Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах - Организация таможенного дела

 

Организация таможенного дела

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств (ст. 1 Таможенного кодекса РФ).

В соответствии с Конституцией РФ и Таможенным кодексом РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ.

Существенными полномочиями в области организации и нормативно-правового регулирования таможенного дела обладает Минэкономразвития России. Оно принимает нормативные акты, определяющие порядок ведения: реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, банковские гарантии которых принимаются таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей; таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. На него возложено определение: порядка и технологии производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для перемещения, а также категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства; перечней документов и сведений, необходимых для таможенного оформления; формы и порядка заполнения транзитной декларации и т.д.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом и подчиняющимся Правительству РФ. Согласно Положению о ФТС России, утвержденному Правительством РФ 26 июля 2006 г., она осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля, специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Правовые основы организации таможенного дела, а также организации и деятельности таможенных органов закреплены в Таможенном кодексе РФ. В нем определены основные функции и полномочия таможенных органов, порядок проведения таможенного контроля и его формы (проверка документов и сведений; устный опрос; таможенное наблюдение; таможенный осмотр товаров, транспортных средств; таможенная ревизия и др.); основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Систему таможенных органов образуют: ФТС России; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.

В компетенцию ФТС России входит реализация программы развития таможенного дела в РФ; обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторго­вой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через границу РФ.

На нее возложено осуществление таможенного оформления; взимание таможенных пошлин, налогов, сборов; принятие решения о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, о стране происхождения товара; обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности.

В пределах своей компетенции Служба осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассматривает их; оперативно-розыскную деятельность; дознание и производство неотложных следственных действий.

ФТС России создает, реорганизует и ликвидирует таможенные посты, таможенные органы и определяет регион их деятельности; утверждает общие или индивидуальные положения о них.

ФТС России в пределах своей компетенции осуществляет таможенный контроль, контроль за своевременностью уплаты таможенных пошлин, налогов, сборов, а также валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, руководствуясь при этом Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле".

Региональное таможенное управление (РТУ), согласно с Общим положением о нем, утвержденным приказом ГТК России 10 октября 2002 г., осуществляет руководство таможенным делом в регионе деятельности, пределы которого совпадают с границами федерального округа. Основными его задачами являются: организация таможенного дела, осуществление таможенной политики РФ в регионе деятельности, ее обобщение и анализ практики осуществления; обеспечение осуществления правового, экономического, информационно-технического и организационного механизмов осуществления таможенной политики; содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов РФ, юридических и физических лиц и т.д. Таможня входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством РТУ. Согласно Общему положению о таможне, утвержденному приказом ГТК России 10 октября 2002 г., ее основными задачами являются: осуществление в пределах своей компетенции в регионе деятельности мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории РФ, ее экономической безопасности в части, относящейся к таможенному делу, на защиту экономических интересов РФ; таможенное оформление и контроль; обеспечение соблюдения, единообразного применения в регионе деятельности законодательства РФ; борьба с контрабандой, с административными правонарушениями; руководство, координация и контроль деятельности таможенных постов и др.

Таможенный пост, согласно Общему положению о нем, утвержденному приказом ГТК России 10 октября 2002 г., непосредственно осуществляет таможенное дело в регионе деятельности; применяет меры экономической политики; таможенное оформление и контроль; обеспечивает соблюдение и единообразное применение в своей деятельности законодательства РФ и др.

Введен институт представителей ГТК России (теперь – ФТС России) в зарубежных странах – таможенные атташе представительств РФ в зарубежных странах. В стране пребывания они представляют интересы ФТС России по вопросам таможенного дела и соблюдения российского таможенного законодательства; обеспечивают оперативное взаимодействие таможенных органов РФ с зарубежными партнерами; участвуют в мероприятиях по пресечению действий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и вывозом из РФ культурных ценностей; проводят мероприятия по пресечению несанкционированного экспорта из РФ и импорта в РФ вооружения и военной техники и т.д.

Таможенные органы вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях и привлекать виновных физических и юридических лиц к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 16 КоАП РФ.



Индекс материала
Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Необходимость и характер государственного управления
Государственное регулирование как функция управления
Понятие и цели административно-правовой организации управления
Правовые основы организации управления
Межотраслевые и отраслевые начала в управлении
Антимонопольное регулирование
Организационно-правовая система управления промышленностью и энергетикой
Органы государственного управления промышленностью и энергетикой
Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
Органы государственного управления сельским хозяйством
Предприятия и организации в сельском хозяйстве
Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Организационно-правовая система государственного управления транспортом
Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
Организационно-правовая система государственного управления связью
Органы государственного управления связью
Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
Органы государственного управления финансами
Организация банковского дела
Организация налогового дела
Организационно-правовые основы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Органы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Организация таможенного дела
Основы организации управления образованием и наукой
Органы государственного управления образованием и наукой
Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества
Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием
Органы государственного управления здравоохранением и социальным развитием
Учреждения здравоохранения
Основы организации управления культурой
Органы государственного управления культурой
Основы организации управления обороной
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
Военная служба
Основы организации управления безопасностью
Государственная граница и ее охрана
Правовые режимы чрезвычайного и военного положения
Государственный пожарный надзор
Основы организации управления внутренними делами
Милиция
Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
Паспортная система
Основы организации управления иностранными делами
Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
Основы организации управления юстицией
Организация нотариальной службы и адвокатуры
Приложение 1 Обязанности и права милиции
Все страницы