Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах - Основы организации управления обороной

 

Основы организации управления обороной

Под обороной Российской Федерации понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также защиты населения, территории и суверенитета РФ.

Основными правовыми актами, закрепляющими основы организации обороны РФ, являются Федеральные законы: “Об обороне” от 31 мая 1996 г., “О воинской обязанности и военной службе” от 28 марта 1998 г., “О статусе военнослужащих” от 27 мая 1998 г., “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации” от 26 февраля 1997 г., “О гражданской обороне” от 12 февраля 1998 г., Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. и др.

Организация обороны включает правовое регулирование вопросов обороны; прогнозирование и оценку военной угрозы; военную политику и доктрину; военное строительство и поддержание в необходимой боевой готовности Вооруженных Сил; проведение мероприятий гражданской обороны; совершенствование оружия и военной техники; развитие военной науки; обеспечение военной тайны и др.

Основой обороны являются Вооруженные Силы Российской Федерации, которые призваны защищать суверенитет, территориальную целостность, другие важные интересы РФ в случае совершения вооруженной агрессии против нее. Они могут быть также использованы для выполнения задач, вытекающих из международных обязательств РФ (например, в качестве миротворческих сил).

Согласно Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г., Вооруженные Силы могут применяться для защиты от антиконституционных действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающих целостности и неприкосновенности территории РФ.

Законодательством РФ определены случаи, когда в обороне могут участвовать пограничные войска Федеральной службы безопасности, внутренние войска МВД России, войска гражданской обороны МЧС России и другие воинские подразделения.

Общее руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами (ст. 87 Конституции РФ), а также Правительство РФ.

Президент РФ определяет основные направления военной политики РФ, утверждает военную доктрину РФ; объявляет состояние войны, вводит на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии или угрозы агрессии против РФ с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию; отдает приказ Вооруженным Силам о ведении военных действий; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил; утверждает концепцию, планы строительства, применения, дислокации Вооруженных Сил; присваивает воинские звания генералов и адмиралов; издает Указы о призыве граждан РФ на военную службу и т.п.

Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны. Оно осуществляет финансирование Вооруженных Сил; организует оснащение их вооружением, военной техникой, другими материально-техническими средствами и ресурсами; обеспечивает выполнение государственных программ и планов развития вооружения, создания инфраструктуры Вооруженных Сил; организует разработку и выполнение мобилизационных планов, планов накопления мобилизационных ресурсов; осуществляет деятельность по социальному обеспечению военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей; осуществляет общее руководство гражданской обороной и т.д.

Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет Министр обороны РФ через Министерство обороны РФ.

Министерство обороны РФ (Минобороны России) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные функции в этой области. Оно является также органом управления Вооруженными Силами РФ. Ему подведомственны такие федеральные органы исполнительной власти, как: Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное агентство специального строительства.

Правовой статус Минобороны России закреплен в Федеральном законе "Об обороне", а также в Положении о нем, утвержденном Указом Президента РФ 16 августа 2004 г. Свою деятельность Минобороны России осуществляет под руководством Президента РФ.

Основными задачами Минобороны России являются: выработка и проведение государственной политики, нормативно-правовое регулирование в области обороны; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны, войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация и контроль деятельности подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти. На него возложены также задачи по организации применения Вооруженных Сил и поддержание их в необходимой готовности; осуществлению мероприятий по строительству Вооруженных Сил; обеспечению социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и др.

Минобороны России разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области обороны и по ее проведению, по военной доктрине, по проектам государственных программ в области обороны, государственного оборонного заказа, в том числе предложения, касающиеся развития оборонного промышленного комплекса; совершенствует правовую основу деятельности Вооруженных Сил.

В качестве органа управления в области обороны оно осуществляет руководство морской деятельностью РФ в интересах обороны; на него возложено государственное регулирование использования воздушного пространства РФ, а также регулирование деятельности в области государственной авиации и осуществление государственного контроля за деятельностью ее авиационного персонала; реализация государственной политики в области космической деятельности в интересах обороны и безопасности РФ; обеспечение защиты Государственной границы в воздушном пространстве и подводной среде.

В пределах своей компетенции Минобороны России координирует строительство и применение войск, воинских формирований и органов в интересах обороны; осуществляет контроль реализации планов строительства войск и воинских формирований. Оно организует и проводит мероприятия по обеспечению боевой и мобилизационной подготовки, осуществляет разведывательную деятельность в интересах обороны и безопасности РФ; организует комплектование Вооруженных Сил.

