Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах - Организационно-правовая система государственного управления транспортом

 

Организационно-правовая система государственного управления транспортом

Важную роль в развитии экономики играют транспорт, дорожное хозяйство. Согласно Конституции РФ (ст. 71) к предметам ведения РФ относятся федеральные транспорт, пути сообщения. На органы исполнительной власти субъектов РФ согласно их конституциям, уставам, законам возлагается решение вопросов транспортного обслуживания населения.

Вопросами организации функционирования транспорта, дорожного хозяйства, правового регулирования в этой сфере занимаются Министерство транспорта РФ и подведомственные ему Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Данная сфера деятельности регулируется рядом нормативных актов, таких, например, как: Федеральные законы от 10 января 2003 г. "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", от 8 января 1998 г. "О государственном регулировании развития авиации", от 30 июля 2003 г. "О транспортно-экспедиционной деятельности", от 10 января 2003 г. "Устав железнодорожного транспорта", а также другими законами и подзаконными актами.

Транспорт делится на железнодорожный, авиационный, морской, речной, автомобильный и др.

Управление в области транспортно-дорожного комплекса имеет некоторые особенности.

1. Транспорт, согласно гражданскому законодательству, считается источником повышенной опасности. Поэтому при организации государственного управления в этой области необходимо, чтобы осуществлялся повышенный контроль и надзор за безопасностью движения и перевозок на транспорте. С этой целью создаются специальные государственные органы или их подразделения, такие, как Российская транспортная инспекция при Минтрансе России, ГИБДД МВД России.

2. Принимается множество специальных нормативных правовых актов, призванных обеспечить жесткий контроль в транспортной сфере, в том числе и в деятельности ее работников: Кодексы (Воздушный, Кодекс внутреннего водного транспорта), правила осуществления перевозок, уставы того или иного вида транспорта (например, Устав железнодорожного транспорта), уставы о дисциплине и т.п.

3. Для большинства видов транспорта (например, железнодорожного) характерна высокая степень централизации управления.

4. Транспорт в большинстве случаев находится в ведении государства. Чтобы сохранить контроль над стратегически важными объектами транспортной сферы, государство ограничивает масштаб приватизации. Приватизация осуществляется с предварительного разрешения органов управления транспортом РФ, а в таких областях, как атомный флот, железнодорожный транспорт и железные дороги, взлетно-посадочные полосы аэропортов, автомобильные дороги, городской электрический транспорт, приватизация запрещена вообще.



Индекс материала
Курс: Административно-правовое регулирование в сфере экономики, в социально-культурной и административно-политической сферах
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Необходимость и характер государственного управления
Государственное регулирование как функция управления
Понятие и цели административно-правовой организации управления
Правовые основы организации управления
Межотраслевые и отраслевые начала в управлении
Антимонопольное регулирование
Организационно-правовая система управления промышленностью и энергетикой
Органы государственного управления промышленностью и энергетикой
Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
Организационно-правовая система государственного управления сельским хозяйством
Органы государственного управления сельским хозяйством
Предприятия и организации в сельском хозяйстве
Организационно-правовая система государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Органы государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Организационно-правовая система государственного управления транспортом
Органы государственного управления транспортно-дорожным комплексом
Организационно-правовая система государственного управления связью
Органы государственного управления связью
Организационно-правовая система государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Органы государственного управления природопользованием и охраной природных ресурсов
Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
Органы государственного управления финансами
Организация банковского дела
Организация налогового дела
Организационно-правовые основы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Органы государственного управления в области внешнеэкономических связей
Организация таможенного дела
Основы организации управления образованием и наукой
Органы государственного управления образованием и наукой
Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества
Основы организации управления здравоохранением и социальным развитием
Органы государственного управления здравоохранением и социальным развитием
Учреждения здравоохранения
Основы организации управления культурой
Органы государственного управления культурой
Основы организации управления обороной
Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
Военная служба
Основы организации управления безопасностью
Государственная граница и ее охрана
Правовые режимы чрезвычайного и военного положения
Государственный пожарный надзор
Основы организации управления внутренними делами
Милиция
Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
Паспортная система
Основы организации управления иностранными делами
Органы Министерства иностранных дел Российской Федерации за рубежом
Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
Основы организации управления юстицией
Организация нотариальной службы и адвокатуры
Приложение 1 Обязанности и права милиции
Все страницы