Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах - Организация банковского дела

 

Организация банковского дела

Одним из основных сегментов экономики является банковская система. Организация и деятельность банков регламентированы Законом РФ от 2 декабря 1990 г. “О банках и банковской деятельности в Российской Федерации” в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. и Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” от 10 июля 2002 г.

Концепцией развития российских финансовых рынков предусматривается, что в 2004-2008 гг. Правительство РФ совместно с Центральным банком России в рамках стратегии развития банковского сектора намерено повысить роль банковского сектора в экономике страны, принять меры по укреплению прав кредиторов, упрощению процедур слияний и присоединений, а также повышению эффективности участия государства в кредитных организациях. Правительство намерено развивать системы страхования вкладов и повышать привлекательность сектора финансовых услуг. Основными направлениями государственной денежно-кредитной политики являются: укрепление рубля, финансовая стабилизация, снижение инфляции, адаптация субъектов экономики, особенно банков, к новой ситуации и поиск ими неинфляционных факторов роста экономики.

Банки – это кредитные организации, являющиеся юридическими лицами, которым предоставлено исключительное право осуществлять банковские операции: привлекать во вклады денежные средства юридических и физических лиц, размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц, выдавать банковские гарантии и т.д. Образуются они на основе любой формы собственности (в том числе и с привлечением иностранного капитала) и осуществляют свою деятельность на коммерческой основе.

Банковская система РФ – двухуровневая. На первом уровне находится Центральный банк РФ, на втором – российские коммерческие банки, а также филиалы и представительства иностранных банков. Таким образом, банковскую систему РФ составляют Центральный банк РФ, Сберегательный банк, коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление отдельных банковских операций.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком Российской Федерации и находится в ее собственности. Он действует на основе Федерального закона от 10 июля 2002 г. “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Он независим от органов исполнительной власти, экономически самостоятелен и осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не преследует цели извлечения прибыли. Банк России возглавляется Председателем Банка и управляется на коллегиальной основе Национальным банковским советом и Советом директоров Банка. Председатель Национального банковского совета избирается из числа его членов, деятельностью Совета директоров руководит Председатель Банка России. Он назначается и освобождается от должности Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации.

Основные цели деятельности Банка России: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Банк России выполняет следующие функции: разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики; осуществление эмиссии наличных денег (выпуск в обращение и изъятие из обращения денежных знаков); организация наличного денежного обращения; установление правил проведения банковских операций; обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы; управление золотовалютными резервами Банка; принятие решений о государственной регистрации кредитных организаций, лицензирование их деятельности по проведению банковских операций; надзор за деятельностью кредитных организаций (банковский надзор); регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями; самостоятельное осуществление всех видов банковских операций и иных сделок; организация и осуществление валютного регулирования и валютного контроля; определение порядка осуществления расчетов с международными организациями и иностранными государствами; установление правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; установление и опубликование официальных курсов иностранных валют; установление порядка осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты; анализ и прогнозирование состояния экономики России в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений и т.д.

Он осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, руководствуясь при этом Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. “О валютном регулировании и валютном контроле”; устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ.

Банк России вправе давать кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства и установленных экономических нормативов. В случае неисполнения его предписаний Банк России предъявляет учредителям банков требования о проведении мер по финансовому оздоровлению банка, о его реорганизации, о замене руководителей банка, о ликвидации банка, руководствуясь при этом требованиями и положениями Федеральных законов: “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” от 25 февраля 1999 г., “О реструктуризации кредитных организаций” от 8 июня 1999 г.

Доминирующую позицию занимает Сберегательный банк России. Интерес к нему граждан понятен: его устойчивость является гарантией социальной стабильности, так как в общем объеме привлекаемых вкладов физических лиц всей банковской системой вклады Сбербанка могут составлять 60-70%. Конкуренция в банковской системе сейчас значительно выросла, повысились риски. Вопрос о сохранности вкладов граждан в последнее время приобрел большую остроту. В этой связи немаловажное значение имеют Федеральные законы "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" от 23 декабря 2003 г. и "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" от 29 июля 2004 г. Целями указанного законодательства являются установление правовых, финансовых и организационных основ для осуществления соответствующих выплат и укрепление доверия к банковской системе России.



Индекс материала
Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Необходимость и характер государственного управления
Государственное регулирование как функция управления
Понятие и цели административно-правовой организации управления
Правовые основы организации управления
Межотраслевые и отраслевые начала в управлении
Антимонопольное регулирование
Организационно-правовая система управления промышленностью и энергетикой
Органы государственного управления промышленностью и энергетикой
Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
Органы государственного управления сельским хозяйством
Предприятия и организации в сельском хозяйстве
Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Организационно-правовая система государственного управления транспортом
Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
Организационно-правовая система государственного управления связью
Органы государственного управления связью
Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
Органы государственного управления финансами
Организация банковского дела
Организация налогового дела
Организационно-правовые основы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Органы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Организация таможенного дела
Основы организации управления образованием и наукой
Органы государственного управления образованием и наукой
Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества
Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием
Органы государственного управления здравоохранением и социальным развитием
Учреждения здравоохранения
Основы организации управления культурой
Органы государственного управления культурой
Основы организации управления обороной
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
Военная служба
Основы организации управления безопасностью
Государственная граница и ее охрана
Правовые режимы чрезвычайного и военного положения
Государственный пожарный надзор
Основы организации управления внутренними делами
Милиция
Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
Паспортная система
Основы организации управления иностранными делами
Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
Основы организации управления юстицией
Организация нотариальной службы и адвокатуры
Приложение 1 Обязанности и права милиции
Все страницы