Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах - Основы организации управления юстицией

 

Основы организации управления юстицией

Юстиция как отрасль управления выполняет важные задачи по укреплению законности, организации защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений; способствует осуществлению правосудия.

Систему органов управления юстицией составляют: Министерство юстиции РФ, подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба судебных приставов, главные управления Министерства юстиции РФ по федеральным округам, иные органы юстиции.

Организация и компетенция Министерства юстиции РФ закреплены в Положении о нем, утвержденном Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. Согласно данному Положению Министерство юстиции РФ (Минюст России) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов, актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий. Общее руководство Минюстом России осуществляет Президент РФ, которому оно подотчетно и подконтрольно.

Основными задачами Минюста России являются разработка общей стратегии государственной политики, нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав и свобод человека и гражданина.

Минюст России осуществляет важные функции по правовому обеспечению правотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ. Содержанием данных функций является разработка проектов нормативных актов, которые вносятся Правительством РФ в порядке законодательной инициативы; проведение юридической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ. Подобная экспертиза проводится им в отношении нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам.

Важным направлением деятельности Минюста России является координация работы федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений к проектам планов законопроектной деятельности Правительства РФ, государственная регистрация их нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер. Оно также осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ; организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований.

Министерство осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений; выдает разрешения на открытие представительств иностранных юридических организаций и т.д.

Подведомственная Минюсту России Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) осуществляет функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений и политических партий, а также функции по контролю и надзору в сфере деятельности адвокатуры и нотариата.

В своей деятельности она руководствуется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним", Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Правительством РФ 18 февраля 1998 г., а также Положением о ней, утвержденным Правительством РФ 13 октября 2004 г.

Согласно указанным актам ее основными задачами являются обеспечение установления порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; организация государственной регистрации общественных объединений и политических партий; осуществления контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

На Росрегистрацию возложено осуществление государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним; координация работы по созданию органов по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и осуществление контроля за их деятельностью; обеспечение соблюдения правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В пределах своей компетенции она принимает решение о государственной регистрации общественных объединений, отделений иностранных некоммерческих неправительственных объединений, иных юридических лиц, религиозных организаций и представительств иностранных религиозных организаций. При этом она ведет учет зарегистрированных политических партий, общественных объединений и религиозных организаций, осуществляя контроль за соответствием деятельности общественных объединений и политических партий требованиям российского законодательства и их уставным целям, за соблюдением религиозными объединениями положений своих уставов применительно целей и порядка их деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" Росрегистрация, выступая в качестве регулирующего органа, осуществляет контроль за соблюдением саморегулируемыми организациями федеральных законов и иных нормативных актов, регулирующих их деятельность; проводит проверки их деятельности; обращается в арбитражный суд с заявлениями об исключении саморегулируемых организаций из Единого государственного реестра саморегулируемых организаций; ведет Единый государственный реестр саморегулируемых организаций и реестр арбитражных управляющих и т.д.

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также исполнению судебных актов и актов других органов. В своей деятельности она руководствуется Федеральными законами от 21 июля 1997 г. "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве", Положением о ней, утверж­денным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г.

Согласно названным правовым актам ее основными задачами являются обеспечение установленного порядка деятельности судов; организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, актов других органов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.

Следует подчеркнуть, что данная деятельность в области юстиции способствует осуществлению правосудия, но сама по себе правосудием не является.

На ФССП России возложено обеспечение установленного порядка деятельности судов; осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов; применение мер принудительного исполнения; проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества.

Она организует хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества; розыск должника-организации, имущества должника (гражданина или организации); участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве, в процедурах о банкротстве, а также в исполнении решений комиссий по трудовым спорам.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом представлена отсрочка отбывания наказания.

Основными задачами ФСИН России, закрепленными в Положении о ней, утвержденном Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г., являются: исполнение уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых; контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права и федеральных законов и др.

Осуществляя руководство уголовно-исполнительной системой в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и Положением о ней, ФСИН России обеспечивает правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказания, в следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; безопасность объектов уголовно-исполнительной системы и органов Минюста России; исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей; установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, а также исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей; правовую, соци­альную защиту и личную безопасность работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей.

В пределах своей компетенции ФСИН России осуществляет направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение; медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей; принимает меры по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы оружием и специальными средствами.

Органами управления юстицией решаются важные задачи в процессе руководства учреждениями судебных экспертиз, взаимодействия с организациями адвокатов, нотариальными учреждениями, в том числе с нотариусами, занимающихся частной практикой, с органами записи актов гражданского состояния.



Индекс материала
Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Необходимость и характер государственного управления
Государственное регулирование как функция управления
Понятие и цели административно-правовой организации управления
Правовые основы организации управления
Межотраслевые и отраслевые начала в управлении
Антимонопольное регулирование
Организационно-правовая система управления промышленностью и энергетикой
Органы государственного управления промышленностью и энергетикой
Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
Органы государственного управления сельским хозяйством
Предприятия и организации в сельском хозяйстве
Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Организационно-правовая система государственного управления транспортом
Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
Организационно-правовая система государственного управления связью
Органы государственного управления связью
Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
Органы государственного управления финансами
Организация банковского дела
Организация налогового дела
Организационно-правовые основы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Органы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Организация таможенного дела
Основы организации управления образованием и наукой
Органы государственного управления образованием и наукой
Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества
Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием
Органы государственного управления здравоохранением и социальным развитием
Учреждения здравоохранения
Основы организации управления культурой
Органы государственного управления культурой
Основы организации управления обороной
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
Военная служба
Основы организации управления безопасностью
Государственная граница и ее охрана
Правовые режимы чрезвычайного и военного положения
Государственный пожарный надзор
Основы организации управления внутренними делами
Милиция
Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
Паспортная система
Основы организации управления иностранными делами
Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
Основы организации управления юстицией
Организация нотариальной службы и адвокатуры
Приложение 1 Обязанности и права милиции
Все страницы