы организации управления в соответствующих областях уже применительно к современным условиям. Например, Федеральные законы от 17 августа 1995 г. “О естественных монополиях”, от 26 марта 2003 г. “Об электроэнергетике”, от 10 января 2003 г. “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации”, от 21 ноября 2003 г. “Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности” и др.

В области экономики основными правовыми актами, касающимися организации управления, являются федеральные законы, в которых такие вопросы регламентируются, положения об отдельных органах исполнительной власти и их структурных подразделениях, акты Президента РФ и органов исполнительной власти об образовании конкретных органов, утверждении их структуры и штатных расписаний.

По общему правилу, в законодательных актах определяются организация отрасли, сферы и основные звенья системы управления отраслью или сферой, принципиальное разграничение компетенции и характер взаимоотношений между ними. Положения законодательных актов детализируются в подзаконных правовых актах уполномоченных органов и должностных лиц (Президента и Правительства РФ, органов и должностных лиц субъектов РФ в пределах их полномочий). Например, постановлениями Правительства РФ утверждены Типовое положение о комитете по управлению имуществом края, области, Типовое положение об образовательных учреждениях высшего профессионального образования,  Положение о государственном пожарном надзоре в РФ и др.

С 2006 г. по инициативе Президента РФ введены четыре национальных проекта по приоритетным направлениям социально-экономического развития страны, разрабатываемые и реализуемые Правительством РФ. Основными принципами реализации национальных проектов в России являются публичность и открытость. Главная ответственность за осуществление мероприятий в рамках нацпроектов возложена на Правительство РФ, а общая координация контрольной работы – на Контрольное управление Президента РФ. В сфере экономики введены национальные проекты “Развитие агропромышленного комплекса” и “Доступное и комфортное жилье”, в социально-культурной сфере – национальные проекты в области образования и здравоохранения. Со временем число приоритетных национальных проектов будет увеличено, по мере того, как начнут появляться положительные сдвиги по уже существующим. Более подробно см. об этом в разделах 3, 4, 10 и 11 рабочего учебника.



Индекс материала
Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Необходимость и характер государственного управления
Государственное регулирование как функция управления
Понятие и цели административно-правовой организации управления
Правовые основы организации управления
Межотраслевые и отраслевые начала в управлении
Антимонопольное регулирование
Организационно-правовая система управления промышленностью и энергетикой
Органы государственного управления промышленностью и энергетикой
Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
Органы государственного управления сельским хозяйством
Предприятия и организации в сельском хозяйстве
Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Организационно-правовая система государственного управления транспортом
Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
Организационно-правовая система государственного управления связью
Органы государственного управления связью
Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
Органы государственного управления финансами
Организация банковского дела
Организация налогового дела
Организационно-правовые основы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Органы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Организация таможенного дела
Основы организации управления образованием и наукой
Органы государственного управления образованием и наукой
Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества
Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием
Органы государственного управления здравоохранением и социальным развитием
Учреждения здравоохранения
Основы организации управления культурой
Органы государственного управления культурой
Основы организации управления обороной
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
Военная служба
Основы организации управления безопасностью
Государственная граница и ее охрана
Правовые режимы чрезвычайного и военного положения
Государственный пожарный надзор
Основы организации управления внутренними делами
Милиция
Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
Паспортная система
Основы организации управления иностранными делами
Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
Основы организации управления юстицией
Организация нотариальной службы и адвокатуры
Приложение 1 Обязанности и права милиции
Все страницы