Минобороны России готовит предложения по численности, составу и структуре Вооруженных Сил, по численности граждан РФ, призываемых на военную службу, военные сборы; координирует проведение мероприятий по воинскому учету; совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполни­тельной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления организует работу по подготовке граждан к военной службе, призыву и приему их на военную службу; обеспечивает в пределах своей компетенции реализацию законодательства об альтернативной гражданской службе; организует прохождение службы военнослужащими и т.д.

Значительная роль в области управления обороной принад­лежит Генеральному штабу Вооруженных Сил РФ, на который возложено стратегическое планирование применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов военного управления; проведение мероприятий, связанных с поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил; разработка предложений по основным вопросам, касающимся подготовки страны к обороне, военной доктрины РФ и т.д.

Основное назначение Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) состоит в осуществлении функций контроля и надзора в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами.

В соответствии с Положением о ней, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г., ФСВТС России осуществляет контроль и надзор за соответствием деятельности в области военно-технического сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, российских организаций, имеющих право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, организаций-разработчиков и производителей продукции военного назначения, других субъектов военно-технического сотрудничества нормативным правовым актам РФ и основным направлениям государственной политики в области военно-технического сотрудничества, требованиям законодательства РФ об экспортном контроле при поставках продукции военного назначения.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), Положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г., осуществляет реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности. Ее основными задачами являются осуществление государственной научно-технической политики в области защиты информации; осуществление нормативно-правового регулирования вопросов технической защиты информации, противодействия техническим разведкам и т.д.

В процессе своей деятельности она участвует в согласовании вопросов размещения на территории РФ дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, вопросов выдачи соответствующими федеральными органами исполнительной власти разрешений на проведение морских научных или ресурсных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, а также в реализации государственной политики в области нераспространения оружия массового поражения и других наиболее опасных видов оружия и т.д.

Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) призвана обеспечивать совершенствование деятельности по формированию и размещению государственного оборонного заказа, проведение единой государственной политики в области разработки, производства, унификации, стандартизации вооружения и военной техники общего применения. Ее основными задачами являются координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по формированию и контролю за исполнением государственного оборонного заказа; обеспечение разработки и осуществления при исполнении государственного оборонного заказа необходимых мер по сохранению и развитию оборонного и научно-технического потенциала РФ и др.

Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), Положение о котором утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г., осуществляет в интересах обороны и безопасности РФ организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства и связи.

На него возложена организация подрядных работ по капитальному строительству специальных объектов, предназначенных для обеспечения готовности к функционированию органов государственной власти в военное время и в условиях чрезвычайного положения; по капитальному строительству и реконструкции специальных объектов, объектов производственного и жилого назначения для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; строительно-монтажных работ на особо важных для обеспечения обороны и безопасности государства объектах инфраструктуры.

Важная роль в организации обороны и управлении Вооруженными Силами принадлежит военным советам, которые создаются Президентом РФ. Они действуют на постоянной основе и являются совещательными органами в видах Вооруженных Сил, в родах войск, в военных округах, группах войск, на флотах, в армиях, на флотилиях.

Вооруженные Силы Российской Федерации делятся на виды: а) сухопутные войска; б) ракетные войска стратегического назначения; в) войска противовоздушной обороны; г) воздушно-десантные войска; д) Военно-Морской флот.

Каждый вид состоит из родов войск и специальных войск.

Для оперативного управления войсками Вооруженных Сил существуют военные округа, флоты. Военный округ представляет собой оперативно-стратегическое (оперативно-территориальное) командование Вооруженных Сил на соответствующем стратегическом направлении. В пределах своих границ органы военных округов осуществляют оперативное руководство объединениями, соединениями, воинскими частями. В отличие от военного округа флот является не территориальным, а оперативным объединением Военно-Морского Флота РФ. Руководит военным округом (флотом) командующий, который осуществляет свою деятельность через соответствующие штабы, управления, отделы округа (флота).

В систему органов управления обороной входят военные комиссариаты, образуемые в субъектах РФ, городах и районах, возглавляемые военными комиссарами. В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г., они создаются Министерством обороны и являются его территориальными органами. Военные комиссариаты отчитываются о своей деятельности перед Генеральным штабом через управления соответствующих военных округов.

