Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах - Основы организации управления образованием и наукой

 

Основы организации управления образованием и наукой

Концепция и основные начала образования в России определены Конституцией РФ. Его общие вопросы отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Право на образование является конституционным. В соответствии с Конституцией РФ общедоступным и бесплатным являются дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. При этом основное общее является обязательным. Право на бесплатное высшее образование может быть реализовано только на конкурсной основе.

Специальными комплексными правовыми актами, затрагивающими различные аспекты деятельности в области образования, являются Закон РФ от 10 июля 1992 г. “Об образовании” в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г., а также Федеральный закон от 22 августа 1996 г. “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.

Помимо того, действуют и другие акты: принятая Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. Федеральная программа развития образования, а также утвержденные постановлениями Правительства РФ Национальная доктрина образования от 4 октября 2000 г., Положение о Министерстве образования и науки РФ от 15 июня 2004 г., Типовое положение об общеобразовательном учреждении от 12 марта 2001 г., Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования от 5 апреля 2001 г., Положение о лицензировании образовательной деятельности от 18 октября 2000 г., Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения от 2 декабря 1999 г. и др.

С 2006 г. по инициативе Президента РФ введены национальные проекты, разрабатываемые Правительством РФ. Национальный проект в области образования предусматривает на период до 2008 г.: оказание государственной поддержки на реализацию программ развития вузам и школам, предоставление грантов талантливой молодежи, поощрение премиями лучших учителей; подключение всех школ к сети Интернет; выплату дополнительного ежемесячного вознаграждения за классное руководство; создание в воинских частях учебных центров начального профобразования для военнослужащих срочной службы и т.д.

Государственная политика в области образования направлена на обеспечение преемственности и выполнение задач государства в области образования. Важной составляющей такой политики является достижение единообразия в коренных вопросах образования в стране в сочетании с его региональными (национальными, демографическими и т.п.) условиями, а также интенсивным развитием частных форм образования. Основой государственной политики РФ в области образования является Федеральная программа развития образования.

В реализации единой государственной политики важная роль отводится образовательным программам, государственным образовательным стандартам, лицензированию, аккредитации и аттестации образовательных учреждений независимо от форм их собственности.

Образовательные программы – программы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности. Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, которые в свою очередь делятся на основные и дополнительные.

Общеобразовательные программы формируются применительно к дошкольному и видам общего образования. К данному виду программ относятся программы дошкольного, начального общего (4 года освоения), основного общего (5-6 лет освоения), среднего (полного) общего образования (2 года освоения).

Профессиональные образовательные программы – образовательные программы, направленные на последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации; формируются применительно к начальному, среднему, высшему, послевузовскому профессиональному образованию.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Образовательные программы осваиваются в образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы действует Eдиный государственный образовательный стандарт.

Государственные образовательные стандарты включают федеральный и региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Федеральный компонент определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, сроки освоения основной образовательной программы и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, требования к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению учебного процесса и др. В стандартах подчеркивается их обязательный характер специальным указанием на то, что положения стандарта подлежат обязательному применению всеми образовательными учреждениями, расположенными на территории РФ и аккредитованными федеральным государственным органом управления образованием.

Федеральные компоненты (требования) государственных образовательных стандартов могут дополняться национально-региональными, устанавливаемыми субъектами РФ в лице их компетентных органов.

Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.?

Образовательные стандарты устанавливаются применительно к типам образовательных учреждений уполномоченными органами исполнительной власти и являются обязательными для учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующему направлению (специальности).

Согласно этому стандарту основная образовательная программа формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.

Лицензирование образовательного учреждения – выдача разрешения на право ведения образовательной деятельности государственным органом исполнительной власти на основании заключения экспертной комиссии при соответствии условий осуществления образовательного процесса предъявляемым требованиям.

