Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах - Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием

 

Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием

В Российской Федерации здоровье людей охраняется Конституцией РФ (ст. 7). Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).

Охрана здоровья людей – совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с внутренним законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Охрана здоровья граждан базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ и Основами законодательства РФ, об охране здоровья граждан, принятых 22 июля 1993 г. К ним относятся: бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-санитарной помощи; социальная защищенность в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Общие вопросы здравоохранения относятся к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов (пп. “д”, “е”, “ж” ст. 72 Конституции РФ). Компетенция РФ и ее субъектов, а также органов местного самоуправления закреплена в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан.

Охрана здоровья граждан в том широком понимании, как оно раскрыто в Основах, является обязанностью различных государственных и негосударственных организаций, их должностных лиц, включая те, для которых охрана здоровья не является их профильной задачей. Но имеется специальное понятие охраны здоровья граждан (здравоохранение), под которым понимаются медицинские меры профилактики заболеваний, оказание медицинской помощи и поддержание общественной гигиены и санитарии. В этом смысле здравоохранение населения осуществляется относительно самостоятельной системой учреждений и органов здравоохранения, которая является их основным назначением и основной деятельностью. Государственное управление здравоохранением связано именно с руководством этой специализированной деятельностью государства.

С организационно-правовой точки зрения охрана здоровья граждан в РФ представляет собой неоднородную систему. Выделяются государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. Каждая из этих систем имеет свою структуру. Например, к государственной системе относятся Министерство здравоохранения и социального развития РФ, подведомственные ему федеральные службы и федеральные агентства, органы управления здравоохранением ее субъектов, находящиеся в государственной собственности, лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные и другие учреждения.

К муниципальной системе относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности учреждения, аналогичные тем, которые входят в государственную систему здравоохранения.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.

В РФ введено обязательное и добровольное медицинское страхование, порядок и условия которого установлены Законом РФ от 28 июня 1991 г. “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”. Объем медицинских услуг гражданам поставлен в зависимость от вида медицинского страхования. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Оно предполагает формирование средств на его осуществление путем отчисления в фонд обязательного медицинского страхования 3,6% фонда оплаты труда каждого работающего. Каждый гражданин получает страховой полис на бесплатное медицинское обслуживание в учреждении государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основании программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством.

Законодательством РФ гарантируется медицинская помощь гражданам. Основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания является первичная медико-санитарная помощь. Она состоит в лечении наиболее распространенных заболеваний, неотложных состояний (травм, отравлений), в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; проведении других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи по месту жительства. Первичная медико-санитарная помощь оказывается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы.

Важнейшими нормативными правовыми актами в области охраны здоровья являются также: Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденная Правительством РФ 5 ноября 1997 г., Федеральные законы: “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)” от 30 марта 1995 г., “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” от 30 марта 1999 г., “О наркотических средствах и психотропных веществах” от 8 января 1998 г., “Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний” от 17 сентября 1998 г., “Об ограничении курения табака” от 10 июля 2001 г., “О лекарственных средствах” от 22 июня 1998 г., Закон РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” от 2 июля 1992 г., утвержденные Правительством РФ Положения о лицензировании медицинской деятельности, о лицензировании фармацевтической деятельности и о лицензировании производства лекарственных средств и др.

С 2006 г. по инициативе Президента РФ введены национальные проекты. Национальный проект в области здравоохранения планирует на период до 2008 г.: повышение уровня квалификации участковых врачей; повышение уровня обеспеченности населения участковыми врачами-терапевтами; предотвращение числа заразившихся ВИЧ-инфекцией; снижение заболеваемости гепатитом В, краснухой и гриппом в период эпидемии; увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению и т.д.

В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация есть социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

К социальной защите относятся: охрана труда и здоровья людей, защита от безработицы; гарантия минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых людей; развитие социальных служб; установление государственной пенсии, пособий и другие гарантии социальной защиты.

Важное значение для организации управления в области социальной защиты граждан имеют Федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” от 10 декабря 1995 г., “Об основах обязательного социального страхования” от 16 июля 1999 г., “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24 ноября 1995 г., “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” от 2 августа 1995 г., “О ветеранах” в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г., “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” от 17 декабря 2001 г., “О занятости населения в Российской Федерации” в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г., “О государственной социальной помощи” от 17 июля 1999 г., “Об основах охраны труда в Российской Федерации” от 17 июля 1999 г., “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” от 15 декабря 2001 г., “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” от 15 декабря 2001 г., Трудовой кодекс РФ 2001 г. и другие нормативные акты. Общественный резонанс вызвало принятие Федерального закона от 2 августа 2004 г., вносящего изменения в другие законодательные акты, в частности, связанные с распределением обязанностей федеральных органов и субъектов РФ по социальному обеспечению льготных категорий граждан, “монетизацией” льгот, финансированием дополнительного лекарственного обеспечения.



Индекс материала
Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Необходимость и характер государственного управления
Государственное регулирование как функция управления
Понятие и цели административно-правовой организации управления
Правовые основы организации управления
Межотраслевые и отраслевые начала в управлении
Антимонопольное регулирование
Организационно-правовая система управления промышленностью и энергетикой
Органы государственного управления промышленностью и энергетикой
Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
Органы государственного управления сельским хозяйством
Предприятия и организации в сельском хозяйстве
Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Организационно-правовая система государственного управления транспортом
Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
Организационно-правовая система государственного управления связью
Органы государственного управления связью
Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
Органы государственного управления финансами
Организация банковского дела
Организация налогового дела
Организационно-правовые основы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Органы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Организация таможенного дела
Основы организации управления образованием и наукой
Органы государственного управления образованием и наукой
Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества
Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием
Органы государственного управления здравоохранением и социальным развитием
Учреждения здравоохранения
Основы организации управления культурой
Органы государственного управления культурой
Основы организации управления обороной
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
Военная служба
Основы организации управления безопасностью
Государственная граница и ее охрана
Правовые режимы чрезвычайного и военного положения
Государственный пожарный надзор
Основы организации управления внутренними делами
Милиция
Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
Паспортная система
Основы организации управления иностранными делами
Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
Основы организации управления юстицией
Организация нотариальной службы и адвокатуры
Приложение 1 Обязанности и права милиции
Все страницы