На военные комиссариаты возлагается обеспечение своевременного и полного выполнения планов призыва граждан на военную службу, а также планов отбора граждан для поступления на военную службу по контракту; участие совместно с органами здравоохранения в контроле за медицинским обследованием и освидетельствованием граждан, подлежащих первичной постановке на воинский учет или призыву на военную службу, осуществление воинского учета граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу и т.д.

В связи с сокращением Вооруженных Сил РФ одним из важных направлений их деятельности является оказание помощи уволенным офицерам, прапорщикам, мичманам, членам их семей в трудоустройстве, получении жилья, в решении других социальных вопросов.

Согласно Федеральным законам “Об обороне”, “О воинской обязанности и военной службе”, “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации”, Положению о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденному Правительством РФ 1 июня 1999 г., Положению о воинском учете, утвержденному Правительством РФ 25 декабря 1998 г., на органы местного самоуправления возложена организация воинского учета, подготовка молодежи к военной службе; организация призыва граждан на военную службу, военные сборы, мероприятия по мобилизации.

Организация и порядок ведения воинского учета определяются Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” и Положением о воинском учете. Согласно этим актам, все граждане, за исключением освобожденных на основании закона от исполнения воинской обязанности, проходящих военную или альтернативную гражданскую службу, отбывающих наказание в виде лишения свободы, женского пола, не имеющих военной специальности, постоянно проживающих за пределами РФ, обязаны состоять на воинском учете по месту жительства. Воинский учет осуществляется военными комиссариатами, а в населенных пунктах, где нет военкоматов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в районе или в ином муниципальном образовании. В состав комиссии входят военный комиссар либо его заместитель, специалист по профессиональному психологическому отбору, секретарь и врачи-специалисты. Комиссия определяет годность гражданина к военной службе и принимает решение о постановке его на воинский учет либо о внесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса о зачислении гражданина в запас как признанного ограниченно годным к военной службе или вопроса об освобождении гражданина от исполнения воинской обязанности в связи с признанием его не годным к военной службе.

Граждане несут установленные законом обязанности по воинскому учету. В их числе обязанность состоять на воинском учете по месту жительства, являться в установленное время и место по вызову (повестке) в орган, осуществляющий воинский учет, сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и встать на воинский учет по прибытии на новое место жительства, бережно хранить военный билет и др. Снятие с воинского учета лиц мужского пола осуществляется по достижении ими 60 лет.

Для организации и проведения призыва граждан на военную службу глава муниципального образования создает призывную комиссию.

Для работы призывных комиссий, проведения медицинского освидетельствования и осмотров граждан, поступающих на воинский учет, военную службу, призываемых на военные сборы, а также для призыва граждан на военную службу и военные сборы органы местного самоуправления обязаны обеспечивать предоставление и оборудование необходимых помещений и территорий, транспорта, медикаментов, медицинского оборудования, иных материально-технических средств, медицинского персонала и т.п.



Индекс материала
Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Необходимость и характер государственного управления
Государственное регулирование как функция управления
Понятие и цели административно-правовой организации управления
Правовые основы организации управления
Межотраслевые и отраслевые начала в управлении
Антимонопольное регулирование
Организационно-правовая система управления промышленностью и энергетикой
Органы государственного управления промышленностью и энергетикой
Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
Органы государственного управления сельским хозяйством
Предприятия и организации в сельском хозяйстве
Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Организационно-правовая система государственного управления транспортом
Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
Организационно-правовая система государственного управления связью
Органы государственного управления связью
Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
Органы государственного управления финансами
Организация банковского дела
Организация налогового дела
Организационно-правовые основы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Органы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Организация таможенного дела
Основы организации управления образованием и наукой
Органы государственного управления образованием и наукой
Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества
Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием
Органы государственного управления здравоохранением и социальным развитием
Учреждения здравоохранения
Основы организации управления культурой
Органы государственного управления культурой
Основы организации управления обороной
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
Военная служба
Основы организации управления безопасностью
Государственная граница и ее охрана
Правовые режимы чрезвычайного и военного положения
Государственный пожарный надзор
Основы организации управления внутренними делами
Милиция
Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
Паспортная система
Основы организации управления иностранными делами
Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
Основы организации управления юстицией
Организация нотариальной службы и адвокатуры
Приложение 1 Обязанности и права милиции
Все страницы