Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах - Основы организации управления безопасностью

 

Основы организации управления безопасностью

Законом РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности" безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В нее включаются государственная, экономическая, общественная, оборонная, информационная, экологическая и иные виды безопасности. Такое широкое понимание безопасности отражено также в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ в редакции от 10 января 2000 г. Под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ. Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. В Концепции национальной безопасности особо подчеркивается, что реализация национальных интересов возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются приоритетными.

Обеспечение безопасности предполагает использование соответственно мер экономического, политического, военного, организационного, экологического и иного характера, а также функционирование большого числа органов и организаций, обеспечивающих ее. К силам обеспечения безопасности РФ относятся Вооруженные Силы, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, органы внутренних дел, служба ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации; органы охраны здоровья населения и другие органы обеспечения безопасности.

В целях непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности государством образуются специальные органы обеспечения безопасности.

В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ “О безопасности” общее руководство органами обеспечения безопасности возложено на Президента РФ. Он контролирует и координирует деятельность органов обеспечения безопасности, принимает в случае необходимости оперативные решения в этой области.

Правительство РФ в пределах своей компетенции обеспечивает руководство государственными органами безопасности; осуществляет необходимые меры по обеспечению государственной безопасности; организует оснащение вооружением, военной техникой, материальными и финансовыми средствами и ресурсами силы и органы обеспечения безопасности и т.д.

Важное место в системе органов обеспечения безопасности занимает Совет безопасности Российской Федерации, формирование и руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ. Совет Безопасности РФ является конституционным органом. Статус Совета Безопасности РФ должен определяться федеральным законом. Такой закон пока не принят. Основные задачи  Совета Безопасности определены в Положении о нем, утвержденном Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. К ним относятся: обеспечение условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета РФ, ее независимости, территориальной целостности; определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности; подготовка предложений Президенту РФ для принятия им решений по вопросам внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения на­циональной безопасности, а также решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства и т.д.

В функции Совета Безопасности входит рассмотрение вопросов и подготовка проектов указов президента по вопросам обеспечения национальной безопасности; подготовка предложений Президенту РФ по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности; рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности и т.д.

Предусмотрено образование постоянных межведомственных комиссий Совета Безопасности РФ: 1) по проблемам СНГ; 2) по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией; 3) по конституционной безопасности; 4) по безопасности в сфере экономики; 5) по оборонно-промышленной безопасности; 6) по военной безопасности; 7) по международной безопасности; 8) по экологической безопасности; 9) по пограничной политике; 10) по информационной безопасности; 11) по охране здоровья населения. Из перечня межведомственных комиссий видно, насколько широко представление о понятии "безопасность".

В систему специальных органов обеспечения безопасности входит Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России), основы организации и деятельности которой закреплены Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. "О Федеральной службе безопасности" и в Положении о Федеральной службе безопасности РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. в редакции Указа Президента РФ от 11 июля 2004 г.

ФСБ России осуществляет государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, защиту и охрану Государственной границы РФ, охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивает информационную безопасность РФ, а также реализует основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности и координирует контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

Руководство ФСБ России осуществляет Президент РФ, а Правительство РФ координирует ее деятельность в части взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти.

ФСБ России реализует основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности, к которым относятся: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью и террористической деятельностью; разведывательная, пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности.

К основным задачам ФСБ России относятся:

-    управление органами и войсками органов безопасности;

-    информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ и органов государственной власти РФ и субъектов РФ об угрозах безопасности РФ;

-    организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ;

-    координация осуществляемых федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности;

-    организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов безопасности;

-    организация борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, террористической и диверсионной деятельностью, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, наркотических и психотропных средств;

-    организация противодействия экстремистским действиям, деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, общественных объединений, ставящих целью насильственное изменение конституционного строя, насильственный захват или удержание власти;

-    осуществление в рамках своих полномочий разведывательной деятельности;

-    обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну;

-    организация мер в области защиты и охраны государственной границы Российской Федерации и др.

Выполняя свои задачи, ФСБ России участвует в разработке и реализации государственных программ обеспечения безопасности РФ, выработке предложений по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности РФ.

Особым направлением обеспечения безопасности, актуальность которого в современной России чрезвычайно велика, является борьба с терроризмом. Правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в РФ, порядок координации государственных органов в данной сфере определяется Федеральным законом от 6 марта 2006 г. "О противодействии терроризму". Основной задачей в этой области является предупреждение террористических акций. Задача борьбы с терроризмом является комплексной, поэтому Законом установлен широкий круг субъектов, осуществляющих эту деятельность. Борьбой с терроризмом руководит Правительство РФ. Непосредственно осуществляют борьбу с терроризмом ФСБ России, МВД России, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба охраны РФ, Министерство обороны РФ. Предусмотрено создание специальной Федеральной антитеррористической комиссии и аналогичных координационных органов на региональном уровне.