Эти требования относятся к материально-технической базе, санитарно-гигиеническим нормам, укомплектованности необходимыми кадрами и др. Предметом экспертизы не являются содержание, организация и методика образовательного процесса. Предмет, содержание, организация и порядок лицензирования образовательных учреждений определены в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Правительством РФ 18 октября 2000 г.

Государственная аккредитация образовательного учреждения – процедура признания государством в лице его органов управления образованием статуса образовательного учреждения соответствующего типа, вида, категории, а также признания прав и способности образовательного учреждения осуществлять свою деятельность на уровне, соответствующем требованиям государственных образовательных стандартов. Условия и порядок проведения государственной аккредитации закреплены, в частности, Положением о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г.

С момента государственной аккредитации у образовательного учреждения возникают права: на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ, на включение в схему централизованного государственного финансирования. Государственная аккредитация проводится по заявлению образовательного учреждения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или иными органами управления образованием. Для получения государственной аккредитации необходимо положительное заключение аттестационной комиссии. В случае принятия решения о государственной аккредитации государственным органом управления образованием выдается свидетельство о государственной аккредитации сроком на пять лет. При последующей аттестации по ее результатам образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации.

Аттестация образовательного учреждения – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последних лет.

По общему правилу аттестация проводится один раз в пять лет государственной аттестационной службой или по ее поручению – другими органами. По результатам аттестации образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации.

Экономическое, социальное, политическое положение нашего государства во многом зависит от уровня и состояния развития науки, поскольку она является составной частью всех отраслей и сфер государственного управления, оказывая непосредственное влияние на их развитие. Прежде всего это – творческий труд научных работников (индивидуальный и коллективный), управлять которым в буквальном смысле слова не представляется возможным. В силу этого управление в данном случае связывается с организацией творческих научных коллективов, с оказанием государственной поддержки их деятельности, с обеспечением внедрения научных достижений в жизнь, в производство и т.п.

Научная деятельность осуществляется в различных организационных формах: фундаментальная, ведомственная (отраслевая), вузовская. Каждая из них отличается определенными особенностями, которые учитываются при осуществлении государственного регулирования.

Конституция РФ относит общие вопросы науки к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Вместе с тем на Правительство РФ возложено обеспечение проведения единой государственной политики в области науки, управление научными учреждениями федеральной собственности (ст. 114 Конституции РФ). Правительство разрабатывает и осуществляет политику государственной поддержки развития науки, обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, приоритетных направлений развития прикладной науки, имеющих общегосударственное значение, и т.д.

Управление наукой осуществляется на основе Федерального закона от 23 августа 1996 г. “О науке и государственной научно-технической политике”.



Индекс материала
Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Необходимость и характер государственного управления
Государственное регулирование как функция управления
Понятие и цели административно-правовой организации управления
Правовые основы организации управления
Межотраслевые и отраслевые начала в управлении
Антимонопольное регулирование
Организационно-правовая система управления промышленностью и энергетикой
Органы государственного управления промышленностью и энергетикой
Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
Органы государственного управления сельским хозяйством
Предприятия и организации в сельском хозяйстве
Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Организационно-правовая система государственного управления транспортом
Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
Организационно-правовая система государственного управления связью
Органы государственного управления связью
Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
Органы государственного управления финансами
Организация банковского дела
Организация налогового дела
Организационно-правовые основы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Органы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Организация таможенного дела
Основы организации управления образованием и наукой
Органы государственного управления образованием и наукой
Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества
Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием
Органы государственного управления здравоохранением и социальным развитием
Учреждения здравоохранения
Основы организации управления культурой
Органы государственного управления культурой
Основы организации управления обороной
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
Военная служба
Основы организации управления безопасностью
Государственная граница и ее охрана
Правовые режимы чрезвычайного и военного положения
Государственный пожарный надзор
Основы организации управления внутренними делами
Милиция
Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
Паспортная система
Основы организации управления иностранными делами
Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
Основы организации управления юстицией
Организация нотариальной службы и адвокатуры
Приложение 1 Обязанности и права милиции
Все страницы