Составной частью системы обеспечения безопасности являются органы внешней разведки РФ, основы организации и деятельности которых закреплены в Федеральном законе от 10 января 1996 г. "О внешней разведке".

К органам внешней разведки, организация и деятельность которых закреплены в Федеральном законе от 10 января 1996 г. "О внешней разведке", относятся: Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России), органы внешней разведки Минобороны России, органы внешней разведки ФСБ России. Данные органы добывают и обрабатывают информацию о реальных и потенциальных возможностях, планах, действиях и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, затрагивающих интересы России. Разведывательная информация может направляться Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству РФ и другим органам государственной власти.

В целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах создано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. утверждено Положение о нем – федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию, а также контролю и надзору в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В систему МЧС России, помимо центрального аппарата и территориальных органов, входят Государственная противопожарная служба, войска Гражданской обороны, Государственная инспекция по маломерным судам, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научные, медицинские и иные учреждения и организации.

Основные задачи МЧС России: выработка и реализация государственной политики в порученной области; управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам компетенции; осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров и др.

К органам обеспечения безопасности России относятся также Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России), действующая на основе Федерального закона от 27 мая 1996 г. “О государственной охране” и Положения о ФСО России, утвержденного Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г., а также Служба безопасности Президента РФ, задачи которой определены названным Законом, а также Положением о ней. Объектами охраны указанных служб являются Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены их семей, проживающие с ними совместно или сопровождающие их, руководители обеих палат Федерального Собрания, председатели Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ, Генеральный прокурор РФ. При необходимости по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена иным лицам, замещающим государственные должности РФ, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим. На эти службы возложено обеспечение безопасности главам иностранных государств и правительств, членам их семей в период пребывания на территории РФ.

На ФСО России возложены функции специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области правительственной связи и информации.

Основными задачами указанных служб являются: обеспечение безопасности объектов государственной охраны; прогнозирование и выявление угрозы их жизненно важным интересам; предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны; участие в пределах своей компетенции в борьбе с терроризмом, разработка мер по обеспечению информационной безопасности РФ.

В состав государственных органов обеспечения безопасности входит Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), Положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. Руководство ее деятельностью осуществляет Президент РФ. Она подведомственна Минобороны России.

Данная Служба является уполномоченным органом исполнительной власти в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также органом защиты государственной тайны.

В пределах своей компетенции ФСТЭК России осуществляет межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны, контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, за деятельностью по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам, за размещением и использованием иностранных технических средств наблюдения и контроля в ходе реализации международных договоров РФ на ее территории и т.д.

К органам обеспечения безопасности относится Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, Положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г. Согласно данному Положению она осуществляет координацию деятельности федеральных органов государственной вла­сти, органов государственной власти субъектов РФ по защите государственной тайны. Руководство ее деятельностью осуществляет Президент РФ.

В пределах своей компетенции Межведомственная комиссия рассматривает и представляет Президенту РФ и в Правительство РФ предложения по правовому регулированию вопросов защиты государственной тайны, совершенствованию системы защиты государственной тайны в РФ; формирует перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, и т.д.

Названные выше органы в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" в пределах своей компетенции обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, перечень которых дан в Федеральном законе от 6 октября 1997 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О государственной тайне", а также в Указе Президента РФ в редакции от 24 января 1998 г. "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне".



Индекс материала
Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Необходимость и характер государственного управления
Государственное регулирование как функция управления
Понятие и цели административно-правовой организации управления
Правовые основы организации управления
Межотраслевые и отраслевые начала в управлении
Антимонопольное регулирование
Организационно-правовая система управления промышленностью и энергетикой
Органы государственного управления промышленностью и энергетикой
Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
Органы государственного управления сельским хозяйством
Предприятия и организации в сельском хозяйстве
Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Организационно-правовая система государственного управления транспортом
Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
Организационно-правовая система государственного управления связью
Органы государственного управления связью
Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
Органы государственного управления финансами
Организация банковского дела
Организация налогового дела
Организационно-правовые основы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Органы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Организация таможенного дела
Основы организации управления образованием и наукой
Органы государственного управления образованием и наукой
Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества
Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием
Органы государственного управления здравоохранением и социальным развитием
Учреждения здравоохранения
Основы организации управления культурой
Органы государственного управления культурой
Основы организации управления обороной
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
Военная служба
Основы организации управления безопасностью
Государственная граница и ее охрана
Правовые режимы чрезвычайного и военного положения
Государственный пожарный надзор
Основы организации управления внутренними делами
Милиция
Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
Паспортная система
Основы организации управления иностранными делами
Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
Основы организации управления юстицией
Организация нотариальной службы и адвокатуры
Приложение 1 Обязанности и права милиции
Все страницы